Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самое сокровенное знание



Глава 9 озаглавлена "Самое сокровенное знание", так как она затрагивает сокровенные вопросы любовных взаимоотношений между Кришной и Его преданными.

Слушание о Кришне - качества способствующие и препятствующие этому. (9.1-3)

Ответив на 8 вопросов Арджуны, Кришна возвращается к теме, затронутой в главе 7, начиная с важности слушания.

Основная тема:

Самое сокровенное знание об Абсолютной Истине можно обрести посредством правильного слушания.

Подпункты:

А. Слушание рассказов о Господе в обществе преданных очищает человека и дарует ему духовное продвижение. (1)

Б. Сокровенность духовного знания зависит от того, насколько оно раскрывает истинное положение души в ее отношениях с Кришной. (1-2)

1. Начальные главы Гиты представляют знание об отличии души от тела. Это сокровенное знание.

2. Главы 7 и 8 дают знание о преданном служении. Это знание более сокровенно, так как в этих главах обсуждаются взаимоотношения живого существа с Кришной.

3. Знание, данное в главе 9, самое сокровенное, потому что оно открывает природу близких, любовных взаимоотношений между Господом и Его преданными.

В. Степень глубины знания о Кришне, которое человек сможет обрести, находится в прямой зависимости от степени его преданности. (9.1,3)

1. Прежде всего, Господь объясняет, что Арджуна достоин постичь самое сокровенное знание о Кришне, потому что он анашуйаве, не завистлив. 47 Чтобы понять Бхагавад-гиту, человек должен быть предан Кришне и не завидовать Ему, так как сутью послания Гиты является то, что человек должен предаться Кришне.

2. Вера не противопоставляется знанию, напротив, она является предпосылкой знания и в особенности сокровенного знания. Вера - это врата, через которые человек может получить доступ к знанию.

Отношение Кришны к материальному миру в терминах ачинтья-бхедабхеды (9.4-10)

Господь Кришна начинает разъясять самое сокровенное знание с объяснения Своих отношений с материальным миром. Это проявление Его милости к тем, кто материалистичен.

Он дает необходимую веру людям, которые поглощены материальным, показывая, что Он - Верховный по отношению к космическому проявлению.

Глава 9 утверждает, что Кришна - "высший объект поклонения". Он превыше полубогов, безличного Брахмана и космического проявления. Стихи 4-10 показывают, что Кришна - высший объект поклонения в материальном мире, а также утверждают философию ачинтья-бхедабхеда Господа Чайтаньи, которая провозглашает одновременное единство и различие между Господом, живыми существами и миром.

Основная тема:

Благодаря Своему непревзойденному, высшему положению по отношению к материальному творению, Господь Кришна является высшим объектом поклонения.

Подпункты:

А. Господь поддерживает и пронизывает Своими энергиями всю вселенную (4-6)

1. Всепроникающий аспект Господа называют авйакта муртина, Его непроявленная форма.

2. Господь непроявлен для материальных чувств, но Его могут воспринивать те, чьи чувства очищены практикой преданного служения. (4)

Б. Кришна говорит: "Все существа находятся во Мне, но Я не в них". Это утверждение подтверждает то, что хотя Господь пребывает повсюду, Он не утрачивает Своего личностного бытия. (4)

В. Объяснив, что все существа покоятся в Нем, Господь делает противоположное утверждение, говоря, что они не покоятся в Нем. (5). Цель этого противоречивого утверждения - показать Его личностную непричастность к функционированию вселенной, эта работа выполняется Его энергиями. Его энергии охватывают все, но Он лично не связан с творением. Так, без Его прямого участия исполняетея Его воля.

Чтобы понять, как Кришна поддерживает все Своими энергиями, оставаясь непричастным, приводится аналогия с ветром в небе. (6)

Г. Кроме того, что Он поддерживает творение Своими энергиями, Шри Кришна является также разумом, который создал систему, с помощью которой функционирует вселенная. (7-10)

Вселенная проходит законченный цикл, состоящий из сотворения, существования и разрушения (см. 8.17 комментарий). Господь Кришна

в воплощении Пуруша аватар контролирует этот процесс.

Д. Маха Вишну - пристанище всех материальных энергий, ибо они входят в Него после разрушения (7)

Е. Хотя космическое проявление управляется по воле Господа, Он не вовлечен в его функционирование. (8-10)

Ж. Осуществление всех функций материальной природы (циклы ее проявления, распределение подходящих тел живым существам и т.д.) происходит через посредство материальной природы, которая управляется волей Господа. Благодаря этому устройству, Господь всегд является высшим повелителем, но Он непривязан к происходящему в творении.

З. "Будто-бы нейтральный" (удашииа-ват)

1. Поскольку Господь не имеет личной привязанности ко всему происходящему в творении, то Он - нейтрален.

2. У Господа должна была быть причина для того, чтобы сотворить этот мир, так как Он - тот кто сотворил его и кто, в конечном счете, управляет им. Поэтому Он не может быть полностью нейтральным. Он нейтрален в том смысле, что у Него нет корыстных интересов по отношению к происходящему в материальном мире.

Поклоняющиеся и непоклоняющиеся. (9.11-15)

Выслушав, как Господь описал Себя в качестве высшего объекта поклонения в материальном творении, человек может задать вопрос: "Почему же тогда не все люде почитают Его?" Кришна отвечает на этот вопрос.

Основная тема:

Разние люди оценивают Кришну по-разному в зависимости от уровня преданности в их сознании.

Подпункты:

А. Вне всякого сомнения, форма Шри Кришны полностью духовна (11)

1. Господь Кришна не может иметь материального тела. Материальное тело заключает чистый дух в ограничивающие его рамки. Тело - продукт трех гун материальной природы, которые влияют на поведение человека. Господь Кришна уже сказал, что три гуны являются Его энергией, и что человек может освободиться от них, приняв прибежище у Него. Следовательно, как Он может быть заключен в материальном теле, состоящем из гун природы?

2. Хотя Господь и появился на планете как обычный человек, Он таковым не является. Его трансцендентное тело обладает множеством форм, некоторые из которых яснее показывают Его положение Бога. В своей подобной человеческой форме Он может очень близко общаться со Своими преданными.

Б. Тот, кто подвергает Господа Кришну осмеянию, во всем обречен на полное поражение (12)

Могха-гьяни - это те, кто не принимают трансцендентную форму Кришны, и обречены на неудачу в своих попытках обрести знание. Это мощный аргумент против философии майавады. Он один опровергает их так называемое знание.

В. Тот, кто принимает истинное положение Кришны и действует в соответствии с этим, зовется великой душой (13-14)

1. Не в пример завистливым имперсоналистам, великие души могут по достоинству оценить истину, касающуюся Кришны. Они предаются Ему, потому что понимают Его верховное положение.

2. Предавшись Господу, махатмы попадают под власть Его божественной природы. Эта дайви пракрити есть Его внутренняя энергия, которая благоприятствует их служению Господу.

3. Махатмы устойчивы в своем преданном служении. Их обеты нерушимы.

Г. Те, кто приближаются ко Всевышнему, не обладая полным знанием о Нем, поклоняются Ему опосредованно. (15)

Кришна - верховный объект поклонения (9.16-25)

В конце предыдущего раздела Кришна упоминает о трех классах людей, который предаются Ему косвенно, это: 1) монисты, 2) поклоняющиеся полубогам, 3) поклоняющиеся вселенской форме. Господь начинает этот раздел с того, что утверждает Себя как Всевышнего для людей третьей категории. Увидев, что Кришна является личностью, стоящей за всеми материальными явлениями, тот, кто поклоняется вселенской форме, обратится к Нему.

Основная тема:

Если человек увидит непревзойденность положения Господа Кришны по отношению к материальному миру и полубогам, то это приведет его к прямому поклонению Господу.

Подпункты:

А. Господь Кришны - суть всех вещей в материальном мире (16-19)

1. Все состоит из Его энергий. Живые существо, например, пограничная энергий Кришны.

2. Также все создано для того, чтобы привести обусловленные души к Нему. Господа Кришну можно назвать сутью Ведических жертвоприношений и четырься Ведами, так как они постепенно подводят людей к поклонению Ему.

Б. Поклонение Господу Кришне стоит выше, чем поклонение полубогам.

1.Поклонение полубогам, в конечном счете, бесполезно, так как результат этого поклонения, райские планеты, лишь временное убежище от страданий. Человек неизбежно падет на землю. (20-22)

2. Бхакти выше, потому что Господь лично заинтересован в духовном возвышении преданного. Кришна заботится о нуждах преданного и обеспечивает ему защиту для того, чтобы он мог продвигаться духовно.

3. Поклонение полубогам - это косвенное поклонение Кришне (23-24)

а) Полубоги зависимы от Господа. Они - доверенные лица Верховного Господа, на которых возложены различные полномочия, чтобы оказывать Ему помощь в управлении материальным миром. Поклоняясь им, человек в конечном счете, поклоняется тому, кто является их источником, Кришне. Однако, такое поклонение называется неправильным (авидхи-пурвакам), так как оно не признает Кришну (23)

б) Кришна объясняет, что те, кто не признают того, что Его природа - это природа высшего трансцендентного наслаждения, падают. Это происходит потому, что они остаются на материальном уровне, в круговороте рождений, более высоких или низких, где никакое положение не является безопасным. (24)

С. Какой вид поклонения человек совершал, такое рождение он и получит (25)

Прославление прямого поклонения Кришны (26-34)

В тексте 22 было доказано, что поклонение Кришне отличается от поклонения полубогам, так как оно основывается на личных любовных взаимоотношениях между Господом и преданными. Поклонение полубогам - это просто сделка, когда тот, кто поклоняется получает материальные блага. В противовес этому, совершение деятельности в сознании Кришны побуждается бескорыстным желанием преданного доставить удовольствие Кришне. Господь лично, с вниманием наблюдает за духовным возвышением Своего преданного. На этом трансцендентном взаимообмене сосредоточен последний раздел главы 9, которая является "сутью сути самой суте" Гиты. 48

Основная тема:

Поклонение Господу Кришне выше всех остальных видов покложения, потому что Верховный Господь проявляет непосредственный интерес к жизни Своего преданного.

Подпункты:

А. Сознание Кришны не требуедт материальных качеств (26)

1. Основной чертой поклонения полубогам является соблюдение строгих правил и ритуалов. Первое, что отмечает Кришна пути бхакти есть то, что в основе бхакти не лежат подобные материалистические соображения. Этот путь универсален и открыт для всех.

2. Кришну не интересуют материальные соображения. Преданность - вот то, что доставляет Ему удовольствие. Поскольку преданность не зависит от положения человека в материальном мире, то поклоняться Господу может каждый, используя то, что имеет. Часть красоты бхакти состоит в ее простоте.

Б. Стих 26 описывает чистую преданность. Стиль 27 описывает нишкама-карма йогу, когда человек все еще привязан к своей деятельности, но выполняет ее для Кришны.

Главная разница между чистой бхакти и нишкама-карма йогой состоит в том, что действия человека, которым владеет чистая бхакти, вызваны преданностью. Действия человека, практикующего нишкама-карма йогу, в основном вызваны тем или иным видом привязанности, которая затем очищается благодаря предложению плодов дейтельности Кришне.

В. Свобода приходит благодаря тому, что мы связываем нашу деятельность со служением Господу (27-28)

1. Господь Кришна объясняет, что действуя таким образом, человек освободится от привязанности к деятельности и ее результатам (мокшйасе карма бандханайх)

2. Более того, человек достигнет освождения (вимукти)

3. Более того, человек прийдет к Кришне (мам упайсйаси)

Г. Самое важное свойство бхакти состоит в том, что Господь лично отвечает на чувства Своих преданных, приближая их к Себе (29-34)

Д. Можно усомниться в том, что особая любовь Кришны к Своему преданному является проявлением привязанности и отвращения (??)

1. Господь объясняет, что Он беспристрастен и не испытывает ни к кому ненависть, но (поскольку Он - личность). Он отвечает на чувства тех, кто настроен благожелательно по отношению к Нему. Понять это поможет аналогия с дождем. (стр. 492) (29)

2. Шрила Прабхупада доказывает следующее положение: "Если нет взаимности между преданным и Господом, тогда речь идет не о философии персонализма". (стр.493)

Е. Господь объясняет, что преданные, которым Он благоволит не подпадают под ту же категорию, что и обычные люди. Как правило, если человек совершает грех, то в обществе он считается падшим. Но преданные Господа считаются святыми, даже если по обычным меркам они падшие.

1. Иногда преданный может допустить ошибку и совершить грех. Даже если такое случилось, если он устойчив в преданном служении, его следует считать святым, поскольку он скоро исправится благодаря могущественной практике бхакти-йоги, в которой Сам Господь лично исправляет недостатки Своего преданного.

2. По милости Господа даже те, кто обычно считаются недостойными духовной жизни (по рождению) могут достичь высшей цели (32-33)

Ж. Осознав истину о Кришне и Его преданных, человеку следует погрузиться в сознание Кришны (34)

Самое сокровенное знание заключается в том, что Господь проявляет личный интерес к жизни Своего преданного. Эти личные отношения и есть важнейшее понимание, представленное в Гите. Понимание этого естественным образом приводит человека к тому, что он встает на путь сознания Кришны, как это объяснялось в 34 стихе.

Глава 10





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 235 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...