Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В трудах этнологов XIX века



Знакомясь с обычаями и жизнью первобытных народов, ученые столкнулись не только с фактом эволюции религиозных представлений. Оказалось, что свою эволюцию от низших, более примитивных, форм к высшим претерпел и такой социокультурный институт как семья.

Первой попыткой проследить историческую изменчивость форм семьи стала книга швейцарского историка права Иоганна Якоба Бахофена (1815–1887) «Материнское право» (1861). Будучи юристом, профессором римского права, Бахофен на основе изучения мифологии и памятников письменности древних народов пришел к выводу, что формы семейно-брачных отношений в древности отличались от современных.

В начале человеческой истории в первобытных группах практиковался гетеризм. Этим термином Бахофен обозначал беспорядочные половые отношения, не исключавшие инцеста (близкородственных половых связей). Следы такого рода отношений прослеживаются в мифологии самых разных народов. Взять, например, такой известный памятник древневосточного фольклора, как Библию, по которой иначе как кровосмешением невозможно объяснить первоначальное размножение человеческого рода. Согласно Библии, Каин после убийства своего брата Авеля бежал в некую землю Нод и там познал жену свою. Но откуда взялась жена Каина, если его родители – Адам и Ева – были первыми и единственными людьми? По еврейскому устному преданию, у Каина и Авеля были две сестры, с которыми они и вступили в брак. И хотя Библия обходит щекотливый вопрос о происхождении жен у сыновей Адама, в ней можно найти и прямые указания на практику инцеста – в рассказе о праведнике Лоте.

Согласно библейскому рассказу, бог сжег города Содом и Гоморру за грехи их жителей. Спас он только семью Лота за его праведность, запретив беглецам оглядываться назад. Жена Лота, ослушавшись запрета, оглянулась и превратилась в соляной столб. Дальнейшее путешествие Лот продолжал с двумя дочерьми. Местность, где они поселились, была пустынна, годы шли, и тогда одна сестра сказала другой: «Вот, отец наш стар, а мужчин вокруг нет. Войдем к нему и будем иметь от него детей». Так они и поступили. При этом библейский автор не осуждает поведение лотовых дочерей.

Отголоски аналогичных обычаев можно найти и в мифологии других народов. Так, в индийском мифе рассказывается, что бог Брама сочетался браком со своей дочерью Сарасвасти. Древние египтяне утверждали, что бог Амон-Ра был супругом своей матери. Согласно скандинавскому мифу, верховный бог Один был женат на своей дочери Фригге. На собственной матери Иокасте был женат, согласно греческому мифу, фиванский царь Эдип. Супругой верховного бога греческого пантеона – Зевса – была его родная сестра Гера. И т.д.

Учитывая, что мифология сохраняет и передает из поколения в поколение очень архаичные обычаи и представления, столь частое появление инцеста среди богов и других мифологических персонажей Бахофен рассматривал как серьезный аргумент в пользу его распространенности в древности.

Анализ древних источников привел Бахофена к выводу, что первичной формой социальной организации была не патриархальная семья, как считалось ранее, а матриархат. Бахофен первым выдвинул идею материнской семьи и господства материнского права как первичной ступени развития, которая лишь позднее сменяется патриархальной семьей и отцовским правом. Смена матриархата патриархатом, по мысли Бахофена, была одним из величайших переворотов в истории человечества. Этот переворот, как он полагал, происходил не бескровно и не безболезненно. Женщины оказали ему серьезное сопротивление. Отголоски этой борьбы между старыми матриархальными порядками и новыми патриархальными Бахофен видел в сказаниях об амазонках – женщинах-воительницах древности.

При своем появлении работа Бахофена не нашла широкого отклика в научной среде. Он сложно писал, имел пионерские взгляды, стиль его работ далек от канонов строгой научности, оценка матриархальной семьи как первичной была непривычна. Тем не менее, работы крупнейших современников Бахофена – шотландского ученого Джона Фергюсона Мак-Леннана (1827–1881) и американского этнолога Льюиса Генри Моргана (1818–1881) о бнаруживают явное воздействие его идей. Судя по всему, именно книга Бахофена и его гипотеза о первичности матриархальной семьи проложила путь последующим исследователям. Хотя не исключена возможность, что Морган и Мак-Леннан пришли к аналогичным выводам самостоятельно. Такого рода одновременные открытия – не редкость в науке. Однако трудно назвать случайностью, что все трое – и Бахофен, и Морган, и Мак-Леннан – были по образованию юристами. Бахофен занимал должность судьи в уголовном суде города Базеля, был профессором права, а Мак-Леннан и Морган были по профессии адвокатами. Их юридическая практика, знание наследственного и семейного права давали широкий материал для сравнений и, видимо, подтолкнули их к реконструкции семейно-брачных отношений далеких эпох.

Большую известность получила книга Мак-Леннана «Первобытный брак» (1865), в которой он описал непривычные для современников-европейцев обычаи, существовавшие в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Мак-Леннан выделял два типа полиандрии: «наирский тип», когда мужья женщины не родственны между собой, и «тибетский тип», где они являются родными братьями. Существование женского счета родства, который наблюдался у многих народов древности, Мак-Леннан связывал с распространенностью в древности полиандрии.

Эволюционная схема Мак-Леннана не отличалась принципиально от схемы Бахофена: вначале – промискуитет, т.е. беспорядочные половые связи, преимущественно между кровными родственниками, затем матриархальная семья и лишь вслед за ней – патриархальная. Однако Мак-Леннану принадлежит несколько важных новаций. Он ввел в науку ряд фундаментальных понятий современной этнологии. Это понятия экзогамии и эндогамии (т.е. различение межгрупповых и внутригрупповых браков), а также патрилокальности и матрилокальности – поселения супружеской пары в группе мужа или жены. В 1870 г. вышла еще одна работа Мак-Леннана «О почитании животных и растений», положившая начало изучению первобытных форм религии, прежде всего тотемизма.

Аналогичные идеи первичности промискуитета и матриархальной семьи отстаивал и выдающийся американский этнолог Генри Морган. В своей фундаментальной работе «Древнее общество» (1877) он сделал попытку проследить эволюцию семьи и брака с древнейших времен до современности. Главная идея Моргана заключалась в том, что семья – не биологический, а социокультурный институт, который развивается от низших форм к высшим: от различных видов группового брака к индивидуальному браку и семье. Эволюция семьи тесно связана с изменением типов хозяйственной деятельности и форм собственности. Коллективным формам собственности в первобытное время соответствовал групповой брак, появление частной собственности привело к господству мужчины и патриархальной семье. Всего Морган выделил пять эволюционных ступеней в развитии семейно-брачных отношений:

– кровнородственная семья;

– пуналуальная семья;

– парная семья;

– патриархальная семья;

– современная моногамная семья.

Эти эволюционные ступени характеризуются появлением все большего количества ограничений и запретов на половые отношения. На смену первобытному промискуитету, т.е. периоду беспорядочных половых связей, приходит кровнородственная семья. В ней появляется первый запрет на половые отношения – между представителями разных поколений, т.е. между родителями и детьми. Кровнородственная семья состоит из родных и неродных братьев и сестер, которые являются друг для друга одновременно мужьями и женами.

Удаление из полового общения сиблингов (братьев и сестер) происходит на следующей ступени. Морган обозначил ее термином пуналуальная семья (от гавайского обычая пуналуа, когда группа мужчин вступала в брак с группой женщин, которые не должны были быть их родственницами). Но как определить родство при групповом браке? Установление родства при таком браке возможно только с материнской стороны. Ведь происхождение от матери всегда неоспоримо. Так возникает материнский род и матрилинейный счет родства. В этот период наследование имущества, имени и статуса происходит по материнской линии.

Распад материнского рода приводит к возникновению парной семьи. Она представляет собой легко расторжимое и нестрогое единобрачие, с большой свободой отношений для обоих супругов и возможностью неоднократно их менять в течение жизни. Затем наступает эпоха патриархальной семьи, в которой женщине предписывается строжайшее (под страхом смертной казни) единобрачие, в то время как мужчина сохраняет право на многоженство, добрачные и внебрачные связи. И лишь затем возникает институт моногамной семьи, в которой единобрачие предписывается обоим супругам.

Эволюционная схема Моргана стала первой целостной концепцией исторического развития семьи и брака. Однако не все его выводы получили подтверждение в ходе дальнейших исследований. В частности, не подтвердилась его гипотеза о существовании кровнородственной и пуналуальной семьи как универсальных эволюционных ступеней. Эволюционный процесс представлен у Моргана в более рациональном и прямолинейном виде, чем он был в действительности. Но, несмотря на отдельные ошибочные реконструкции, Морган был прав в главном:

– семья – не биологический, а социокультурный институт;

– формы семьи не остаются неизменными, а изменяются в зависимости от способов хозяйства и форм собственности;

– семейно-брачные системы эволюционировали от групповых форм к индивидуальным.

В современной этнологии в качестве исторически первой и наиболее архаичной формы регулирования брачных отношений рассматривают дуально-родовую организацию. Собственно, на родовую общину как исходную форму социальной организации указывал еще Морган. Он же установил, что род всегда экзогамен, т.е. основан на запрете браков внутри рода. Этот запрет и приводит к возникновению дуально-родовой организации – взаимобрачного союза двух родов, которые обмениваются брачными партнерами. Мужчины одного рода берут жен в другом роде. Развитие и усложнение дуально-родовой организации привело к возникновению племен, состоящих из четырех, восьми и более родов, связанных между собой сложной системой брачных отношений. Таким образом, если род экзогамен, то племя эндогамно.

Что касается проблемы исторической последовательности матриархата и патриархата, то этот вопрос остается дискуссионным в современной науке. Одни считают первичным материнский род, другие – отцовский. Третьи полагают, что это не две последовательные эволюционные ступени, а параллельные, исторически одновременные формы семейной организации, сложившиеся у разных народов.

Эволюционная школа в этнологии и культурной антропологии, у истоков которой стояли Э. Тайлор и Г. Морган, и в ХХ столетии имела крупных последователей. Эволюционизм ХХ века получил название неоэволюционизма.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите наиболее значительные работы этнологов XIX в., посвященные проблемам эволюции семейно-брачных отношений.

2. Объясните значение следующих терминов: «матриархат», «патриархат», «патрилинейность», «матрилинейность», «сиблинги», «промискуитет», «патрилокальность», «матрилокальность».

3. Какие формы семьи выделял И.Я. Бахофен? На чем построена его аргументация?

4. Что такое «экзогамия» и «эндогамия»? Кто ввел в науку эти термины?

5. Охарактеризуйте вклад Л.Г. Моргана в развитие эволюционного учения о семье. Какие стадии в развитии семейно-брачных отношений выделял Морган?

6. Что такое дуально-родовая организация? Чем она отличается от моногамной семьи?

7. Используя указанную в пособии литературу, объясните корни таких исторических форм семейно-брачных отношений, как брак через похищение, брак-выкуп, полиандрия, парная семья, нуклеарная семья.

8. Используя научную литературу, самостоятельно выясните значение таких обычаев и форм семейной организации, как «левират», «сорорат», «авункулат», «большая семья», «родья».

Литература

Морган, Л.Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л.Г. Морган. – Л.: Институт народов Севера ЦИК СССР, 1935.

Морган, Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / Л.Г. Морган. – М.: Наука, 1983.

Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: Астрель, 2004.

Артемова, О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине: По австралийским этнографическим данным / О.Ю. Артемова. – М.: Наука, 1987.

Бебель, А. Женщина и социализм / А. Бебель. – М.: Госполитиздат, 1959.

Романов, Б.А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки ХI–ХIII вв. / Б.А. Романов. – М.: Ломоносовъ, 2013.

Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семенов. – М.: Мысль, 1974.

Токарев, С.А. История зарубежной этнографии: учебное пособие / С.А. Токарев. – М.: Высшая школа, 1978 (Гл. 2. – Становление этнографии как науки (середина XIX в.). Классическое эволюционистское направление в этнографии).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...