Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Главный предмет размышлений второго этапа развития философии науки, приходящегося на первую треть 20в., — содержательные основоположения науки. Это обусловливалось теми резкими революционными изменениями, теми сенсационными открытиями, которые пронизали основания науки на рубеже веков. В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской "метафизики" – возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм (термин "эмпириокритицизм" был введен Р. Авенариусом и означал "критику опыта"). Представители этого направления обратили внимание на факт относительности научного знания и сделали вывод о том, что наука не дает подлинной картины реальности, а доставляет лишь "символы", знаки, отметки для практики.
Эмпириокритики считали, что задача философии состоит не в построении "синтетической" системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Вторая историческая форма позитивизма, таким образом, отличается от первой не только пониманием характера общих проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии.
Второй этап развития философии науки связан с именем австрийского физика Эрнста Маха (1838-1916). Как и все позитивисты, Мах призывал удалить старую философию. Его больше всего не устраивало представление о процессе познания как об отражательном процессе. Исходя из своего главного тезиса о том, что в основе всех явлений находятся ощущения, он пытается переосмыслить основные категории науки: пространство, время, силу, массу, причинность.
Мах показывает, что ощущения есть факт, форма приспособления живого организма к среде. Ощущения — это элементы всех возможных физических и психических переживаний, вся разница между которыми заключается в различной зависимости их друг от друга. Более устойчивые впечатления запечатлеваются в памяти и получают выражение в нашей речи.
Всему, установленному физиологическим анализом ощущений соответствуют отдаленные явления физического. Задача науки — признавать эту связь и ориентироваться в ней. Чувственный мир принадлежит одновременно как к области физической, так и к области психической.
Таким образом, в чувственной сфере нашего сознания всякий объект одновременно является и физическим, и психическим. Следы психофизики видны во всех работах ученого.
По мнению Маха, цель всякой науки в том, чтобы изобразить факты в идеях для устранения практической или интеллектуальной неудовлетворенности. Всякая практическая или интеллектуальная потребность удовлетворена, если наши идеи вполне воспроизводят факты чувственного мира. Причем исследовать законы связи между представлениями должна психология; открывать законы связи между ощущениями — физика; разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями — психофизика.
Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Всякое познание есть психическое переживание. И когда мышление толкается в различные направления, возникает научная проблема.
Проблемы можно решить при помощи гипотезы. Главная роль гипотезы — вести к новым наблюдениям и новым исследованиям. Мах считает, что познание и заблуждение имеют один и тот же психологический источник, ибо в основе всякого психического приспособления лежит ассоциация. Ассоциации должны быть приобретены индивидуальным опытом. Единственной бесспорной функцией науки для Маха является описание. Описание есть построение факта в мыслях.
Одним из ведущих деятелей второго этапа философии науки стал Анри Пуанкаре — французский математик и физик, основоположник концепции конвенциализма. Конвенциализм — направление, провозглашающее в качестве основы научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. Соглашения обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности.
Научными основаниями, способствующими появлению конвенциализма, стали различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского, Римана. Поскольку каждая из них согласовывалась с опытом, то вставала проблема истолкования достоверности и объективности знания, понимания истины.
Последовало переосмысление такого фундаментального научного понятия как закон. Научный закон провозглашался условно принятыми положениями, конвенциями, которые необходимы для наиболее удобного описания соответствующих явлений. Произвольность выбора основных законов ограничена как потребностью нашей мысли в максимальной простоте теорий, так и необходимостью успешного их использования. В этом смысле ценность научной теории определяется лишь удобством и целесообразностью ее применения для практических целей.
Симптомом антропологической ориентации второго этапа философии науки оказалось и громкое признание интуиции ученого в качестве важнейшего инструмента научного открытия. Интуиция выступила весомым аргументом в борьбе с логицизмом. По мнению Пуанкаре, новые результаты невозможно получить лишь при помощи логики, вопреки основному тезису логицизма нужна еще и интуиция.
Основные идеи конвенциализма были распространены Пуанкаре на математику и физические теории: классическую механику, термодинамику и электродинамику. Их основоположения объявлялись также удобными допущениями, отвечающими требованию непротиворечивости.
Прямым следствием конвенциализма оказывается тезис о несоизмеримости теорий. Он представляет собой такой тип развития науки, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные методы, принципы и способы обоснований, так что их сравнение рационально невозможно. Логика не выступает всеобщим универсальным основанием. Процедуры выбора основоположений опираются на предпочтения.
Итак, второй этап философии науки – конвенциализм, вознесшеий соглашение в ранг основания построения теории, размывание научной рациональности путем признания роли интуиции и формулирование тезиса о несоизмеримости теорий, принимающего основным критерием сравнения социокультурные и психологические основания.
Эмпириокритики видели основное назначение философии как теории познания в очищении науки от всех "метафизических фикций".
При многих погрешностях в рассуждениях заслуга эмпириокритиков состоит в том, что они сосредоточились на проблеме связи абстрактных понятий теории с эмпирическими данными. Эмпириокритицизм возник на переломном этапе развития науки и естественно, что был поставлен вопрос о том, насколько обоснованы в опытных данных возводимые наукой логические построения. Работы Маха "Механика", "Познание и заблуждение" и Авенариуса "Критика чистого опыта" сыграли важную роль в критике механистических воззрений, господствовавших в науке.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2126 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!