Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Космологическая гипотеза Э.В. Ильенкова



Почти в те же годы, когда Уайт разрабатывал свою концепцию культуры, над проблемами культуры, энергии и эволюции Вселенной размышлял тогда еще мало кому известный московский аспирант Эвальд Васильевич Ильенков (1924–1979).

Ильенков вошел в историю науки как выдающийся советский философ, ученый с мировым именем, основоположник целого научного направления – так называемой «школы Ильенкова». Его идеи оказали влияние не только на развитие отечественной философии, психологии и педагогики, но и на достаточно большое количество читателей и слушателей, не принадлежащих к числу профессиональных ученых. В 50–70-е годы Ильенков был духовным центром широкого круга московской интеллигенции, куда входили многие крупные философы, публицисты, психологи, культурологи, представители естественных наук.

Хотя Ильенков не был культурологом в узком смысле слова, темы культуры постоянно присутствовали в его творчестве. И это не случайно. Сын крупного писателя сталинской эпохи – Василия Ильенкова (лауреата Сталинской премии 1950 г.), Эвальд Васильевич был человеком разносторонне одаренным. Знаток и ценитель классической музыки, он пробовал себя и как художник-график, и как литератор. Литературный талант Ильенкова ярко проявился в философских трудах, некоторые из которых читаются как художественные произведения. Его сочинениям свойственна искренность, самобытность и оригинальность.

Именно такой оригинальностью отмечена одна из первых работ Ильенкова «Космология духа» (написанная в начале 50-х гг.), где он изложил свою гипотезу о роли мыслящей материи в эволюции Вселенной. При жизни автора эта статья так и осталась неопубликованной и увидела свет лишь после смерти Ильенкова, сначала в журнале «Наука и религия» (1988, №8-9), а затем в сборнике «Философия и культура» (1991).

В своих рассуждениях Ильенков отправляется от тех же исходных положений, что и Лесли Уайт. Он исходит из того, что судьбы человеческого духа и человеческой культуры обусловлены законами более широких космических процессов. Эти идущие в масштабах Вселенной процессы описываются вторым началом термодинамики, согласно которому Вселенную ожидает так называемая «тепловая смерть».

Все известные науке небесные тела и системы тел постепенно – через излучение – утрачивают запасы своей внутренней энергии. Звезды безвозвратно рассеивают свою энергию в окружающее их межмировое пространство. Настанет время, когда разница температур исчезнет, звезды остынут, и обледенелая Вселенная придет в совершенно неподвижное состояние. Вместе с прочими светилами остынет и Солнце, истощатся запасы тепла на Земле, исчезнет органическая жизнь, и наша планета – мертвый, холодный шар наподобие Луны – будет кружить в глубоком мраке по все более коротким орбитам, пока не упадет на такое же умершее Солнце. Следовательно, где-то во мраке грядущего человечество прекратит свое существование, и «вечный поток движения Вселенной смоет и сотрет все следы человеческой культуры».

О такой перспективе упоминал в своей работе «Энергия и эволюция культуры» и Лесли Уайт. Окончательное уничтожение человеческого рода – лишь вопрос времени. Рано или поздно это неизбежно произойдет. Но «космосу нет дела до того, что создал человек на этой крошечной планете».

Действительно ли человеческая цивилизация не играет никакой роли во Вселенной? И разумная форма организации материи должна бесцельно и бессмысленно погибнуть? Получается, что разум – случайный эпизод в жизни космоса, а человечество с его цивилизацией – всего лишь подобие плесени на остывающей планете. Однако тезис о случайности и бесцельности разума противоречит общему закономерному строю Вселенной. Ведь разумная форма организации материи стоит в одном ряду с такими формами, как механическая, физическая, химическая и биологическая. Каждая из них занимает свое место в мировом взаимодействии, выступая в качестве необходимого звена и ступени для другой, более высокой формы. Без механической формы невозможна физическая, без физической – химическая, без химической – биологическая, а без биологии был бы невозможен человек и присущая ему социокультурная форма существования. Таким образом, каждая форма закономерна и необходима, каждая имеет свое назначение. И только высшая, разумная форма оказывается эволюционным тупиком, не являясь основанием для более высоких форм. Вряд ли такая роль – бесплодного пустоцвета, обреченного погибнуть под ледяным дыханием Вселенной, соответствует высшей форме организации материи. Высшая форма, по мысли Ильенкова, не может быть самой бесплодной и ненужной из всех.

Гораздо больше оснований предположить, что мыслящая материя играет какую-то важную роль в процессе развития Вселенной. Роль, соответствующую высоте и сложности ее организации. А именно – благодаря ей, полагает Ильенков, как раз и осуществляется накопление и плодотворное использование энергии, излучаемой звездами.

Ведь было бы совершенной нелепостью, если бы человечество – уже сейчас овладевающее внутриядерными запасами энергии – через миллионы лет оказалось бы беспомощным перед лицом недостатка тепла. То, что энергия Солнца иссякнет – это бесспорно. Но человечество чем дальше, тем больше перестает быть игрушкой внешних обстоятельств. Его могущество возрастает. Оно находит новые и все более совершенные способы освобождать запасы энергии, накопленные и в других формах, кроме прямого солнечного излучения. По-видимому, предполагает Ильенков, человечество в силах будет создать хотя бы в небольшой части пространства искусственную среду обитания и поддерживать ее уже без природной энергии Солнца.

Однако создание такой среды не может остановить общий процесс деградации Вселенной. И здесь Ильенков выдвигает свое главное предположение относительно вселенской роли мыслящей материи. Не есть ли разум, накапливающийся в виде материальной культуры, в виде технических средств преобразования мертвой материи, то самое недостающее звено космической эволюции, которое призвано возродить умирающую Вселенную? Материальная и духовная культура мыслящих существ, которая осуществляется в природе очень редко и требует для своего появления чрезвычайно специфических условий – не оказывается ли она той формой, в которой происходит концентрированное накопление излучаемого солнцами тепла? Тепла, которое по другим каналам растрачивается бесплодно, и только в этой форме может вновь использоваться как средство огненного возрождения замерзающих участков большой Вселенной.

С точки зрения современной физики такое предположение вовсе не выглядит невероятным. Ведь чем мельче и проще материальная структура, тем прочнее ее внутренние связи, тем труднее ее разрушить, но тем бо́льшие запасы энергии высвобождаются при ее разрушении.

Технологический прогресс свидетельствует, что человек идет к цепному разрушению все более простых, а тем самым все более прочных структур материи, высвобождая при этом все большее и большее количество связанной в этих структурах энергии. И перспектива, по мысли Ильенкова, теоретически такова: если бы удалось разрушить бесконечно малую структурную единицу материи, то взамен получилось бы пропорционально бесконечное количество высвободившейся при этом энергии. Количество, достаточное для того, чтобы превратить в раскаленные пары бесконечно большую массу остывшей материи.

Реально это представляется так: человечество в какой-то, очень высокой, точке своего развития, когда Вселенная остывает и близка к состоянию «тепловой смерти», сознательно начинает обратный процесс – процесс превращения умирающих, замерзающих миров в огненно-раскаленный ураган рождающейся туманности. Мыслящий дух при этом жертвует собой. Но его самопожертвование совершается во имя долга перед матерью-природой. Когда-то природа породила мыслящий дух. Теперь, наоборот, мыслящий дух ценой своего существования возвращает матери-природе, умирающей «тепловой смертью», новую огненную юность. Благодаря ему Вселенная начнет новый цикл развития, который когда-нибудь, в другой точке времени и пространства, вновь приведет к рождению из ее остывающих недр человеческого разума.

Таким образом, человек как мыслящая материя выступает в роли того самого звена космического круговорота, посредством которого осуществляется «омоложение» Вселенной. Следовательно, его появление – вовсе не случайность, а внутренне-полагаемое условие существования самой Вселенной.

Смерть мыслящего духа становится его бессмертием, подлинно творческим актом, превращающим обледенелые пустыни погруженных во мрак межмировых пространств в массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров, которые станут колыбелью новой жизни и нового мыслящего духа, бесконечного, как сама материя. Осознав огромность своей роли в системе мироздания, человек найдет высокое ощущение своего предназначения. Его деятельность наполнится новым смыслом и новым пафосом, перед которым меркнет ложный пафос религий.

В своем наброске Ильенков неоднократно повторяет, что нарисованная им картина – всего лишь гипотеза. Но эта гипотеза опирается на всю совокупность известных науке фактов и теоретических представлений. Она отводит мыслящему духу такую роль в круговороте мироздания, которая гораздо больше соответствует его месту на лестнице развития, чем представление, согласно которому все развитие материальной и духовной культуры, вся история мыслящего духа ведет к нулевому результату, к простой гибели, не оставляющей никакого следа. Мыслящий дух – не пустоцвет на древе мироздания. Он одновременно и следствие существования материи, и необходимое условие ее существования. Человек и создаваемая им культура как совокупность технических и духовных сил есть необходимое условие воссоздания Вселенной. В этой грандиозной созидательной деятельности и заключается объективная роль мыслящей материи.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое культура по определению Л. Уайта?

2. В чем заключается основной закон эволюции культуры, согласно Л. Уайту?

3. Какие этапы в развитии культуры выделял Л. Уайт? Какие события выступают рубежными вехами культурной эволюции?

4. Чем, по мысли О. Тоффлера, современный этап социокультурного развития отличается от предшествующих?

5. Какие стадии в эволюции культуры выделял О. Тоффлер?

6. Почему Э. Ильенков не согласен с тезисом о бесцельности человеческого существования и человеческой культуры?

7. Какова, согласно гипотезе Э. Ильенкова, роль культуры в процессе эволюции Вселенной?

Литература

Ильенков, Э.В. Космология духа / Э.В. Ильенков // Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – С. 415–437.

Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М.: АСТ, 1999.

Тоффлер, О. Футурошок / О. Тоффлер. – СПб.: Лань, 1997.

Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре / Л. Уайт. – М.: РОССПЭН, 2004.

Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры / Л. Уайт – М.: РОССПЭН, 2004.

Уайт, Л. Энергия и эволюция культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры / Под ред. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 439–464.

Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. –
2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Раздел II, гл. 18 – А. Тоффлер о цивилизации будущего; гл. 19 – Л. Уайт о культурологии как науке).

Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета (Буржуазное общество: культура и идеология) / А.В. Кукаркин. – М.: Политиздат, 1981.

Мареев, С.Н. Э.В. Ильенков: Жить философией / С.Н. Мареев. – СПб.: Академический Проект; Трикста, 2015.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 691 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...