Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Закон насилия и закон любви



Христианину нельзя насильничать. Сказано так: «Если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Смысл этих слов тот, что если тебя ударили, то лучше, чем от­дать удар за удар, подставь щеку. Таков закон Бога для.хрис­тианина. Кто бы ни сделал насилие и для чего бы оно ни было сделано, все равно — зло, как зло убийства, блуда, — все равно, для чего бы оно ни было сделано, и кто бы ни сделал его, и один ли человек, или миллионы людей, — зло все зло, потому что перед Богом все люди равны и потому что запо­ведь Божия не похожа на заповеди человеческие с их исклю­чениями, примечаниями и обходами по времени и месту. За­поведь Божия одна для всех людей, потому что дух, живущий в нас, один и тот же во всех. Для христианина в крайнем слу­чае лучше быть убитым, чем убийцей; лучше подвергнуться насилию, чем самому насильничать. Если меня люди обидят, то я, как христианин, должен рассуждать так: я тоже обижал людей, и потому хорошо, что Бог посылает мне испытание для моего вразумления и очищения от грехов. Если же меня люди обидят в правоте, тогда мне вдвойне хорошо, потому что я через это становлюсь товарищ передовых бойцов за жизнь, за свет, за свободу. Нельзя спасти душу свою злом, нельзя прийти к добру дорогою зла, как нельзя прийти домой, идя прочь от дома. Сатана сатану не изгоняет: зло не побеждается злом, а только накладывается зло на зло и укрепляется. Зло побеждается только противным духом, прав­дивостью и добром. Добром, только добром и терпением и страданием можно и следует гасить зло.

Но люди не живут по закону христианскому, закону разу­мения, смирения, самоотвержения, прощения и братской любви; а живут по закону животному, звериному, по которо­му «кто кого может, тот того и гложет». Можно допустить, что человек употребит насилие над горячечным больным, над пьяным, над сумасшедшим, над глупым ребенком не с целью делать ему зло, а с целью предупредить беду. Можно терпеть, простить и допустить такое насилие как неизбежное зло, но не возвеличивать. Когда же закон звериной жизни возводится в дело общественное как закон для всех, возвеличивается как закон будто бы божественный, то это для людей разумных, особенно для христиан, становится уже делом противоестест­венным, антихристовым, хулою на дух Христов — это грех непростительный.

Христос и антихрист живут от века, как две противопо­ложные силы. Жить по Христу — значит жить по-человечески, любить людей, делать добро и за зло воздавать добром. Жить по антихристу — значит жить по-звериному, любить только себя и за зло и за добро воздавать злом. Чем больше в своей обыкновенной, ежечасной жизни мы будем стараться жить по Христу, тем больше будет любви и счастья между людьми. Чем больше мы будем придерживаться учения антихриста, тем жизнь людей будет бедственнее. Заповедь о непротивле­нии злому ясно показывает два разные пути: путь истины, путь Христов, путь искренности мысли и чувства — путь жизни; и другой путь: путь обмана, путь дьявола, путь всякого лицемерия — путь смерти. И пусть страшно взять на себя крест заповеди о непротивлении злому, пусть страшно отдать себя в жертву злодею, но мы знаем, где дорога добра, дорога спасения. Будем же употреблять усилие, чтобы идти по ней, и будем освещать этот путь светом своего разумения и зная, что мы не упираемся в стену, а что впереди есть дорога и свет.

Не противиться злому силою не значит, что нужно отка­заться от охраны и жизни, и трудов своих, и других людей, а значит только, что охранять все это нужно иным способом, так, чтобы охрана эта не была противна разуму. Охранять жизнь и труды других людей и свои нужно тем, чтобы ста­раться пробудить в нападающем злодее доброе чувство. А для того чтобы человек мог это сделать, надо, чтобы он сам был добр и разумен. Если я вижу, например, что один человек на­мерен убить другого, то лучшее, что я могу сделать, это поставить самого себя на место убиваемого — и защитить, накрыть собою того человека и, если можно, спасти, утащить, спря­тать его — все равно, как я стал бы спасать человека из пламе­ни пожара или утопающего: либо самому погибнуть, либо спасти. Если же я оказываюсь бессилен в этом способе, пото­му что я сам заблудший грешник, то это мое бессилие не дает мне права пробуждать в себе зверя и вносить беспорядок в мир злом насилия и его оправданием.

Бука

МАЯ (Свобода)

Для человека, как животного существа, не может быть ре­чи о свободе. Вся его жизнь обусловлена рядом причин. Но если человек сознает себя духовным существом, то для него не может быть речи о несвободе. Понятие несвободы непри­менимо к проявлению разума, сознания, любви.

Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его слу­жению плоти. Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затмевающих этот свет, есть настоя­щая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не входит в твердыню разумения, тот зло­счастный.

Марк Аврелий

Познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин. гл. 8, ст. 32

Зла не существует для вещественной природы, но зло су­ществует для каждого человека, которому дано сознание доб­ра и свобода выбора между добром и злом.

Марк Аврелий

Свободным человеком бывает только тот, с которым слу­чается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько.

Вещь грамота, например, научает нас писать буквами и словам ми все, что мы захотим; но для написания хоть своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать пи­сать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И во всем так. Мы бы никогда ничему не научились, если бы делали так, как только нам вздумается- Зна­чит, для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать всего того, что только придет в голову. Напротив того, свободный человек должен выучиться желать и соглашаться со всем тем, что с ним случается, потому что то, что с челове­ком случается, случается только по воле Того, Кто управляет всем миром.

Эпиктет

Мы гораздо яснее сознаем, что наша воля свободна, чем то, что все совершающееся должно иметь свою причину. Разве нельзя было бы обратить этот аргумент и сказать: наши понятия о причине и следствии должны быть очень непра­вильны, так как наша воля не могла бы быть свободна, если бы они были справедливы.

Лихтенберг

Быть высоконравственным — значит быть свободным ду­шой. Люди, постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспре­станно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страс­тям не могут быть свободны душой.

Конфуций

————————

Люди, отрицающие свободу, подобны слепым, отрицаю­щим цвета: они не знают той области, в которой люди сво­бодны.

МАЯ (Добро)

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Украшай каждый проходящий день добрым делом.

Всего лучше начинать каждый день так: думать при про­буждении о том, нельзя ли в этот день доставить радость хоть одному человеку.

Ницше

Доброта — это наша обязанность. Тот, кто часто исполня­ет ее и видит, как его добрые намерения осуществляются, в конце концов начинает действительно любить того, для кого сделал добро. Слова: «Люби ближнего своего, как самого себя» — не значат то, что ты должен сначала его полюбить и уже затем, как следствие своей любви, делать ему добро. Нет, ты должен делать добро твоему ближнему, и эта твоя деятель­ность зажжет в тебе любовь к человечеству, которая и будет последствием твоей деятельности, направленной на добро.

Кант

Добрая воля хороша не тем, что она выполняет, — не своей пригодностью к достижению какой-нибудь намечен­ной цели, а сама по себе; рассматриваемая сама по себе, без всякого сравнения, она имеет гораздо более высокую цену, чем все, что посредством ее могло быть когда-либо выполне­но на пользу кого бы то ни было, даже на пользу всех людей. Если бы по особенному несчастью или по причине слишком скудных способностей такая воля была бы совершенно лише­на возможности выполнить свое намерение, если бы при ее величайшем напряжении все-таки ничего не было бы ею сде­лано и осталась бы только одна добрая воля (конечно, не как одно голое желание, а как применение всех средств, какие только в нашей власти), то и в таком случае такая воля все-таки сверкала бы сама для себя как драгоценный алмаз, как нечто такое, в чем в нем самом заключается величайшая цен­ность.

По Канту

Никто не может иметь понятия о добре, пока не начал творить его. И никто не может истинно любить его, пока не делал его часто и с жертвой. И никто не может найти успо­коения в нем, пока не делает его всегда.

Мартино

Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя бы и небольшое, считай таковое большим, а сделал ты ему большое добро, счи­тай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.

Благословение Божие снизойдет на того, кто дает бедному; двойное благословение почиет на том, кто при этом встречает и провожает его ласково.

Талмуд

Делая добро, будь благодарен за это

Твердо знайте и глубоко чувствуйте, что вы должны каж­дый день вашей жизни посвящать благу других, делая для них все, что можете. Делая, а не болтая.

Джон Рескин

————————

Если не можешь приучить себя к тому, чтобы искать слу­чая сделать добро, как охотник ищет своей дичи, то по край­ней мере не упускай случая делать добро.

МАЯ (Рост)

Самые великие изменения и все в природе совершается незаметно, медленным нарастанием, а не взрывами. То же самое и в духовной жизни.

Все истинные мысли — живые мысли и проявляют свою жизнь в том, что способны питать и изменяться. Но изменя­ются они подобно дереву, а не облаку.

Джон Рескин

Все истинно великое совершается медленным, незаметным ростом

Совершенство отдельных людей и общества никогда не достигается на все времена, ибо для каждого времени есть свое совершенство.

Люси Малори

Жизнь должна быть рождением души. Животное должно быть очеловечено, плоть должна быть претворена в дух; те­лесная деятельность должна быть превращена в мысль, в со­знание, в разум, справедливость, великодушие, как свеча в свет и теплоту. Эта высшая алхимия оправдывает наше при­сутствие на земле; в этом наше призвание и наше достоин­ство.

Амиель

Как нельзя разбить яйца, в котором сидит цыпленок, без опасности для его жизни, так не может один человек освобо­дить другого без опасности для его духовной жизни. Когда дух достигнет известного роста, он сам разобьет свои оковы.

Люси Малори

Жизнь есть непрекращающееся чудо. Зная, что такое рост, мы знаем сокровеннейшую из тайн природы.

Люси Малори

————————

Ничто так не вредно для нравственного совершенствова­ния, как сознание своего преуспеяния.

К счастью, путь истинного нравственного улучшения со­вершается так незаметно, что человек и не может видеть своих успехов иначе, как после долгих промежутков времени.

Если ты думаешь, что ты совершенствуешься, замечаешь это, — знай, что ты заблуждаешься, остановился или идешь назад.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...