Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обзор Бхагавад-гиты



Дальнейшие сомнения Арджуны и его предание себя.

(2.1-10)

Основная тема: Когда человек приходит к пониманию того, что в материальном мире ничто, даже его собственный ум и разум не являются прибежищем, он принимает прибежище духовного авторитета.

Подпункты:

А. Необходимость принятия гуру, для того, чтобы решить проблемы жизни.12

0 Представив свои доводы и выслушав мнение Кришны Арджуна понимает, что не может разрешить стоящую перед ним дилемму. Ему необходимо высшее руководство.

1 Таким образом, Арджуна решает принять полное прибежище духовного учителя (Шри Кришны).

Б. Пример Арджуны показывает, что результаты эгоистического сознания - это крах и неспособность прийти к правильному заключению.

В. Утонченные чувства, такие как сострадание, хотя и благородны, но бесполезны, если применять их не имея знания.13

0 Сострадание Арджуны действительно достаточно похвально.

1 Однако из-за недостатка знания он направляет свое сострадание только на бренное материальное тело.

2 Недостаток понимания приводит к тому, что он пренебрегает высшими ценностями жизни, такими как предписанные обязанности, которые очищают сознание человека.

Г. Гита принимает Кришну Верховной Личностью Бога, прямо обращаясь к Нему как к Шри Бхагавану.14

0 Используя пример с солнцем, Шрила Прабхупада объясняет Абсолют в трех аспектах:

а) Брахман

б) Параматма

в) Бхагаван.

2. Хотя все три суть оно - Абсолют, Бхагаван является наивысшим и самым полным Его осознанием.

Д. Необходимость принятия гуру.

0 Почтительное отношение Арджуны к Бхишме и Дроне подчеркивает почтенное положение учителя.15

1 Человек может предаться духовному учителю, если он понимает

а) что он не может самостоятельно разрешить хитросплетения материального существования;

б) единственный способ смягчить боль и отчаяние - это принять полное прибежище Кришны.

3. Принявший полное прибежище Кришны Арджуна является совершенным примером того, как нужно предаваться Кришне.

Гьяна - Сражайся! Душа неподвластна смерти. (2.11-30)

В этом разделе Кришна опровергает довод Арджуны, суть которого состоит в том, что из сострадания ему не следует сражаться и убивать. Кришна объясняет, что душа вечна и смерть означает, что бессмертная душа просто меняет тело. Бренное, подверженное разрушению тело должно умереть. Поэтому не нужно отвергать исполнение долга под предлогом спасения тела, которое невозможно спасти. Строгая приверженность долгу порождает неподверженность влиянию постоянно меняющейся материальной природы и, таким образом, человек становится достоин освобождения и трансцендентного осознания. Арджуна - кшатрий, и поскольку долг кшатрия - сражаться, Арджуна должен исполнять его и таким образом очиститься.

Основная тема:

Душа вечна и неуничтожима, в то время как материальная природа преходяща. И поэтому неизбежное уничтожение материального тела никого не должно вводить в заблуждение. Напротив, нужно оставаться непоколебимым в исполнении предписанных обязанностей, которые очищают и позволяют человеку осознать собственную вечную сущность.

Подпункты:

А. Кришна называет Арджуну глупцом.16

0 Первый шаг обучения состоит в том, чтобы развенчать ложные представления ученика. Для этого могут потребоваться резкие слова.

1 Прибегнув к разуму Арджуна привел много доводов, оправдывающих отказ от участия в битве, не приняв при этом во внимание основную природу души. Несмотря на то, что его доводы кажутся разумными, в действительности они совершенно нелепы.

2 Кришна приступает к объяснению природы души.

Б. Душа вечна и индивидуальность ее вечна.17

В. Выполнение предписанных обязанностей необходимо для духовного продвижения. Они исполняют материальные желания регулируемым образом и это постепенно освобождает человека от телесной концепции жизни и позволяет ему подняться до уровня знания.18

Шрила Прабхупада в этой связи приводит три примера таких обязанностей, оказывающих очищающее воздействие:

0 Необходимость принимать ранние омовения в месяц Магха, даже если стоит холодная погода.

1 Необходимость готовить еду даже в такую жару, какая стоит в мае и июне.

2 Жизнь санньяси, полная аскезы.

Г. Понимание души.

0 В пасмурный день увидеть солнце непосредственно нельзя, но мы заключаем, что оно есть по присутствию его признаков: света. Подобным же образом, бесконечно малая, атомарная душа неподвластна непосредственному восприятию невооруженным глазом, но косвенно ее можно воспринять по присутствию ее признака - сознания.

1 Можно окончательно установить истинность факта присутствия души, сравнив живое тело с мертвым. В материальном теле присутствуют все материальные элементы, хотя сознание в нем полностью отсутствует. Следовательно, сознание не является признаком ни одного материального элемента, оно представляет собой нематериальный элемент.19

2 Поскольку душа находится вне сферы обычного восприятия ее нельзя понять, используя только прямой, эмпирический метод познания. Следовательно, мы должны понимать душу на основе ведической мудрости.

Д. Разные типы людей неправильно понимают природу души.

1. Люди, обладающие скудным запасом знания, пытаясь понять душу, используют только эмпирический метод и не понимают того, что одна и та же духовная частица может оживлять разные типы материальных тел, начиная слоном и кончая микробом.

2. Люди, поглощенные желанием удовлетворять чувства, не имеют времени для духовного самоанализа и, таким образом, неправильно понимают душу.

3. Некоторые понимают, что "я" есть дух, но заблуждаются, уравнивая во всех отношениях бесконечно малую душу и всепроникающую Сверхдушу.

Е. Переселение души, основополагающий принцип ведической философии, происходит под руководством Сверхдуши. Зная желание души, Сверхдуша направляет душу в тело, подходящее для осуществления ее желаний.20

Ж. Время неминуемо разрушает тело. Поэтому следует заботиться о вечной духовной частице, истинном "я", оживляющем тело.21

З. Шрила Прабхупада использует наставления Кришны о природе души для того, чтобы предпринять решительную атаку на философию майавади.

1. Философы-майавади утверждают, что сознание индивида порождено иллюзией. Если это действительно так, то тогда обладающая сознанием личность, называемая Кришной, также находится в иллюзии, и Бхагавад-гита, поведанная Им, не может быть авторитетным писанием. Тем не менее майавади заявляют, что принимают Бхагавад-гиту как авторитетное писание. В этом состоит противоречие.22

2. Майавади говорят, что майа отделяет или отсекает индивидуальные души от изначального сознания, но Бхагавад-гита и Упанишады утверждают, что душа нерушима и неделима.23

3. Майавади говорят, что освобожденные души растворяются в однородном Брахмане, но Бхагавад-гита и Упанишады утверждают, что душа никогда не может быть растворена.24

4. Душа может быть качественно равна Сверхдуше, но не количественно. Душа бесконечно мала (ану), Сверхдуша - бесконечно велика (вибху). Поэтому индивидуальная душа может быть побеждена силой майи, тогда как Сверхдуша, всегда полная сама в себе, просто наблюдает за действиями души, поглощенной в материальную природу.25

Карма-канда - Сражайся и исполняя свой долг ты обретешь победу. Отказываясь от участия в битве ты навлечешь на себя поражение. (2.31-38)

Кришна низводит приводимые Им доводы до материалистического уровня. Успешно разбив доводы, основанные на сострадании, теперь Он разобьет доводы Арджуны, основанные на наслаждении, и разъяснит, что счастливым можно стать только следуя своему долгу.26

Основная тема:

Материальное счастье есть результат должного выполнения дхармы. Пренебрежение дхармой ведет к материальному падению.

Подпункты:

А. В этой части подробно разрабатывается текст 2.2, в котором Кришна говорит, что пренебрежение долгом ведет не к высшим планетам, а к бесчестию.

Б. У слова "дхарма" есть два значения.

1. Во-первых, есть сва-дхарма для тех, кто не достиг самоосознания. В системе варнашрамы человек, выполняя свои обязанности, осуществляет свои материальные желания регулируемым образом, и это постепенно сводит на нет представление о жизни как о жизни тела и побуждает к отречению. Большинство доводов Кришны в этой части проистекают из этого объяснения понятия "сва-дхарма".

2. Во-вторых, существует сва-дхарма для достигших освобождения. Это чисто духовные обязанности, не основанные на личном желании человека или типе обусловленности.27

В. Обязанности кшатрия.

1. Основной обязанностью кшатрия является то, что он защищает граждан. Поэтому из них готовят искусных воинов, всегда готовых сражаться не уклоняясь от битвы, которая может быть необходима для защиты общества.28

2. Победа в праведном бою приносит мирскую славу, а в случае смерти человек переносится на высшие планеты. Любой исход благоприятен для кшатрия, который с рвением стремится на поле битвы.29

а) Эти доводы справедливы и для Арджуны, опасающегося последствий греха.

б) Арджуна говорил, что убивать в сражении будет грехом. Однако Кришна определяет грех как пренебрежение долгом. И поскольку долг Арджуны как кшатрия состоит в том,,, чтобы сражаться, то грехом будет не убивать.30

Г. Тот, кто уклоняется от исполнения своего долга, никогда не заслужит уважения. В своем нежелании сражаться Арджуна представил себя святым. Однако Кришна указал на то, что он хочет избежать участие в сражении из-за своей привязанности к телу и подобная слабость не будет высоко оценена теми великими кшатриями, чье мнение уважал Арджуна.31

Д. Разбив доводы Арджуны о счастье, Кришна быстро возвращает разговор в прежнее русло и поднимает его на трансцендентный уровень. В 38 стихе Он говорит, что истинная причина того, почему Арджуна должен сражаться состоит не в том, что это принесет ему материальное счастье, а в том, что это - его долг. Кришна говорит о том, что не стоит беспокоиться, если приходит счастье или несчастье, нужно просто неуклонно выполнять свой долг. Такое отношение, исполненное сознания долга и преданности, освобождает человека от всех видов зависимости.

Буддхи-йога (нишкама-карма) - Сражайся!

Но не создавай последствий своих действий. (2.39-53)

Арджуна не может думать о битве иначе как о грехе. Поэтому бездействие представляется ему единственным решением проблемы греха. Этому неверному пониманию Кришна противопоставляет совершенно иной образ действий - буддхи-йогу.

Под понятием "буддхи-йога" подразумевается связь с Богом через разум. Сосредоточив свой разум на представлении о душе, человек не будет больше действовать ради получения плодов своей деятельности. Человек будет продолжать действовать, но с умонастроением отречения от материальных результатов. В этой главе Кришна рассеивает страх Арджуны перед последствиями грехов и дает Арджуне истинное понимание святости.

Основная тема:

Человек связывает не сама деятельность, а сознание, с которым он выполняет ее. Человек будет свободен от зависимости, если в своих действиях он руководствуется представлениями о вечном, духовном "я".

Подпункты:

А. Существует два уровня буддхи-йоги.

1. Первый заключается в том, что человек действует зная, что он не является телом. Это освобождает его от желания пожинать плоды своей деятельности.

2. Второй, более высокий уровень буддхи-йоги заключается в том, что человек действует, зная, что он - вечный слуга Кришны. Это не только освобождает человека от желания пожинать плоды своей деятельности, но и дает трансцендентное желание удовлетворить Верховную Личность Бога.

Б. Деятельность на уровне буддхи-йоги разительно отличается от деятельности на материальном уровне.32

1. О материальной деятельности судят по ощутимым результатам, которые она приносит. Следовательно, она считается удачной только в случае, если она доведена до конца. Но любой объем деятельности, совершенной в буддхи-йоге (сознании Кришны) имеет постоянное воздействие на сознание индивида. Это воздействие переносится в следующую жизнь человека. Продолжение продвижения по пути самоосознания начинается с уровня, на котором он остановился.

2. Следует понять, что любая материальная деятельность в конечном счете бесплодна, ибо она временна. Деятельность в сознании Кришны, напротив, навсегда остается с живым существом.

В. Стойкая решимость (вйавасайатмика-буддхи) достичь успеха в духовной жизни характеризует личность, практикующую буддхи-йогу. Материалисты переменчивы, так как они подчиняются диатипу постоянно меняющегося ума. Однако преданные сосредотачивают свой разум на служении Господу, понимая, что Он - Верховная Личность Бога, источник всего творения.33

1. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что вйавасайатмика-буддхи - это принятие наставлений духовного учителя как миссию своей жизни.

2. Можно считать, что человек прочно утвердил свой разум в преданном служении, если он имеет твердую веру в то, что служа только Кришне он выполняет и все другие обязанности.

Г. Тот, кто пытается продвинуться в буддхи-йоге, должен оставить привязанность к совершению многочисленных ведических ритуалов.34

1. Неспособность различить мелкие, второстепенные обязанности от основных обязанностей чистого преданного служения создает значительное препятствие на пути предания себя Господу.

а) Поскольку предназначение Вед состоит в том, чтобы очищать людей, то они предписывают различные дхармы для людей, находящихся на разных уровнях развития сознания.

б) Определенные разделы Вед (называемые карма-канда) привлекают людей, привязанных к удовлетворению чувств. Привлеченные Ведами однажды, они могут совершать дальнейшее продвижение.

в) Следуя путем Вед, человек постепенно отрешается от удовлетворения чувств и от религии, сулящей материальную выгоду, и таким образом продвигается к цели, чистому преданному служению. Конечная цель ведического пути - практика чистой преданности Кришне.35

г) Если у человека есть возможность совершать чистое преданное служение, но он уклоняется от него под предлогом мирского религиозного благочестия, он упускает самое важное и впустую тратит время.

2. Используя эти доказательства, Кришна оттачивает разум Арджуны и делает попытку устранить все препятствия на пути к непоколебимой решимости предаться.

Д. Привязанность к материальному богатству и услаждению чувств является единственным самым серьезным сдерживающим фактором, не позволяющим обрести устойчивость в преданном служении.36

Е. Кармические реакции являются результатом мышления в категориях деятельности ради плодов, однако тот, кто действует из чувства долга, свободен от желания наслаждаться плодами своей деятельности, и неподвержен действию кармы.37

Ж. Важно, что в Бхагавад-гите Кришна никогда не просит Арджуну отказаться от свойственного его природе рода деятельности. Он советует Арджуне продолжать действовать, но в духе отречения.

1. Кришна предписывает образ действий, называемый нишкама-карма йога, которая освобождает человека от оков деятельности ради плодов и ее последствий, но вместе с тем позволяет человеку активно использовать органы чувств. Таким образом, в сравнении с полным отречением от деятельности (карма саннйаса) нишкама-карма йога вызывает меньше беспокойства и снижает риск падения.38

2. Кришна описывает йогу как работу, совершаемую без привязанности к результату. Человек достигает этого уровня йоги непривязанности, следуя наставлениям Господа о преданном служении.39

3. Человек может полностью прекратить связывающую его деятельность, направленную на удовлетворение чувств, когда он осознает, что изначальное положение души - служить Высшей Душе, Кришне. И таким образом, он всю свою деятельность направит только на служение Кришне. Такая деятельность находится на уровне освобождения.40

4. Занимаясь преданным служением, человек избегает кармических реакций на свою деятельность в настоящем, а также сжигает прошлую карму.41 В этом суть доводов Кришны, развеивающих страх Арджуны относительно последствий грехов. Арджуна не желает сражаться, потому что хочет избежать последствий греха и следующих за ним несчастий. Но Кришна объясняет, что деятельность в преданном служении (для Арджуны - это участи в битве) освободит его от всех грехов и приведет его туда, где нет страданий (га Вайкунтху).

5. Такое понимание положения Кришны и буддхи-йоги делает человека устойчивым в преданном служении и безразличным к ведическим ритуалам и мирской религиозности.42

Стхита праджна - Сражайся! Утвердись в сознании Кришны (2.54-72)

Дав Арджуне наставления в буддхи-йоге, Кришна описывает стхита-дхир муни, чтобы показать, что же представляет из себя человек, утвердившийся в буддхи-йоге.

Основная тема:

Тот, кто утвердился в сознании Кришны, находится выше беспокойств, доставляемых внешними, материальными явлениями. Он может ощущать трансцендентное даже находясь в этом теле.

Подпункты:

А. Удовлетворенность - основополагающий признак того, кто устойчив в понимании своего изначального положения. Он не нуждается в том, чтобы искать удовольствий в материальном мире, он ощущает счастье сознания Кришны внутри себя. Так он поднимается над уровнем ума, эгоистическим принятием и отвержением и утверждается в преданном служении, не взирая на внешнее окружение.43

Б. Преданный всегда держится в стороне от затягивающего влияния объектов чувств:

1. Аналогия с черепахой. Преданный использует свои чувства только для преданного служения. Когда нет служения, которое можно было бы совершать чувствами, он втягивает их, как черепаха втягивает свои конечности под панцирь. Таким образом, преданный полностью контролирует свои чувства, хотя он занимает их в деятельности.44

2. Основной способ контролировать чувства - это изведать высший вкус. Почувствовав вкус высшего удовольствия (наслаждения?) духовной жизни, человек естественно и легко отказывается от мирских привязанностей и наслаждений (удовольствий?).45

3. Чувства сильны и неудержимы. Они способны утянуть даже проницательного человека, который пытается контролировать их.

а) Слова "проницательный человек" относятся к гьяни, который пытается обуздать чувства силой своего собственного философского понимания и убежденностью на уровне ума.

б) Кришна показывает разницу между сложностью такой борьбы и простотой и легкостью, с которой преданный остается в стороне от запутанности чувственного удовлетворения.

(1) Контролируя чувства в процессе преданного служения, человек не впадает в отчаяние, потому что он задействует все чувства в регулируемой деятельности в преданном служении.

(2) Деятельность в сознании Кришны приносит истинное умиротворение и непрекращающееся ощущение счастья.

В. Тот, кто не занимает чувства в служении Кришне, в конечном счете деградирует до материалистического сознания, так как просто подавляя ум и чувства, человек не насыщает их.46

1. Кришна описывает постепенную деградацию сознания. Она начинается с того, что человек принимается медитировать на материальные чувственные удовольствия (дхйайайто вишайаш).

2. Из привязанности развивается страстное желание завладеть объектами вожделения, и человек начинает строить планы, как это сделать (сангат санджайате камах).

3. Вожделение приводит к гневу (камат кродхо 'бхиджайате). Когда что-то препятствует исполнению вожделенных желаний, человек впадает в гнев. Даже если вожделение удовлетворено сразу же, природа его такова, что чем больше его утоляешь, тем сильнее оно разгорается (см. 3.39). В конечном счете, оно становится так велико, что его невозможноо утолить, и тогда неизбежно возникает гнев.

4. Гнев подобно алкоголю затуманивает сознание. В гневе, который ослепляет его, человек не видит последствий, к которым ведут его действия. Итак, гнев приводит к полнейшей иллюзии (кродхат бхавати саммохах).

5. Пребывая в иллюзии, человек забывает о своем истинном положении и в духовном плане и в материальном (саммохат смрти-вибхрамах).

6. Таким образом, вся парадигма реальности, которая является продуктом буддхи, теряется и искажается (смрти-бхрамсад буддхи-насо).

7. Человек снова падает в болото материальной жизни (буддхи-насат пранасйати).

Г. Тот, кто утверждается в буддхе-йоге в действительности живет в другом мире, нежели материалист. Находясь в том же самом месте, буддхи-йог видит реальность совсем в ином свете, поскольку его разум нацелен на самоосознание, а не на удовлетворение чувств.47

Д. Сознание Кришны - это конечная стадия, на которой отсутствуют желания.48

1. Признавая верховное главенство Кришны и свое собственное положение слуги, человек из-за мирских желаний не сойдет с пути, ведущего к трансцендентному.

2. Это уровень полной удовлетворенности.

3. Итак, для того, чтобы достичь умиротворенности, Арджуна должен порвать со своими материальными привязанностями, которые препятствуют выполнению дхармы. Если Арджуна желает мира, он должен исполнять приказы Кришны и сражаться.

4. Деятельность только в сознании Кришны позволяет человеку вступить в духовный мир даже при этой жизни.49

Глава 3.

Карма-йога.

Разрешение спорного вопроса: Отречение от деятельности или деятельность в нишкама карме (3.1-9).

В предыдущей главе Кришна подчеркнул важность буддхи, разума. Он дал Арджуне наставления путем буддхи-йоги устраниться от всех ужасных деяний. Подобное утверждение усиливает непонимание Арджуны, заключающееся в том, что он считает деятельность ужасной и греховной.

Арджуна предлагает оставить общество и выполнение предписанных обязанностей с тем, чтобы избежать зависимости от материального.50 Это типичная ошибка новичков в духовной жизни. Они думают, что всякая деятельность ведет к зависимости и для того, чтобы избежать кармы, нужно просто прекратить деятельность. В этом разделе Кришна решительно исправляет это неправильное понимание.

Основная тема:

Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, с которым эта деятельность совершается. Следовательно, отречением является не отказ от деятельности, а отказ от привязанности к плодам этой деятельности.

Подпункты:

А. Отречение от деятельности без необходимой подготовки, знания и очищения приведет к краху на пути духовного продвижения. Без выполнения предписанных неосуществленное желание действовать приведет незрелого неофита, вставшего на путь отречения к греховным действиям.51

1. Отказавшись от выполнения предписанных обязанностей, человек лишает себя возможности постепенного очищения от умонастроения наслаждающегося. Если в сердце человека, который отказался от выполнения предписанных обязанностей, возникает желание действовать ради плодов, и у него нет позитивного пути для удовлетворения этого желания в рамках религии, то он подвергается огромному риску, так как может прибегнуть к неблагочестивым средствам удовлетворения этого желания. В этом опасность преждевременного отречения.52

2. Отречение от деятельности не есть средство очищения, это результат отречения.

3. Душа активна по своей природе, поэтому не существует возможности отречения от деятельности. напротив, нужно действовать на уровне чистоты.

4. Скороспелое принятие жизни в отречении прежде, чем человек разовьет в себе необходимые для этого качества, может быть попыткой удовлетворить чувства на тонком уровне такими вещами, как выгода, обожание, выделенность из общей массы. Кришна с насмешкой сравнивает это псевдо-отречение с честной попыткой очищения по правилам карма-йоги.53

5. Предписанные обязанности слишком важны, чтобы отвергнуть их выполнение по собственной прихоти. Наряду с тем, что они очищают сердце, они также поддерживают стабильность в обществе и даже физическое здоровье человека.54

Б. Путь бездействия (санкхйа-йога) и путь действия (карма-йога) взаимозависимы, но не противоречать друг другу.

1. Санкхйа-йога (философский анализ) косвенным путем приводит человека к осознанию Кришны. Она помогает осознатьь себя как духовную сущность. Затем человек может осознать свою связь со Всевышним, Кришной.

2. Процесс сознания Кришны (буддхи-йога или карма-йога) означает действовать на уровне осознания своей духовной связи со Сверхдушой.

3. Хотя существует две части одного и того же пути, сознания Кришны - это высший метод благодаря своей практичности. В сознании Кришны человек исполняет свое желание действовать. И эта деятельность в преданном служении, с помощью которой человек понимает свое истинное положение, является очищающим фактором. Здесь меньше возможностей для падения, и продвижение совершается быстро и легко.55

В. Деятельность, совершаемая в сознании Кришны, есть "деятельность во имя Вишну" (йаджна-артхат). Все существа вынуждены действовать в соответствии с их природой. Им следует действовать только во имя Вишну и таким образом освободиться от оков кармической деятельности.56

От карма-канды к карма-йоге (3.10-16).

Ранее Кришна установил, что не следует искусственно отрекаться от деятельности, нужно выполнять предписанные обязанности, отрекаясь от результатов. Теперь Он называет этапы деятельности для тех, кто не действует на уровне отречения, но желает того. Удовлетворяя свои материальные желания в рамках религии те, кто привязан, очистятся.

Основная тема:

Господь Кришна создал материальный мир для того, чтобы побудить людей совершать жертвоприношения. Он устроил так, что материальный прогресс зависит от ягьи. Поклоняясь Господу с целью получить материальное благополучие, человек очищается и прогрессирует.

Подпункты:

А. Лестница йоги.

1. Карма-канда

Удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил приводит основную массу людей к религиозности. Карма-канда очищает практикующего ее разнообразными способами:

а) Она заставляет его следовать правилам, которые приводят его к непривязанности. Непривязанность благоприятствует знанию.

б) Она приводит человека к Ведам, которые содержат также разделы "Гьяна" и "Упасана".

в) Совершение ягьи и получение результатов дают ему веру в шастры.

г) Это приводит человека к общению с брахманами, которые могут дать ему знание. Встав на ведический путь и обретя веру, человек естественным образом придет к изучению разделов Гьяны и Упасаны, так как удовлетворение чувств с соблюдением определенных правил неизбежно приводит человека к следующему этапу...

2. Сакама карма-йога.

Разочарованный в удовлетворении чувств человек начинает желать очищения. Поэтому он пытается отречься от плодов своего труда. Из-за слишком длительного потакания своим материальным желаниям, он остается привязан к некоторым из результатов деятельности, но постепенно продвигается к стадии полной непривязанности к кармической деятельности.

3. Нишкама карма-йога.

На этой стадии человек непривязан к плодам своеготруда, но пока еще привязан к деятельности как к таковой. Это приводит к следующей ступени.

4. Гьяна-йога.

Полное отречение от всяких желаний действовать и от плодов деятельности; человек может отречься от всех обязанностей и приняться за философское исследование.

5. Бхакти-йога.

Бхакти может пронизывать все стадии кроме карма-канды, но она обысно не проявляется полностью до тех пор, пока не разовьется глубокая реализация стадии гьяны (см. 7.19).

Б. Карма-йога - совершение жертвоприношений ради материальной выгоды.

1. Через жертвоприношения человек обретает материальное процветание и постепенно возвышается до уровня освобождения.57

2. Во всех жертвоприношениях (ягьях) Вишну - верховный наслаждающийся жертвоприношениями. Полубоги, будучи Его неотъемлемыми частицами, получают удовольствие от жертвоприношений.

3. Все необходимое для жизни дается полубогами. Таким образом, удовлетворив их, человек будет процветать.

а) Полубоги, наделенные полномочиями правителей мира, управляют им от имени Господа. И, естественно, что они удовлетворены, видя, что кто-то непосредственно служит Господу. И поскольку вначале не все могут быть готовы служить непосредственно Кришне, Веды иногда рекомендуют поклонение полубогам.

б) Весь этот процесс создан для того, чтобы взрастить чувство зависимости и служения в сердцах материалистов.

в) Имея в виду эту цель, Кришна объясняет, что тот, кто получает плоды жертвоприношений, не признавая Господа и полубогов (и не предлагая взятое), является вором, ведущим греховную жизнь.58

В. Санкиртана-ягья - самая простая и наиболее эффективная форма жертвоприношения, особенно в Кали-йугу.59

Г. Принимая участие в жертвоприношении (ягье) даже с материальными целями, человек приходит в соприкосновение с трансцендентым. Это происходит от того, что Веды исходят непосредственно от Господа.

Д. Ягья, жертвоприношение - это нечто большее, чем сложный ритуал. Строгое исполнение своих обязанностей - это настоящая ягья. Веды предписывают разнообразные обязанности.60

1. Если человек может выполнять чистое преданное служение, то он движется непосредственно по направлению к трансцендентному, и выполнение различных обязанностей с целью очищения совсем не обязательно для него.61

2. Что же можно сказать об обязанностях, не предписанных Ведами? Если человек, совершая деятельность, игнорирует ведическую дхарму, то такая деятельность бесполезна и связывает его. Цель человеческой жизни - возвысить сознание, исполняя авторитетную дхарму, предписанную Ведами. Пренебрегая этим правилом, человек живет впустую.62

Е. Жертвоприношение устраняет ложное эго - ложное чувство собственничества. Человек может воспринять трансцендентное в той степени, в какой он погружен в совершение жертвоприношения. Итак, духовную жизнь можно рассматривать как разные степени жертвенности во имя трансцендентной цели. И начинается это с того, что материалист совершает ягью, чтобы удовлетворить свои чувства благочестивым образом. Высшим проявлением жертвенности является жизнь чистого преданного, чистая жертвенность.63

Нишкама карма. Деятельность из чувства долга с целью подать правильный пример (3.17-35).

Поведав Арджуне карма-канду Кришна продолжает, говоря о нишкама карма-йоге.

Ранее Кришна объяснил, что тот, кто хочет очиститься, должен выполнять предписанные обязанности, но тот, кто уже достиг самоосознания, может пренебречь своими обязанностями. Арджуна может подумать, что будучи осознавшей себя личностью, он имеет право отказаться от сражения, так как он не нуждается в дальнейшем очищении с помощью выполнения предписанных обязанностей. С тем, чтобы предотвратить такое неверное понимание, Кришна объясняет, что даже достигшие осознания личности выполняют предписанные им обязанности, и делают это не из привязанности или ради очищения, а для того, чтобы показать должный пример всем людям. Объясняя эти моменты, Кришна разбивает доводы Арджуны, касающиеся "разрушения семьи".

Основная тема:

Тот, кто обладает полным знанием выше материальных привязанностей. Ему не нужно выполнять предписанные обязанности для того, чтобы очиститься. И все же он действует, исходя из того, что нужно подать правильный пример для тех, кто обладает меньшим знанием.

Подпункты:

А. Шастры и гуру определяют человеку его обязанности в соответствии с его материальными привязанностями. Человеку предписывается выполнять деятельность, которая очищает его, и наряду с этим ему позволяется удовлетворять его желания в рамках правил. Только самореализованная личность свободна от выполнения долга, поскольку у нее нет желаний и нет необходимости в дальнейшем очищении.64

Б. Самореализованная личность действительно выполняет предписанные обязанности только для того, чтобы показать другим действительный пример того, как жить.65

1. Шрила Прабхупада объясняет, что главы обществ должны знать явленные писания, чтобы они могли правильно руководить обществом. Они также должны служить воплощением тех моральных норм, которые они вводят.66

2. Кришна использует Свой пример. Он - Бог, и Ему вне Его самого ничего не нужно, и все же Он ведет Себя как кшатрий. Причина в том, что если бы Он пренебрегал предписанными обязанностями, то простые люди в свою очередь поступили бы также.67

* Здесь Кришна разбивает довод Арджуны о "разрушении семьи".

а) Общая масса людей готова воспользоваться любым предлогом, чтобы ради удовлетворения чувств пренебречь долгом. Если лидеры, подобные Кришне и Арджуне, будут уклоняться от исполнения дхармы, тогда и остальные, несомненно, последуют за ними. Каждый будет действовать по своей прихоти, и это станет беспрепятственно распространяться среди людей. Свод религиозных правил, регулирующий общение между полами будет разрушен, и в результате этого появится варна-санскара, нежелательное население, которое подорвет устои общества.

б) Арджуна выдвинул довод, что война разрушит семейные традиции и приведет к появлению варна-санскары. В качестве контраргумента Кришна приводит тот факт, что отказ от сражения будет означать для Арджуны пренебрежение долгом, что тем более приведет к насильному разрушению традиций и создаст варна-санскару.

3. Тому, кто понимает всю тщетность материалистической деятельности, не стоит побуждать людей прекращать деятельность преждевременно. Вместо этого ему нужно вдохновлять их на труд своим собственным примером. Занятость в предписанном процессе очищения медленно, но верно приведет человека к истинному самоосознанию, в то время как преждевременное отречение просто сделает из него паразита на теле общества.68

В. В чем же разница между самореализованной личностью и невежественными людьми, если и те и другие выполняют одинаковые обязанности? Прабхупада объясняет: "Человек в сознании Кришны и человек не в сознании Кришны отличаются разными желаниями."69

1. Невежественный человек, сбитый с толку желанием чувственного удовлетворения, считает себя деятелем, способным независимо контролировать ход событий в своей жизни. Таким образом, он выполняет свои обязанности с привязанностью и желанием получить чувственное удовлетворение.70

2. Самореализованная личность понимает, что не принадлежит к материальному миру. Он выполняет свои обязанности без привязанности во имя очищения. Он непривязан к результатам своей деятельности и имеет твердую веру в то, что Кришна - контролирующий.71

* Высший уровень самоосознания - это чистое преданное служение, стоящее нар религиозными ритуалами или работой из чувства долга ради очищения.72

Г. Способность человека прогрессировать в духовной жизни напрямую связана с верой и способностью без зависти принимать Кришну и Его наставления. Даже если человек не находится на уровне преданности, о которой упоминается в 3.30, но искренне верит в слова Кришны, то в конечном счете, он станет достоит чистого преданного служения.73

Д. Все люди, за исключением осознавших себя, движимы тремя гунами природы. Поэтому человек, искренне стремящийся к духовному, следует путем регуляций для того, чтобы постепенно очистить свои внешние привязанности, получая одновременно достаточно чувственного удовлетворения, чтобы успокоить ум. Однако, если человек цепляется за уступки, которые делаются ему для того, чтобы он мог удовлетворять чувства согласно предписаниям шастр, то он рискует скатиться до греховной жизни.74

Е. Заканчивая свои рассуждения на тему нишкама карма-йоги Кришна объясняет, что никогда не нужно отказываться от своих обязанностей, принимая на себя чужие. Напротив, уж лучше столкнуться с разочарованием на своем собственном пути, чем следовать по чужому.75

Три нижеизложенные точки зрения могут помочь человеку понять, почему лучше выполнять свои собственные обязанности несовершенно, чем чужие в совершенстве.

* Если человек выполняет чужие обязанности, поддаваясь своей прихоти, то такая деятельность в конечном счете приводит к хаосу. Это создает прецедент отвержения собственных обязанностей из-за трудности их выполнения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что человек скатывается до того, что чувственное удовлетворение становится критерием для принятия или отвержения.

* Если человек берет на себя выполнение чужого долга, то это ведет к подрыву устоев общества. Предписанные обязанности даются не только для личного очищения, но также и для того, чтобы общество, состоящее из неразрывнях частей, могло быть стабильным. Если человек решает изменить род своей деятельности, то те, кто зависят от его деятельности, могут пострадать.

* Принятие чужих обязанностей не так легко, как это можно подумать. Обуславливающие нас склонности коренятся гораздо глубже, чем мы осознаем. Оставить занятие, к которому данный человек склонен, очень трудно. Если человек занимается тем, к чему у него нет естественной склонности, то это вызывает у него неудовлетворенность и грозит моральным разложением.

Берегись вожделения и гнева (3.36-43)

Кришна разбивает многочисленные доводы, оправдывающие пренебрежение долгом и объясняет важность следования правилам дхармы, как того требуют шастры. Может возникнуть такой вопрос: "Что заставляет человека не повиноваться авторитету шастр, даже если он знает, что такое поведение неправильно?"76 В ответ Кришна объясняет природу вожделения.

Основная тема:

Вожделение - заклятый враг духовного прогресса. Вожделение можно обуздать, следуя ограничениям, накладываемым религиозной жизнью и взращивая в себе знание об истинной природе души.

Подпункты:

А. Вожделение также берет свое начало из трансцендентного.77

1. Вожделение возникает, когда свойственная душе любовь к Кришне преломляется и направляется на нее саму. Таким образом, вожделение, или сильное желание удовлетворять свои чувства, - это отражение изначального сильного желания удовлетворять чувства Кришны.

2. Шрила Прабхупада объясняет: "Если живое существо под влиянием гуны страсти использует ее для того, чтобы возвыситься до гуны благости, следуя предписанному образу жизни и действия, тогда вместо того, чтобы деградировать до гуны невежества, оно сможет спастись от деградации, на которую обрекает гнев, благодаря привязанности к духовному."

* Неконтролируемое вожделение ведет к гневу, гуна невежества (см. 2.62-3), но вожделение, гуна страсти, при правильном следовании предписанным обязанностям может помочь возвыситься до гуны благости.

Б. Разные формы жизни различаются по уровню вожделения, покрывающего чистое сознание живого существа.78

* Кришна приводит простую аналогию, сравнивая сознание человеческой формы жизни с огнем, окутанным дымом. Это сделано для того, чтобы объяснить, что в человеческой форме жизни есть видимость чистого духовного сознания. Человеческая форма жизни предоставляет возможность раздуть огонек сознания, лишь слегка окутанного дымом, в пламя, возрождая свойственное человеку сознание Кришны.

В. Приводя совершенно другую аналогию, Кришна сравнивает вожделение с огнем. Огонь невозможно утолить никаким количеством топлива. Чем больше топлива, тем сильнее огонь. Лучший способ затушить огонь - это дать ему погаснуть.79

Г. Кришна завершает эту главу конкретными наставлениями о том, как победить этого врага, вожделение.80 Сначала Он указывает, где располагается этот враг (текст 40), а затем объясняет, как его победить (тексты 41-43).

1. Пристанища вожделения - чувства, ум и разум.

а) Чувства. Если человека привлекают удовольствия или отвращает боль, то это означает, что на его чувства влияет вожделение. Чувства посылают в ум образы желанных и нежеланных объектов.

б) Ум. Таким образом ум становится вместилищем чувственных впечатлений и пристанищем вожделения.

в) Разум. Образы, порождаемые вожделением, возникают в уме и атакуют разум. Если разум побежден, то ум приказывает ему строить планы для исполнения желаний, порожденных вожделением. И так вожделение проникает через чувства в ум и разум и побеждает их.

г) Шрила Прабхупада отмечает, что разум, в котором обитает вожделение, усиливает ложное эго. Это может происходить от того, что планы, направленные на исполнение вожделенных желаний, порождает ложное отождествление себя с телом и взгляд на мир, в котором человек является наслаждающимся и повелевающим (аханкара).

2. Как контролировать вожделение.

а) Поскольку ум и разум трудно контролировать, начинать нужно с контроля чувств.81

б) Затем человек может вступить в схватку с вожделением в уме и разуме, размышляя о том, что он - духовная частица и стоит выше диктата чувств, ума и разума. Таким образом, он может практиковать деятельность на уровне духовного желания (сознания Кришны), а не на уровне материального вожделения.82

Глава 4.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 511 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...