Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литературные объединения и журналы русского зарубежья 4 страница



Экспрессионизм, взаимодействуя с альтернативными эстетическими системами, не растворялся в них, но развивался на протяжении 20 - 30-х годов вполне самостоятельно. Роман Е. Замятина представляет один из вариантов, притом наиболее плодотворных, этого развития.

33. «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке!» Герой, язык, композиция поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. "Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с "Полтавой" и "Дубровским" Пушкина, "Тарасом Бульбой" Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом".

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие — он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин — лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, "он врага на штык берет, как снопы на вилы". Этот Теркин и его однофамилец — герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, — несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подлинным героем и его однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли, Что, мол горе не беда, Что ребята встали, взяли Деревушку без труда? Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил!

Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина — героя юмористической страницы газеты "На страже Родины".

Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности разговорной речи. Эти формы сохраняться и в "настоящем" "Василии Теркине", значительно усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.

Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ — вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме "Страна Муравия". Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму "Василий Теркин" о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.

Твардовский — поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного характера. В "Стране Муравии", "Василии Теркине" созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.

"Просто парень сам собой Он обыкновенный"

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940). Слова героя поэмы:

"Я вторую, брат, войну На веку воюю"

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

"Не горюй, у немца этот Не последний самолет"

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: "Уберите эту бабу, Я солдат еще живой" В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам — независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта — хорошо с Василием; где бы он не появился — в бою, на отдыхе, в пути, — между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя: И усевшись под сосной, Кашу ест, ссутулясь. "Свой?" — бойцы между собой, "Свой!" — переглянулись.

Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной.

Мне не надо, братцы, ордена, Мне слава не нужна.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью): — Я работник, Я бы дома в дело вник. — Дом разрушен. — Я и плотник. — Печки нету. — И печник… Простота героя — обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское "перетерпим-перетрем" оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т. д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера.

В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме "Василий Теркин" находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют — они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное — мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

В главе "От автора" изображается процесс "мифологизации" главного персонажа поэмы. Теркин назван автором "святым и грешным русским чудо-человеком". Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

Поэма "Василий Теркин" отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу — вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с "любого места".

В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные ситуации. В последних главах Теркин не появляется вовсе ("Про солдата сироту", "По дороге на Берлин"). Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое построение поэмы: "Я не долго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствие первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма — ну и пусть себе не поэма, — решил я; нет единого сюжета — пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи — некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования — пусть, надо писать о том, что горит, не ждет…" Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал и знает, но, стремясь донести до читателя "сущую правду" войны, он полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании этого слова.

34. Творческая история и проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также красной нитью через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства, истинного творчества.

В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором «толстого художественного журнала», а другой – поэтом, печатающимся в этом журнале. С первых же страниц произведения Булгаков не скрывает своей иронии по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу: «…и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, - поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного…». Налицо «однобокое» образование этого человека, накопленная информация никак не расширила его кругозор. Это еще допустимо в обыденной жизни, но в сфере литературы… А каков руководитель, такова и организация, и мы сразу же можем себе представить уровень журнала, редактором которого является Берлиоз, и всего МАССОЛИТа в целом. Недаром в дальнейшем эти люди будут главными гонителями гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.

Таким образом, Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава «Было дело в Грибоедове»!.. Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: «…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки!… А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?» Вот она, главная достопримечательность «храма культуры»!… Крайне символичен образ «румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого» Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии… Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, «забивают» его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Вот судьба настоящего художника! Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: «Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.

Размышляя над судьбой Мастера, мы начинаем задумываться, почему тот не был достоин света? Почему Иешуа, о котором он написал роман, не забрал писателя к себе? Иешуа и Мастер являются явными перекличками в романе, и тот и другой несет свою правду, свою философию. Но Га-Ноцри не отрекся от своего образа мыслей, пошел до конца и, пройдя через нечеловеческие страдания на кресте, был вознесен на небо. Мастер же, столкнувшись с жизненными трудностями, непониманием и гонением, отказался от своего детища. Он не смог пронести свой «крест», не пошел до конца. Поэтому он оказался достоин лишь покоя.

Мастер пытается сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова. Ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются. Есть высшие силы, которые видят все и каждому воздадут по его деяниям. Воплощением такой силы у Булгакова являются Воланд и его свита. Любимый прием автора, «дьяволиада», помогает восстановить справедливость. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь, халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки «псевдотворцов», но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно. Потом все это закрутится вновь, но есть вечный Воланд и его свита…

Истинное творчество получило свою награду. Мастер и его возлюбленная заслужили покоя. Все испытания позади, они покидают Москву и это жестокое время навсегда. «Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя». Действительно, что может быть нужно подлинному художнику так, как свобода. Талант не может развернуться во всей своей полноте в душных и сдавливающих горло рамках политической системы. Творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться непринятым, непонятым. Писатель, художник слова, должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание. Так считал Булгаков. Так думаю и я.

35. Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

В образах центральных героинь романа М. Шолохова «Тихий Дон» воплощено представление автора о судьбе русской женщины в бурном 20 веке. Их основное назначение в романе, главная художественная функция, на мой взгляд, провозгласить приоритет вечных нравственных ценностей над социальной и политической суетой, всем, что разъединяет людей на «красных» и «белых».

Главными выразительницами идеала мирной жизни выступают в романе женщины-матери. «Чисто побесились люди, — отчитывает Григория Ильинична. — Вам, окаянным, сладость из ружьев палить да на кониках красоваться, а матерям-то как? Ихних сынов-то убивают, аи нет? Войны какие-то напридумали...» Ей в другом месте романа вторит «высокая черноглазая старуха, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице: «— И небось у каждого из вас мать есть, и небось как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольется... Блеснув на поздоровавшегося Григория желтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?»

Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа. Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей. Так и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери.

Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство.

Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына». Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.

Таким образом, образ матери Григория — Ильиничны играет важную роль в системе персонажей романа. Она воплощает идею материнства и единения всех людей. Ильинична не делит мир на «красных» и «белых». Она способна на любовь и сострадание к самым разным людям, в том числе и к тем, кто причинил ей самую большую боль, — Аксинье, Кошевому.

Наталья Коршунова – жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего.

Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом. Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа. На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья - хранительница его дома, мать его детей.

Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает. Страшным исходом завершается ее жизнь.

Для Натальи характерно такое же долготерпение, мудрое спокойствие хранительницы семейного очага, как и у Ильиничны, а также глубоко запрятанная способность к напряженным духовным переживаниям. О силе переживания Натальи, о ее гордости говорят не слова, а поступки: попытка самоубийства, нежелание иметь ребенка от нелюбящего мужа. На долю обеих, и Ильиничны, и Натальи, выпала драматичная семейная жизнь, но они сумели посвятить себя дому, детям.

В портрете Натальи уже включена история ее жизни: красота лица контрастирует с большими, раздавленными работой руками», смелый взгляд серых глаз — со смущенной и сдержанной улыбкой. Именно эти женщины оказались в самые переломные моменты опорой семьи и мира «тихого Дона».

Аксинья является почти полной противоположностью Наталье. Ее роднит с Григорием Мелеховым неуемность характера, неспособность удовлетвориться компромиссом, всепоглощающая любовь и жажда свободы.

Вся буйная страсть природы сконцентрировалась в характере этой женщины. Наталья воспитана в строгом уважении к норме жизни и ждет того же от других. Аксинья считает, что ее незадавшееся замужество снимает с нее всякую вину за нарушение норм и запретов.

Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер ее любви к Григорию. К финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям.

Довольно ярок и образ жены Петра Мелехова - Дарьи. Это распутная женщина, неряшливая, ленивая. Дарья не любит работать, но любит быть в центре внимания, нравится мужчинам: «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее, высокая, тонкая, гибкая в стане, как хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой алых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы». Эта героиня остра на язык, бойка, своенравна.

Кажется, что в душе этой женщины нет никаких нравственных устроев: она запятнала себя даже кровавым преступлением. Недаром, когда Григорий увидел ее, в пьяном беспамятстве валяющуюся после убийства Котлярова, то еле подавил желание раздавить эту женщину, как ядовитую тварь.

На протяжении всего романа мы наблюдаем процесс нравственного распада Дарьи: После смерти Петра, подчеркивает Шолохов, Дарья «стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности….». Она меняет мужчин, «как перчатки», даже Григорию строит глазки. В итоге Дарья оказывается жестоко наказанной на свой образ жизни – она заражается «дурной болезнью». Героиня знает, что она будет медленно умирать, теряя свою красоту и молодость. Поэтому Дарья решается на страшный шаг – заканчивает жизнь самоубийством.

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания. По мнению писателя, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.

36. Личность в водовороте истории в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Трагедия личности в романе Михаила Алексеевича Шолохова «Тихий Дон» История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на судьбах людей. В обществе выделяют обычно два лагеря, оппозиционных друг другу. Кто-то по своим взглядам поддерживает одну сторону, кто-то другую. Но не все. Все же есть такие люди, которые в силу своих убеждений, не могут выбрать какую-либо из сторон. Их судьбы печальны, даже трагичны, так как они не могут выбирать, что им больше по душе, по сердцу. Именно судьба такого человека и изображена в романе-эпопее Михаила Алексеевича Шолохова «Тихий Дон». Таковым мы видим на страницах его книги главного героя- Григория Мелехова. С каждой прочитанной главой перед читателем открывается ясная картина трагедии этой сильной личности. Он мечется, ищет, ошибается и всеми силами пытается найти правду, которую так и не находит. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают драматические противоречия времени, обнажая борьбу различных чувств в душе героя. Революционные события ставят перед Мелеховым сложнейшие вопросы бытия. Григорий стремится постигнуть смысл жизни, историческую правду времени. Формирование взглядов Григория начинается с дней Первой Мировой войны. Он служит в армии, более или менее поддерживая взгляды своих сослуживцев относительно порядков в стране, относительно государственного устройства. Он придерживается следующего мнения: «Нам необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур». Но, получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе главного героя глубокий переворот. Слова Гаранжи глубоко въелись в душу Григория, заставив его коренным образом пересмотреть все свои взгляды. «Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться» Мелехов вынужден был признать, что в словах Гаранжи звучала горькая правда, которая разбивала вдребезги сложившиеся у него отношения к происходившим событиям. Гражданская война… Григорий мобилизован в ряды белой армии. Он служил ©2001-2005 Алл С о ч.Р У там достаточно долгий срок, получая при этом высокий чин. Но его сознание не покидают мысли, связанные с устройством жизни. Постепенно он отходит от белых. После встречи с Подтелковым Григорий склоняется к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому то берегу. Перейдя на сторону красных, он не только переходит в другой лагерь, он еще отходит и от родных и близких. Ведь теперь он и отец его с братом как бы враги. После ранения под станицей Глубокой едет в свой родной хутор. И тяжко в груди у него. «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в тонкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли по которой надо, идти». Находясь в среде красных, Григорий познавал азы большевистского устройства общества. Но многие положения противоречивы его взглядам, не видел в них он своей правды. И постепенно он стал осознавать, что и там ему нет места, так как он видел, какие бедствия несли они им, то есть казакам. «…И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли! Григорию иногда в бою казалось, что и враги его тамбовские, рязанские, саратовские мужики – идут, движимые таким же ревнивым чувством к земле.», «Бьемся за нее, будто за любушку.» Мелехов отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в борьбе, крови, страданиях, он не понял, не поверил ей в конце концов оказался на историческом распутье. В напряженной обстановке, спасая свою жизнь, он попадает в банду Фомина. Но и там для него нет правды. Но самое трагичное то, что, метаясь из одной стороны в другую, Григорий видел то, что места ему нет ни там, ни здесь. Он понимал, что правды его нет ни у белых, ни у красных. «Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали. Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болен, туда-сюда качался. В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам. Казаки теперь поумнеют. Просили фронты, а теперь каждый, как я: ах! – да поздно». Автор постоянно напоминает, что куда бы герой ни шел, куда бы он ни бросался, он всегда тянулся к тем, кто боролся за счастливую жизнь. Ведь именно в своих метаниях Григорий и обретает свои лучшие качества, обретает свою силу и мощь. Трагизм судьбы Григория Мелехова усиливает другая линия романа, а именно личная жизнь казака. Он не только не может разобраться с политическими вопросами, но и сердцем со своим не сможет сладить. С дней своей молодости он всем сердцем любит Аксинью Астакову, жену своего соседа. Но он женат на другой, на Наталье. Хотя и после многих событий в семье воцарился мир, появились дети, но к ней он так и остается холоден. Григорий ей так и говорит: «Холодная, ты, Наталья». В сердцах казака постоянно Аксинья. «В нем цвело, бродило чувство, он любил Аксинью прежней изнуряющей любовью, он ощущал это всем телом, каждым толчком сердца, и в то же время сознавал перед его глазами, что это сон. И радовался сну, и принимал его, как жизнь». История любви пронизывает весь роман. Куда бы Григорий не бежал, как бы не пытался порвать с этой женщиной, всегда пути их опять сходятся. И до женитьбы, несмотря на все угрозы отца, и во время военных действий, когда жизнь Григория и Натальи уже наладилась, и после смерти жены, они воссоединяются вновь. Но и здесь главный герой разрывается между двух огней. С одной стороны, дом, семья, дети, с другой стороны, любимая женщина. Самого высокого уровня достигается трагедия жизни Григория не тогда, когда пытается он выбрать сторону, куда лучше примкнуть, а на личном фоне, во время гибели Аксиньи. Он остается одинок. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушает ни шум сражений, ни звуки старинной казачьей песни. Только «черное солнце» светит здесь одному Григорию. В кровавом круговороте исчезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина. В самом конце романа устали Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писатель: «Никакой он не бандит, твой отец. Он так…несчастный человек». Сколько сочувствия в этих словах! В «Тихом Доне» писатель возвел на общечеловеческую высоту страдания сильной личности, порабощаемой в своем развитии, в движении к самой гуманной жизненной философии грузом и старого нравственного уклада, и антигуманными нормами новой системы. Он не находит себе ни дела, ни цели по масштабу и глубине своей «совести», души, талантливости, он в «меньшинстве» в рамках всех ситуаций своего времени. Но кто не был вслед за Григорием в меньшинстве, в зоне гибели и истреблении в 30-е и 40-е годы среди прочно утвердившейся командно-административной системы? В «меньшинстве» было нередко все общечеловеческое.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...