Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1 Стадиальный подход к анализу



П.И. Федотова

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Учебное пособие для самостоятельной работы

Санкт-Петербург


УДК 930.85+130.2(075)

ББК 71

Федотова, П.И. История культуры как предмет теоретического анализа: Учебное пособие для самостоятельной работы / П.И. Федотова. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2015. – 54 с.

Учебное пособие содержит материалы для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Культурология» и обучающихся по направлениям подготовки бакалавров – 04.03.01 (020100.62), 08.03.01 (270800.62), 09.03.01 (230100.62), 15.03.02 (151000.62), 15.03.04 (220700.62), 18.03.01 (240100.62), 18.03.02 (241000.62), 19.03.01 (240700.62), 20.03.01 (280700.62), 22.03.01 (150100.62), 27.03.03 (220100.62), 27.03.04 (220400.62), 38.03.01 (080100.62), 38.03.02 (080200.62), 38.03.03 (080400.62), 42.03.01 (031600.62), и специалистов – 18.05.01 (240300.65), 18.05.02 (240501.65). Разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствует рабочей программе дисциплины и позволяет приобрести необходимые учащимся общекультурные компетенции (ОК–1, ОК–2, ОК–3, ОК–6, ОК–9).

Рецензенты:

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России; кандидат философских наук, доцент, полковник внутренней службы И.Н. Трухина.

О.А. Канышева, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных и философских наук Российского государственного гидрометеорологического универ-ситета.

Утверждено на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента 11 марта 2015 г.

Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ(ТУ).


ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для студентов всех факультетов СПбГТИ(ТУ), изучающих дисциплину «Культурология». Курс рассчитан на ознакомление с основной проблематикой культурологии и наиболее значимыми культурологическими концепциями, а также на изучение главных периодов в развитии мировой и отечественной культуры.

Одним из важнейших и наиболее сложных разделов курса является тема, посвященная концепциям культурно-исторического процесса. Она зачастую вызывает затруднение у студентов, тем более что отведенных учебной программой на ее изучение часов недостаточно для полноценного знакомства со всем многообразием культурологической мысли.

Настоящее учебное пособие призвано восполнить этот недостаток. Его цель – ознакомить студентов с наиболее значительными концепциями культурно-исторического развития. Кроме того, следует учитывать, что в современном высшем образовании возрастает удельный вес самостоятельной работы студентов. Одним из видов этой работы является подготовка устных выступлений по выбранной проблематике. Данное пособие может быть использовано в учебном процессе для подготовки докладов по теме «Основные культурологические концепции».

Любая наука проходит своего рода эмбриональный период в своем развитии: этап, когда происходит определение ее предметного поля, намечается круг проблем, вырабатываются основные понятия. Для наук о культуре такой период становления приходится на XVIII и XIX столетия. В этот период сложились два противоположных подхода к анализу культурно-исторического процесса. В современной научной литературе один из них получил название стадиального (или универсального), а другой – цивилизационного. Этим подходам посвящены первые две главы пособия.

Стадиальный подход рассматривает развитие культуры как общее для всех народов поступательное движение от низших стадий к высшим. С этой точки зрения процесс развития мировой культуры можно представить как коллективный забег по одной дорожке, где есть лидеры, а есть отстающие народы, которые задержались на начальных этапах социокультурного развития. К стадиальному подходу относится большинство просветительских концепций культуры (XVIII в.), классический эволюционизм (XIX в.) и неоэволюционизм (XX в.).

Исторически первыми являются просветительские концепции культуры. Их объединяет идея прогресса и стадиального развития культуры, а также принцип культурного единства человеческого рода. В наиболее развернутом виде эти идеи сформулированы немецким философом и теоретиком культуры Иоганном Готфридом Гердером (1744–1803), который рассматривал культурно-исторический процесс как поступательное развитие «гуманности», т.е. совершенствования человеческой личности.

Классическим вариантом стадиального подхода являются эволюционистские концепции культуры, которые сложились в XIX в. на базе просветительских и позитивистских идей. К классическому эволюционизму относятся работы британского антрополога Эдуарда Тайлора (1832–1917) и американского этнолога Льюиса Генри Моргана (1818–1881). В ХХ в. на почве классического эволюционизма возникли неоэволюционистские теории. Наибольший интерес представляют концепции классика американской культурологии и основоположника неоэволюционизма Лесли Уайта (1900–1975) и американского социолога и культуролога Олвина Тоффлера (род. 1928). На становление неоэволюционизма большое влияние оказал также марксизм с его идеей определяющей роли технико-технологической базы в развитии общества. В русле той же традиции протекало творчество советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова (1924–1979), попытавшегося с позиций глобального эволюционизма оценить роль человеческой культуры в космической эволюции.

Стадиальным концепциям культуры противостоит цивилизационный подход, который рассматривает историю культуры как ряд замкнутых циклов развития отдельных цивилизаций. Согласно этому подходу, не существует единой преемственной линии развития общечеловеческой культуры. Цивилизации развиваются циклично, проходя однотипные фазы от зарождения до гибели. Каждая из них рождается в определенном месте, достигает расцвета и неизбежно умирает. Исходя из этого, не существует отсталых и передовых в культурном отношении народов. Видимые различия культур есть результат разновременности развития их цивилизаций.

Основоположником цивилизационного подхода выступил русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885). Он выдвинул концепцию культурно-исторических типов (отдельных локальных цивилизаций), которые развиваются по однотипным законам от зарождения к расцвету и гибели. Эта идея нашла поддержку и дальнейшее развитие у немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера (1880–1936), английского историка Арнольда Тойнби (1889–1975) и русско-американского социолога Питирима Сорокина (1889–1968). Эти мыслители являются главными представителями цивилизационного подхода в культурологии.

Третья глава пособия посвящена игровым концепциям культуры, получившим развитие в работах нидерландского историка культуры Йохана Хёйзинги (1872–1945) и испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883– 1955).

Студенты должны уметь формулировать как общие установки каждого теоретического подхода, так и специфические для названных мыслителей идеи. Для закрепления соответствующих знаний в учебном пособии предлагаются контрольные вопросы. Рамки пособия не дают возможности полноценно осветить биографию ученых. Более подробный биографический материал и детали культурологических концепций студенты могут почерпнуть из указанной в конце каждого раздела литературы.


Глава 1 Стадиальный подход к анализу





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1007 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...