Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Логический эмпиризм (Венский кружок) как направление в философии науки



Логический эмпиризм - направление в философии и методологии науки, представители ко­торого считали единственным предметом фи­лософии науки логический анализ структуры и язы­ка конкретных наук с помощью аппарата современ­ной (математической) логики и семантики. В центре внимания логического позитивизма оказалась проблема значения, эмпирической осмысленности научных утверждений. Логические позитивисты приходят к выводу о том, что предметом философии не может быть даже теория познания, которая имеет все еще слишком мировоззренческий, слишком содержательный характер. Философия вообще, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящейся к анализу естественных и искусственных языков. Эта деятельность должна преследовать сразу две цели. Первая цель – убрать из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка и нарушения его логических правил. Эти нарушения обусловлены, прежде всего, теми или иными идеологическими вопросами. Вторая цель – обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения. Вопросы, которые традиционно брались в качестве основных в философии, объявлялись неопозитивистами псевдонаучными.

Венский кружок был основан в 1922 г. Морицом Шликом. Целью его деятельности стал анализ языка науки, изучение природы аргументации–прообраз фальсификации. Название «Венский кружок» возникло в ходе дискуссий Шлика с Рейхенбахом по поводу теории относительности Эйнштейна. Основной вклад в философскую ориентацию кружка внесло обсуждение трудов Витгенштейна.

На этом этапе развития философии науки сохранился приоритет для познания результатов наблюдения.

Позиция М. Шлика сводилась к тому, что он пришел к утверждению: предшеству­ющая философия просто никогда и не доходила до постановки «подлин­ных» проблем. Не существует других способов проверки и подтверждения истин, кроме на­блюдения и эмпирической науки. Всякая наука есть система истинных утверждений опыта. Философия - такая деятельность, которая позволяет обна­руживать и определять значение предложений. С помощью философии пред­ложения объясняются, с помощью науки они верифицируются. Наука занимается истинностью предложений, а философия тем, что они на самом деле означают. Таким образом, в задачу философии не входит, как считает М. Шлик, формулировка и проверка предложений. Философия — это деяние или деятельность, направленная на обнаружение значения.

Поворот в философии означает решительный отказ от представлений об индуктивном характере философии. Наука и философия связаны, потому что философия интерпретирует смысл научных утверждений. В число участников Венского кружка входили Нейрат, Гедель, Рейхенбах, Карнап и др. В начале второй мировой войны Венский кружок прекращает свое существование в связи с убийством Шлика.

С весомыми теоретическими приращениями в деятельности Венского кружка связаны исследования логика Рудольфа Карнапа. Он считал, что достоверность протокольных предложений обеспечивает достоверность всех научных предложений, в случае если последние сведены к протокольным. Прото­кольным предложениям приписывались такие особенности: выражают чистый чувственный опыт субъекта; абсолютно достоверны; именно с установления протоколь­ных предложений начинается процесс познания; в их истинности нельзя сомневаться.

Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой нахо­дятся основные понятия, определения и постулаты; ниже располагаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокуп­ность протокольных предложений, обобщением которых она является.

Позднее эмпирический каркас науки строился на предложениях, ко­торые не считались абсолютно достоверными, однако их истинность ус­танавливалась наблюдением и в ней не следовало сомневаться.

Р. Карнап отводил большое внимание проблеме, определяющей ста­тус и специфику работы философа науки, отмечая, что старая филосо­фия природы была заменена философией науки. Она исследует понятия и методы, которые в ней используются, их возможные результаты, формы суждения и типы логики, которые в ней применяются.

Отто Нейрат был одним из наиболее активных участников Венского кружка. Он считал, что протокольные предложения не обладают никакими преимуществами по сравнению с другими видами предложений. Критери­ем истинности является не достоверность протокольных предложений, а непротиворечивость утверждений науки. И именно такое непротивореча­щее другим предложениям данной науки суждение может быть выбрано ученым по соглашению с другими учеными в качестве исходного, прото­кольного. Само же соглашение есть личное дело ученого. В этих утвержде­ниях фиксируется соединение конвенциализма и логического позитивизма.

Он горячо поддерживал и развивал идею создания унифицированного языка науки, способного обеспечить единство научного знания. Такой язык с необходимостью должен опираться на язык физики и математики. Пос­ле распада Венского кружка все его интересы были сосредоточены в об­ласти экономических исследований.

В свое время Мах и Авенариус считали, что они доказали прямую возможность полного познания "нейтральных элементов" мира, то есть безличных ощущений, поскольку познание последних сводится к тому, что они воспринимаются. М. Шлик и Р. Карнап предпочли вообще отказаться от самой постановки этой дилеммы, считая ее мнимой, лишенной научного смысла. Идеальным средством аналитической философской деятельности они считают разработанный в ХХ в. аппарат математической логики. С ее помощью неопозитивисты строили понятие "логической конструкции". Согласно этому понятию микро- и макрообъекты, которые невозможно наблюдать из-за их малости или удаленности, представляют собою не символы относительно устойчивых групп ощущений, как полагали Мах и Авенариус, но продукты формального преобразования предложений, фиксирующих "атомарные факты".

Логический позитивизм использовал реальные проблемы современной науки: осмысленность научных утверждений (например, в теории относительности), возможность опытной проверки абстрактных теоретических положений, соотношение содержательных и формальных компонентов научной теории и др. В разработанной логическими позитивистами методологии научного исследования дано описание научной теории, выделены и зафиксированы некоторые виды научных определений и объяснений, что представляет научную ценность для логико-методологических исследований.

Вместе с тем основная философская программа логического позитивизма, выраженная в принципе верификации, находится в противоречии с практикой современного научного познания. Суть данного принципа состоит в требовании проверки предложений об опыте на предмет их истинности. Согласно принципу верификации, проверка предложений проходит через сопоставление их с фактами чувственного опыта субъектов. Предложения, в принципе не поддающиеся чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Действие принципа верификации и функции критерия истинности и ложности таковы: предложение истинно, если оно подтверждается фактами-переживаниями и если могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальными, это предложение опровергали; предложение ложно, если оно опровергается фактами-переживаниями и если могут быть указаны воображаемые факты, которые, если бы они были реальными, это предложение подтверждали. В принципе верификации ясно виден определенный смысл: то, что ненаблюдаемо, лишено научного смысла. Таким образом, положения логики, математики и других теоретических наук оказываются бессодержательными. Тем самым логический позитивизм впадает во внутреннее противоречие с самим собою, ведь аналитико-математический метод, предлагаемый им, оказывается несостоятельным, ибо не может дать достоверного знания.

Применение методологии логического позитивиз­ма в анализе логических и ма­тематических теорий показало свою ограниченность в естественно-научном познании, историческом и гуманитарном позна­нии. В рамках логического позитивизма, оказалось невозможно адекватно поставить и решить ни пробле­му обоснования научного знания, ни проблему при­роды научных теорий, ни проблему предпочтения и выбора наилучшей среди конкурирующих теорий. Мощная внешняя критика их философских оснований привела к саморазрушению логическо­го позитивизма в 70-х гг. 20в.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2663 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...