Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культурный эволюционизм Э. Тайлора



Эдуард Бернетт Тайлор (1832–1917) стоит у истоков британской этнологической науки и принадлежит к числу наиболее выдающихся этнологов и культурологов XIX в. Особенно велик его вклад в изучение первобытной культуры и прежде всего религиозных воззрений первобытности.

Э. Тайлор родился в Лондоне в семье мелкого фабриканта. Он не получил высшего образования, но – вопреки воле и желанию отца – избрал путь ученого, а не предпринимателя. Отличаясь большой любознательностью и увлекшись древней историей, он – при поддержке своего друга-мецената банкира Генри Кристи – совершил ряд экспедиций по Южной и Центральной Америке. Вернувшись в Англию, Тайлор на протяжении многих лет изучал этнографическую литературу (к тому времени уже весьма обширную), а также древние языки – латинский, древнегреческий, древнееврейский, без которых нельзя было обратиться ко многим историческим первоисточникам.

Итогом этих почти 20-летних научных занятий стал капитальный труд Тайлора «Первобытная культура», вышедший в 1871 г. и прославивший его имя. После выхода этой работы Тайлор был избран членом Королевского общества (Британской академии наук). Впоследствии за научные заслуги он получил дворянство и стал сэром Эдуардом Тайлором. В дальнейшем он вел активную преподавательскую работу и в 1896 г. стал первым профессором созданной в Оксфордском университете кафедры антропологии. Тайлору удалось собрать вокруг себя значительную группу единомышленников и учеников. Он стал признанным главой английской школы эволюционизма в этнографии.

Тайлору принадлежит одно из первых – пока еще чисто описательных – определений культуры. На первой странице своего знаменитого труда он писал: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и … привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Опираясь на идеи биологического эволюционизма, Тайлор считал, что все явления культуры – материальные объекты, обычаи, верования, системы власти и т.д. – составляют такие же виды, как виды растений и животных. И так же как в природе одни виды развиваются из других. Лук и стрелы составляют вид так же, как обычаи татуировки, подпиливания зубов или обычай счета десятками. Значит, историк культуры должен применять тот же метод, что и естествоиспытатель: систематизировать культурные явления по их видам и располагать их эволюционными рядами – от более простых к более сложным. Именно так мы можем проследить процесс культурной эволюции, т.е. постепенного вытеснения менее совершенных видов более совершенными, что составляет сущность прогресса в природе и обществе.

Понятие «эволюционного ряда» – одно из важнейших в классическом эволюционизме. Метод эволюционных рядов позволил детально прослеживать развитие артефактов и явлений культуры. Возьмем, например, развитие судоходства. Оно повсюду проходило однотипные стадии. Сначала люди плавали на бревнах или охапках хвороста, гребя руками. Затем бревна стали заострять и делать в них углубления, использовать шесты и весла. Со временем лодки стали делать каркасными, обшивая их корой, шкурами или досками. Однако плоскодонные лодки легко переворачивались. Для придания устойчивости судну был изобретен киль. Лодки все больше увеличивались в размерах, становились многовесельными; были изобретены руль и паруса. На смену парусу пришел гребной винт с паровым двигателем; дерево заменили железом. Так современные корабли родились путем последовательных переходов от первобытного челнока до современного крейсера.

Хотя каждый эволюционный ряд развивается самостоятельно, иногда линии их развития пересекаются. Такое перекрещивание эволюционных рядов может приводить к важным культурным сдвигам. Например, компас (магнитная стрелка, указывающая на север) был изобретен китайскими астрологами независимо от эволюции плавающих средств. Но его использование в мореплавании позволило кораблям далеко уплывать от суши и перейти от каботажного плавания (вдоль берегов) к трансокеаническому. Порох был изобретен независимо от эволюции вооружения. Но использование пороха в военном деле открыло новую эпоху в истории.

Аналогии с биологической эволюцией привели Тайлора и к другим важным наблюдениям над культурой. Так, он впервые ввел в научный оборот понятия «культурного пережитка» и «культурного оживания». Пережиток – это культурный аналог биологического рудимента (остаточного органа), а оживание – аналог атавизма (внезапного проявления утраченного в ходе эволюции признака).

Культурный пережиток – это остаточное явление в культуре, т.е. сохранение более примитивных обычаев, представлений и практик, в массе уже вытесненных более совершенными. Например, в сельских районах Англии и в конце XIX в. можно было встретить ручной ткацкий станок, несмотря на изобретение и массовое применение механических прядильных машин.

Пережиточные явления могут наблюдаться не только в материальной, но и в духовной культуре. Например, в Англии и в XIX в. сохранялось предубеждение против заключения браков в мае. Согласно поверью, такие браки будто бы несчастливы. Корни этого немотивированного и необъяснимого на первый взгляд суеверия уходят в древнеримскую эпоху. В Древнем Риме май был месяцем погребальных обрядов – лемуралий. Майские браки считались нежелательными, грозящими скорой смертью. Смысл обычая со временем забылся, но сам он пережил века.

Открытие Тайлором пережитков дало ключ к объяснению многих явлений культуры. Благодаря этому методу многое, что считалось бессмысленным и беспричинным, обрело утраченный смысл.

Культурное оживание представляет собой внезапное возобновление давно изжитых культурных практик. Например, обычай татуировки был широко распространен в первобытных обществах. Там он имел рациональный смысл: татуировка служила маркером племенной и социальной принадлежности лица. Со временем этот обычай стал культурным рудиментом, сохраняясь в основном в маргинальных слоях, в преступных сообществах, среди уголовников. В настоящее время произошло оживание и широкое распространение этого, казалось бы, давно отжившего первобытного обычая.

Таким образом, раскрывая истоки и исторические видоизменения каждого культурного явления, эволюционизм проложил путь к созданию такой картины социокультурного развития, в которой не оставалось места для чудес и сверхъестественного вмешательства. Кроме того, работа Тайлора показала, что изучение первобытной культуры не является делом праздного любопытства. Без знания первобытности невозможно понимание культуры современной.

И все же главное значение этого труда английского эволюциониста заключается в создании первой научной теории происхождения и развития религии. Эта теория получила название анимистической (от латинских слов anima – «душа» и animus – «дух»).

До появления книги Тайлора религиозные верования примитивных племен считались «жалким смешением различных нелепостей, не имеющих ничего общего с развитыми мировыми религиями». Тайлор на большом этнографическом материале показал, что эти «нелепости» представляют собой первую и необходимую ступень в развитии всякой религии. Из них, как из эмбриона, родились все последующие религиозные системы.

Термином «анимизм» Тайлор обозначил специфическое состояние первобытного сознания, которое заключается в одушевлении всех предметов окружающего мира. Через это состояние проходит всякий человек в детском возрасте. Мышление дикаря и мышление ребенка в своих принципах совпадают. Открытие принципиального сходства детского и первобытного мышления – важнейший научный факт. Он доказывает, что человек не только физически (на эмбриональном уровне), но и духовно в своем онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет стадии филогенеза (развития человеческого рода).

Итак, причина превращения фактов повседневного опыта в миф и религию кроется в специфике первобытного сознания. Первобытный человек – подобно ребенку – бессознательно и невольно переносит на окружающее свои собственные свойства, наделяя все предметы душой, т.е. способностью видеть, слышать, думать, говорить, действовать. «Для примитивных человеческих племен, – пишет Тайлор, – солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей». Этот первобытный анимизм лежит в основе любой современной религии и сохраняется в качестве пережитка в представлениях и действиях верующих. Так, например, верующие обращают свои молитвы к неодушевленному куску дерева с нарисованным изображением бога или святого – в твердой уверенности, что раскрашенная доска может видеть, слышать и чем-то помочь просящему.

И в классической древности, отмечает Тайлор, можно найти массу примеров такого рода. Самый известный случай – бичевание пролива Геллеспонта Ксерксом. Персидский царь Ксеркс приказал высечь море в наказание за то, что буря потопила его флот. Тайлор указывает, что в английском законодательстве пережитки анимистических представлений сохранялись вплоть до XIX в. В частности, вплоть до правления королевы Виктории действовал старый английский закон, по которому не только животное, убившее человека, но и переехавшее его колесо или убившее его при своем падении дерево подлежали наказанию. По формулировке закона они «отдавались богу», т.е. подлежали конфискации и продаже в пользу бедных.

В средневековой Европе подобного рода судебные процессы были обычным делом. Судили насекомых и птиц, млекопитающих и змей. Судили по всей форме и очень тщательно. Перед полным составом суда выступали обвинители и защитники. Следствие часто велось с допросами и пытками. Особенно часто население подавало иски в суд на насекомых-вредителей, крыс и мышей. Иногда животных оправдывали, но иногда и казнили. В одной только Франции с XII по XVII в. было вынесено около ста смертных приговоров животным. В 1268 г. был осужден поросенок, нанесший увечья ребенку. В 1314 г. бык за нападение на человека был приговорен к повешению. В 1389 г. казнили лошадь, убившую человека. В 1442 г. в швейцарском городе Цюрихе судили волка за убийство двух девочек. Даже в просвещенном XVIII в. такая практика имела место: в 1796 г. в Германии заживо закопали в землю быка, обвиненного в том, что якобы из-за него начался падеж скота.

Анимизм Тайлор считал «минимумом религии», на основе которого складывались как мифологические представления, так и более высокие и сложные религиозные системы. По мере развития абстрактного мышления и способности к обобщению первобытный анимизм трансформировался в представление о неких духах, управляющих природными и социальными явлениями: водой, ветром, солнцем, громом, войной, любовью и т.п. От одушевления всех предметов человек перешел к олицетворению природных и общественных явлений. Так из анимистической основы возник политеизм (многобожие). Политеизм – это вторая стадия в развитии религии. Следующей эволюционной ступенью является монотеизм (единобожие) – представление об одном-единственном творце и господине всего видимого мира. Но и на высшей стадии своего развития религия сохраняет исходный принцип всякого религиозного мышления – одушевление и олицетворение неодушевленного мира.

«Первобытная культура» Э. Тайлора и сегодня не утратила своего научного значения. Эта книга принадлежит к тем научным трудам, без которых трудно представить интеллектуальный багаж современного человека. До сих пор она остается фундаментальным исследованием, без знакомства с которым невозможно получить научные представления о происхождении и эволюции религиозных верований. Идеи Э. Тайлора послужили отправной точкой для многих последующих исследователей.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о научно-теоретических предпосылках возникновения эволюционизма в гуманитарных и естественных науках.

2. Назовите основную работу Э. Тайлора. Сформулируйте ее главные идеи и исследовательские подходы.

3. Что такое «эволюционный ряд» и в чем значение этого метода изучения культуры?

4. Что Э. Тайлор понимал под культурными пережитками и оживанием?

5. В чем заключается «анимистическая теория» происхождения религии Э. Тайлора?

6. Попробуйте, опираясь на идеи эволюционизма, объяснить такие пережиточные явления современной культуры как обычай обмениваться кольцами при бракосочетании, свадебный обычай бросать деньги в подол невесты, запрет здороваться за руку с японским императором, пожелание здоровья при чихании, боязнь черных кошек, обычай ставить свечи перед иконами.

7. Используя историко-культурную литературу, проследите историю появления и эволюцию таких артефактов как часы, авторучка, карандаш, бумага, лыжи, коньки, футбольный мяч.

Литература

Тайлор, Э. Первобытная культура / Э. Тайлор. – М.: Политиздат, 1989.

Богданов, В.В. Истории обыкновенных вещей / В.В. Богданов, С.Н. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконникова. –
2-е изд. – СПб.: Питер, 2005 (Раздел II, гл. 2 – Э. Тайлор и идеи эволюционизма).

Токарев, С.А. История зарубежной этнографии: учебное пособие / С.А. Токарев. – М.: Высшая школа, 1978 (Гл. 2. – Становление этнографии как науки (середина XIX в.). Классическое эволюционистское направление в этнографии).





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 778 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...