Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гуманистический универсализм И.Г. Гердера



XVIII век вошел в мировую историю под названием эпохи Просвещения.В этот период проблематика культурологии еще не выделялась в особую область знания, а существовала в рамках философии как ее разделы – в виде философии культуры и философии истории.

Одна из первых попыток дать целостный обзор истории мировой культуры и выявить присущие ей закономерности была предпринята немецким философом Иоганном Готфридом Гердером (1744–1803)в работе «Идеи к философии истории человечества». Появившись в самом конце XVIII в. (издавалась с 1784 по 1791 гг.), она принесла автору всемирную известность.

Гердер рассматривал мир как единый универсум, находящийся в процессе постоянного становления. Мировое целое – единый процесс, который проходит необходимые ступени своего развития от простого вещества до человеческого разума. Культура представляет собой продолжение единого процесса развития мира. История общества вырастает из истории природы. Говоря современным языком, культура – это высшая ступень в эволюции космоса и органического мира.

Но где та грань, которая отделяет общество от природы и является началом культуры? Такое начало Гердер видит в появлении языка: «Всякий разум, всякое искусство человека начинается с языка…; речь пробудила дремлющий разум». Язык не только начало культуры, но и главное связующее звено между поколениями, благодаря которому делается возможным прогрессивное развитие общества. Благодаря языку люди объединились, установили правила жизни и законы, стали передавать из поколения в поколение умения и навыки. Мысли одного человека благодаря языку сделались доступными для другого.

Если язык – средство общения и воспитания, то письменность – способ развития учености, образованности. Приобщение к письменности увековечило мысли, придало определенность духу и речи. Переход к письменности усилил возможности памяти и наследования культуры. В письменности быстротечный дух связан не только узами слова, но и буквы.

Закрепление в языке и письменной традиции результатов человеческого ума и изобретений сделало возможным прогрессивное развитие общества. Природа человека есть умение. Одно изобретение влечет за собой следующее, одна деятельность порождает другую. Благодаря существующей в обществе преемственности, шар прогресса растет, как снежный ком.

Однако в чем смысл этого прогресса? Согласно Гердеру, культурный прогресс заключается в развитии гуманности. Это понятие охватывает воспитание в человеке благородства, разума, свободы, высоких помыслов и стремлений, сил и здоровья. То есть гуманность – это гармоническое развитие человеческой личности, всех его творческих сил. Гуманность и стремление к ней соответствует природе человека. Если люди еще не достигли такого состояния, то винить в этом они могут только самих себя. Никто свыше не поможет им, но никто и не связывает им руки. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности.

При этом Гердер отстаивает идею культурного единства человеческого рода. Культура – это атрибут (неотъемлемый признак) человеческого общества. По Гердеру, некультурных народов вообще нет. Различия между народами цивилизованными и нецивилизованными – количественные, а не качественные: только в степени культурного развития, а не по существу. При этом культура – не врожденное свойство индивида, она приобретается воспитанием, под влиянием социального окружения. Именно культура отличает человека от животного, делает его разумным существом.

Таким образом, человек – существо двойственное. В нем сосуществуют два начала: природное и духовное. Животное начало в человеке тянет его к земле, и только дух возносит его. От природы в человеке заложена лишь способность человечности, но ее нужно воспитывать усердием и трудами. Средой и средством этого воспитания и является культура. Благодаря ей совершается переход от животного начала к человеческому. Вот почему Гердер называл культуру «вторым рождением» человека в отличие от первого, биологического.

Широкий универсализм, присущий Гердеру, сделал его одним из первых критиков европоцентризма, столь присущего многим его современникам. Не только в научных трудах, но и в массовом сознании вплоть до нашего времени прочно укоренился взгляд на европейскую культуру как венец исторического развития, а на европейские народы – как на носителей высшей культуры. Однако этот взгляд возобладал только потому, что на стороне европейцев «сила, корабли, деньги, пушки». Роль Европы в мировой истории была иной. «Назовите мне страну, – пишет Гердер, – куда бы пришли европейцы и не запятнали себя на веки вечные перед беззащитным доверчивым человечеством своими притеснениями, несправедливыми войнами, алчностью, обманом, гнетом, болезнями и пагубными дарами! Наша часть света должна была бы называться не самой мудрой на земле, а самой дерзкой, назойливой, торгашеской; не культуру несла она этим народам, а уничтожение зачатков их собственной культуры, где и как только возможно».

Гердер стремится осознать развитие мировой культуры не с узкой точки зрения европоцентризма, а с позиций целостного взгляда на историю. Как Земля не исчерпывает собой Вселенную, так одна культура не исчерпывает собой мировую. Каждая национальная культура – это лишь одна из струн в мировой гармонии, один из цветов в многоцветной радуге всемирной культуры. Эти идеи Гердера о «всемирной культуре» и «всемирной литературе» были подхвачены немецкими романтиками, которые положили начало широкой переводческой деятельности с целью познакомить европейскую аудиторию с достижениями других литератур мира: китайской, японской, индийской, русской. Начинается работа по переводу на национальные языки литературного и философского наследия древности, а также изучение национального прошлого и народной поэзии разных народов.

Мысли Гердера о поэтапном и прогрессивном развитии культуры, ее общественном характере, значении воспитания, необходимости изучения и развития национальных культур кажутся сегодня банальностью, настолько прочно они вошли в интеллектуальный багаж современного человека. Однако для своего времени это были новаторские идеи, которые оказали существенное влияние не только на дальнейшее развитие культурологических концепций, но и на мировоззрение современников. Недаром Лев Толстой, воссоздав в «Войне и мире» духовную атмосферу России начала XIX в., заставил своего главного героя Пьера Безухова излагать в беседах с князьями Болконскими (князем Андреем и его отцом) гердеровские идеи – его концепцию беспредельного совершенствования, его гуманистическую идею всеобщего мира.

В будущем просветительские концепции культуры стали той основой, на которой возник культурный эволюционизм.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите известных вам мыслителей эпохи Просвещения, которые внесли вклад в разработку культурологической проблематики. Какие идеи были характерны для просветительской трактовки культуры?

2. Назовите основную работу Гердера, в которой затрагиваются проблемы истории культуры. На чем основано убеждение Гердера, что культура развивается прогрессивно?

3. Почему началом собственно человеческой культуры Гердер считал появление языка? Согласуется ли это утверждение с современными научными представлениями о процессе культурогенеза?

4. Что такое «гуманность» в понимании Гердера?

5. Объясните, в чем сходство идей Гердера и современного глобального эволюционизма?

Литература

Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.: Наука, 1977.

Гердер, И.Г. Избранные сочинения / И.Г. Гердер. – М.–Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.

Гулыга, А.В. Гердер и его «Идеи к философии истории человечества» / А.В. Гулыга // Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.: Наука, 1977. – С. 612–648.

Жирмунский, В.М. Жизнь и творчество Гердера / В.М. Жирмунский // Гердер, И.Г. Избранные сочинения / И.Г. Гердер. – М.–Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – С. V–LIX.

Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. –
2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Раздел II, гл. 1 – И.Г. Гердер: философия культуры эпохи Просвещения).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1059 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...