Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 9. Религии древних цивилизаций



1. Общие черты религий древних цивилизаций. Аграрные культы, культ великой матери.

2. Религия Древнего Египта. Архаические и традиционные религии Древ­него Востока.

3. Мистериальные культы в Греции и Риме.

4. Мифология и религия в цивилизации ацтеков и майя.

5. Архаические религии и «осевое время».

Литература

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. СПб., 1994.

2. Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / М. Грант. М., 1998.

3. Джемс П. Римская цивилизация / П. Джемс. М., 2000.

4. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры / В.В. Емелья-

нов. СПб., 2001.

5. Жак К. Нефертити и Эхнатон: Солнечная чета / К. Жак. М., 1999.

6. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия / Ф.Ф. Зелинский.

Киев, 1993.

7. Иванов Вяч. Дионис и предионисийство. / Вяч. Иванов. СПб, 1994.

8. Крамер С.Н. Шумеры. Первая цивилизация на земле / С.Н. Крамер. М., 2002.

9. Матье М.Э. День египетского мальчика: Кари, ученик художника

/ М.Э. Матье М., 2002.

10. Море А. Цари и боги Египта / А. Море. М., 1998.

11. Перкис Д. Греческая цивилизация / Д. Перкис. М., 2000.

12. Розанов В.В. Возрождающийся Египет / В.В. Розанов. М., 2002.

13. Тураев Б.А. Бог Тот. / Б.А Тураев. СПб., 2002.

Первые цивилизации возникают в результате качественного переворота в технологическом развитии человечества, получившего название неоли­тической революции. Происходит качественный скачок в самосознании человека, переход от изначальной синкретности и нерасчлененности к дифференцированному мировоззрению. Вместе с этим качественно изменя­ется содержание и социальная форма религии. Совершается переход от примитивной религии к архаической (согласно исторической типологии религий Р. Беллы). Характерная черта архаической религии – возникновение обособленного от профанной жизни религиозного культа с богослуже­ниями, жертвоприношениями, комплексом богов, выделением жрецов в отдельное сословие.

Революции в самосознании человека не могут проходить бескон­фликтно. В рассматриваемый период человечество впервые в истории сталкивается с ситуацией отчуждения. В мифологии и эпосе набирают силу мотивы неустроенности земного порядка бытия. Вместе с осознанием необратимости смерти обостряется переживание трагичности человеческого удела. Ответ на этот вызов был дан в форме фун­даментального сдвига в духовной жизни человечества, который К.Ясперс удачно назвал «Осевое время». Но не все цивилизации пережили этот пе­риод. Следует проследить процесс осознания ситуации отчуждения и по­иск ее разрешения. Особенно важно в этом аспекте рассмотрение темы смерти и бессмертия в древних религиях.

Тема 10. Традиционные религии Китая и Японии

1.Истоки китайской духовной традиции: древнекитайская мифология, «Книга перемен» («И цзин»), учение о Дао, дэ, ци, инь и ян.

2. Философия даосизма, учение Лао-Цзы и Чжуан-Цзы. Превращение дао­сизма в религию. Даосский тсульт и образ жизни.

3. Жизнь и учение Конфуция. Конфуцианская этика и культ.

4. Многообразие школ и направлений даосизма и конфуцианства.

5. Мифология синтоизма. Храмы, традиции и праздники. Влияние религии синто на национальный характер и культуру японцев.

Литература

1. Григорьева Т.И. Дао и Логос. Встреча культур / Т.И. Григорьева.

М., 1992.

2. Демьяненко С.Н. История цивилизации Китая / С.Н.Демьяненко.

М., 2003.

3. Жаров С.Н. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм / С.Н. Жаров. Воронеж, 1995.

4. Мартынов А.С. Конфуцианство: Этапы развития: Конфуций. «Лунь Юй» / А.С. Мартынов. СПБ., 2006.

5. Носович Н.В. Философия Конфуция / Н.В. Носович. М., 2002.

6. Овчинников В. Ветка сакуры / В.Овчинников. М., 1986.

7. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке

/ К.М. Тертицкий. М., 2000.

8. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко - религиоведческого описания / Е.А. Торчинов. СПб., 1993.

9. Федин И.А. Конфуцивнский культ / И.А Федин. М., 2006.

10. ЧекаловД.А. Китайская цивилизация / Д.А. Чекалов. М., 2004.

Характерной чертой китайской религиозности является феномен пре­вращения философии в религию. Даосизм и конфуцианство изначально формировались как философские учения и школы, но по мере их ассими­ляции государством и обществом они приобретали форму религии. Конфуцианство и даосизм удачно дополняют друг друга. Если даосизм делает основной акцент на мистиче­ском, индивидуально-экзистенциальном аспекте существования человека, то внимание конфуцианства направлено на его посюстороннее бытие, гар­монизацию жизни в семье, обществе, государстве. Оно оказало определяющее влияние на об­щественно-политическое устройство и культуру не только Китая, но и це­лого ряда соседних государств. Многие исследователи объединяют эти го­сударства (Корея, Япония, Вьетнам) в единую субэкуменическую цивилизацию-культуру, которую чаще всего называют конфуцианской.

Традиционной культурой Японии является синтоизм. Идеи религии синто лежат в основе самурайского этоса, культа императора и других тра­диционных институтов Японии. В процессе развития синтоизм ассимили-ровал некоторые конфуцианские идеи, а также китайского «чань-буддизма», который в Японии превратился в дзен-буддизм и стал второй традиционной религией японцев.

Тема 11. Индуизм: история и современность

1. Священные тексты индуизма. Корпус ведической литературы. Махабха-рата и Рамаяна. Пантеон индуизма.

2. Религиозные доктрины индуизма. Категории атмана, брахмана, санса-ры, кармы, мокши.

3. Эволюция индуизма: ведийская религия и брахманизм. Вишнуизм, шиваизм, тантризм.

4. Культовая практика и символика современного индуизма.

5. Медитация и йога, их влияние на современную культуру.

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Индуизм / М.Ф. Альбедиль. СПб., 2000.

2. Бхагавадгата. М., 1999.

3. Гачев Г. Образы древней Индии: (Опыт экзистенциальной культуроло­гии) / Г. Гачев. М., 1993.

4. Каниткар В.П. Индуизм / В.П. Каниткар. М., 2003.

5. Лизбет А.В. Тантра: Культ женственности: Взгляд на жизнь и любовь

/ А.В. Лизбет. Ростов н /Д., 1998.

6. Махабхарата и Рамаяна. М., 1974.

7. Пахомов С.В. Индуизм. Йога, тантризм, кришнаизм. Словарь

/ С.В. Пахомов. СПб., 2002.

8. Упанишады. М., 1967.

9. Шивананда Свами. Господь Шива и его почитание / Шивананда Свами. М., 1999.

10. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей

/ А. Швейцер. М. 2002.

11. Чампен Д. Йога. Целительная асана. / Д. Чампен. М., 2006.

Индуизм является одной из самых древних из сохранившихся рели­гий. Его мифологемы и доктрины сложились на основе ведической лите­ратуры (сер. I тыс. до н.э.). Разумеется, за истекший период индуизм пре­терпел весьма существенные трансформации/ но главные принципы оста­лись неизменными. Это, прежде всего, религиозно-философское учение о сансаре, карме, мокше. Учение индуизма, бывшее первоначально сугубо политеистической религией (пантеон ведической религии насчитывал ты­сячи богов), в ходе исторического развития претерпел значительную эво­люцию в сторону монотеизма. В настоящее время в индуизме в качестве верховного бога почитают Шиву или Вишну, рассматривая других богов как их воплощения (аватары).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...