Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Организация поэтического текста: звуковая ткань языка (рифма, ассонансы, аллитерации)



Организация поэтического текста отличается от организации текста прозаического, а тем более внелитературного, особым использованием звуковой ткани языка. Рифма - прямые повторы в конце или начале стиха - это лишь частный случай такого явления. Практикуются и другие приемы звуковой игры: ассонансы и аллитерации (повторы гласных или, наоборот, согласных). Далее, особенностью поэзии является особое использование грамматических структур - в простейшем случае одних и тех же конструкций типа риторических вопросов, которыми текст "прошивается" насквозь. Есть и менее заметные для сознательного читательского восприятия закономерности - те, которые Р.О.Якобсон назвал "грамматикой поэзии". Это особое распределение грамматических форм - чисто реляционных, которые, казалось бы, служат только для связи слов между собой и не несут никакого семантического содержания. Так, две первые строфы сонета могут быть построены на одних грамматических формах, а две другие - на других; в стихотворении Лермонтова "Дума" Ю.М.Лотман обнаруживает динамическое распределение местоимений: местоимение "мы" переходит от субъектных к объектным формам. Эта "грамматика" почти бессознательная, мы не привыкли ощущать грамматические формы как нечто упорядоченное и обычно следим не за ними, а только за смыслом, за выбором слов, за правильностью конструкции. Однако на бессознательном уровне поэтического текста такие факторы "работают", чем и обусловлен "магический" эффект поэзии.

В поэзии, в отличие от прозы, активизируется еще и зрительная форма текста. Поэзия - изначально устная форма речи, в ней сохранились следы устного исполнения (мелодика), однако же в современной книжной поэзии глубоко используются и графические средства воздействия на читателя. Простейшее из них - прямое подобие графической формы стихотворения форме описываемого предмета (сердца в любовной лирике Симеона Полоцкого, дождя у Аполлинера). В более тонких случаях графика стиха имитирует хаотичность, "недоупорядоченность" текста, побуждающую читателя напряженно работать для ее упорядочивания. Такова диалектика: поэзия имитирует беспорядок, чтобы мы приложили больше сил для восстановления, может быть даже придумывания порядка. Поэты ХХ века стали писать стихи без знаков препинания. Казалось бы, текст с пунктуацией более удобопонятен; зато текст без нее больше провоцирует на понимание - он ставит перед нами задачу самостоятельно расставить недостающие знаки, разместить в тексте грамматические связи, приписать словам грамматические функции. В результате текст делается не менее, а более насыщенным смыслами - ведь, вообще говоря, отсутствующие связи можно восстанавливать по-разному. Еще более радикальный пример - поэма С.Малларме "Бросок костей никогда не отменит случая" в виде хаотической картины на нескольких страницах, где основная фраза набрана крупным шрифтом, а мельче напечатанные другие фразы как бы отпочковываются от нее то там, то сям. Возникает пространственная, древовидная или же звездообразная структура, которая отменяет принцип линейного чтения. Такой текст нельзя читать сначала до конца, в нем приходится как бы все время ходить окольными путями; его устройство - пространственное, а не временное. Это еще один из способов активизировать нашу деятельность интерпретации текста.

Итак, общий принцип стихотворной речи - повышенная активизация всех уровней текста, которая покупается ценой искусственных ограничений и делает текст особо информативно емким. Именно поэтому поэтические тексты так хорошо запоминаются наизусть: мы ощущаем, что в них каждое слово глубоко значимо. Поэзия является для нас образцом бесконечно насыщенной смыслом речи, которую можно без конца перетолковывать.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...