Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неопозитивизм оказывет влияние на логику научного исследования, теорию структур и формирование структурализма, теорию знаков



Интуитивизм. Основоположник – Анри Бергсон. Считает, что в современном обществе необходимо заменить интеллект интуицией, т.к. он тесно связан с практикой, а интуиция – это созерцание, которая не зависит от практического интереса. Функция интеллекта – организация и подготовка человеческих действий, следовательно, научное познание односторонне. Интеллект не созерцает, а выбирает. Интеллект и материя приспособились друг к другу. Материя предстает в тех формах, которые практике доступны. Интуиция должна рассматриваться как инстинкт, сознающий самого себя и способный развивать себя бесконечно. Цель философии – исследовать окружающий мир без мысли его практического использования. Для интуитивного познания требуется усилие воли, но не нужно специальной особенности.

Прагматизм. (Пирс, Дьюи, Мид)- реконструкция реформ, философия должна быть общим методом решения всех проблем, которые возникают перед человеком. Чувственное переживание, то, что человек воспринимает. Все объекты познания формируются человеком, в ходе решения задач. Сознание должно преодолевать сомнение. Истина – польза и весь аппарат философского знания связан с чувствами. Эстетическое – богатство переживаний.

Психоанализ. (Фрейд) Основной элемент – бессознательное, определяет все остальные структурные элементы психики. Самосознание и общественная цензура (нормы, правили, традиции) препятствуют прорыву бессознательного. Бессознательное глубоко индивидуально и лично, инстинкты – своеобразны. Главный механизм согласования бессознательного и нарматива является сублимация – трансформация энергии бессознательного инстинкта в виды деятельности допустимые обществом (творчество). Вытеснение – содержание бессознательного вытесняется, может приводить к разрушению.

Гуманистический психоанализ. (Фромм). Критиковал биологизм и пансексуализм, отвергал эдипов комплекс. Иначе рассматривал человека – он находится в постоянном контакте с природой и культурой. Цель ГП – способствовать саморазвертыванию внутреннего потенциала в направлении истинности.

Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Но философские герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамеп и др.) значительно расширяют это понятие за счет расширительного толкования обеих частей его определения. Текст для них — это любая культурная, жизненная информация, а его понимание ~ это способ существования познающего эту информацию. Понимание — вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время. Большое значение в герменевтике придается языку, через который передается и понимается жизненный опыт.

Аналитическая философия. Это философское направление, по существу, предлагает изменить предмет философии. Аналитическая философия — это философия языка и значений понятий. Аналитики исходят из того, что живой язык многозначен и контекстуален. Преж­ние философские проблемы, которые они называют псевдопробле­мами, возникли из-за неадекватного понимания одних и тех же терминов науки, их значений. У истоков ее стоят Дж. Мур и Б. Рассел; последний заложил основы математической логики. Но подлинным вдохнови­телем этой школы стал Л. Витгенштейн, который, рассматривая язык как социальное явление, разработал основную проблематику аналитической философии. Проблемой усовершенствования языка логических символов занимались члены Венского кружка Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик. Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Язык — граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии. Язык имеет логическую форму. Значение слова есть факт, который оно обозначает .

Феноменология — учение о феноменах, т.е. возникающих в сознании смыслах предметов и событий. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запаха­ми, разнообразными впечатлениями, пройдя через со­знание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это проис­ходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Ее цель — построить науку о науке. Решающая проблема теории познания — проблема объективности истины. Истины наук носят отно­сительно-прикладной, прагматический характер, философия не должна иметь таких атрибутов, ее задача — выявлять чистые сущности.

Экзистенциализм. Название направления происходит от латин­ского existentia — существование. Это одно из самых распространен­ных современных философских учений. Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характери­зуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченностью, стра­хом, сознанием конечности бытия. Единственная подлинная действительность для экзистенциалис­тов - это бытие человеческой личности. Исходя из своего существова­ния, человек может так или иначе определять себя. Позна­ние у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объективной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет от­вергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

Персонализм. Это философское направление признает личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Существуют две ветви персонализма — религиозная и атеистическая. Поскольку религиозные персоналисты рассматривают как верховную личность Бога, то весь мир понимается ими как проявление Его творческой активности. Цель человека — единство с высшей личностью — Богом. В связи с этим человек имеет три направления развития — экстериоризацию — развитие во вне, интериоризацию — саморазвитие й трансценденцию — высшее направление развития, в котором оба предыдущих сосредоточиваются на достижении высшей цели — истины, добра и красоты в единении с Богом. Именно личность со­здает социум; история трактуется как процесс, основанный на раз­витии личностного начала в человеке.

Критический рационализм. Представители этого направления (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд) разрабатывают проблемы научного знания. Основным методом философии они считают «ра циональную критику». Процесс на­учного познания рассматривается как непрерывный критический диалог между различными научными теориями. При этом критичес­кие рационалисты признают возможность познания реального мира. Критические рационалисты предложили метод фальсификации, который призван отделить научное знание от ненаучного. В соответствии с этим методом любое научное утверждение может быть опровергнуто, а научно лишь то, что опровержимо.

Структурализм. Это направление ставит задачей выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. На появлении этого философского направления сказалось широкое применение методов формализации и математи­ческого моделирования в конкретных науках. Поэтому, осуществляя поиск устойчивых и пересекающихся структур в самых разнообразных сферах культуры — языке, социальных установлениях, истории, искусстве, мифологии и т.д., структуралисты используют специаль­ные структурные методы. Выявление структур — в структурализме — это основной метод философствования. Структурализм — одно из немногих философ­ских направлений современности, не ставящее в центр исследова­ния человека, делающее его одним из предметов исследования, а также недооценивающее фактор истории, ибо универсальная струк­тура стоит над ней. Это в целом ведет к дегуманизации знания. Тем не менее он принес значительную пользу науке, прежде всего раскрытием глубинных структур культуры, а также упорядочением исторических форм развития человеческого сознания, в частности мифологического.

Постмодернизм. Приверженцы этого направления принципиально отказываются от универсальной философской теории. Философия в их представлении решает бинарную задачу со взаимоисключающими целями: накопления и упразднения знания. В их философии все высшие ценности отрицаются. У человека нет ничего, чему бы ему стоило поклоняться, ибо ничто высшее не существует в действительности, это плод лингвистических упражнений. "Мир как текст" – один из наиболее известных и основополагающих тезисов постмодернизма. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста. Тексты можно понять только в их отношении к другим текстам, а не в отношении к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться. Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с "фактами" мира. Еще один тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получаемого с помощью языка.

4

Философия многогранна. Обширна область философского исследования. Абсолютизация, искусственное сужение проблематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления.

Когда идет речь о месте философии в системе культуры имеется в виду ее взаимосвязь с другими элементами культуры: воздействие философии на элементы культуры и обратное воздействие. Это взаимодействие во многом определяет и функции философии в системе культуры.

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития оп­ределенного человеческого сообщества и передавать от поко­ления к поколению, можно показать, что философия непосредственно или опосредованно, прямо или косвенно связана с каждым ее компонентом.

Выделяются следующие области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций):





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...