Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
4 Для современной философии характерна «социально-критическая направленность», связанная с обострением социальных проблем в условиях техногенной цивилизации, опасностью технократичесского мышления, мифологизацией общественного сознания средствами массовой информации.
Итак, если вкладывать в понятие «любовь к мудрости» современный рационалистический смысл, можно сказать, что философская мудрость есть стремление к максимальному обобщению и систематизации знаний, целостному, теоретически обоснованному знанию о мире.
Философская мудрость формировалась как единая система знаний о природе, обществе, человеке. Позднее из нее вычленяются и получают самостоятельное существование логика, эстетика, этика, наука. В настоящее время в рамках философии выделяются следующие разделы: онтология - учение о бытии, его общих принципах и понятиях, гносеология - теория познания, учение о возможностях и способах познания; антропология - учение о человеке и его деятельности; социальная философия - учение об обществе и закономерностях его развития.
Роль и место философии в жизни общества определяются ее социальными функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их деятельность. Еще Демокрит писал, что от мудрости можно ожидать три результата: «правильно мыслить», «правильно говорить» и «правильно делать». Гегель, отвечая на вопрос «Чему служит философия?», отмечал, что она освобождает человека от невежества и необходимо для жизни подлинно человеческой, где есть место рефлексии. Она служит средством воспитания «высокого духа», средством воспитания мышления.
В обобщенном виде выделяют мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и критическую функции философии.
Философия способствует формированию мировоззрения тем, что обобщает и систематизирует знания, объединяет их в целостную картину мира, выявляет интеллектуальные и нравственные ценности. Она помогает осмыслить принципы и методы познания, отделить истинное знание от заблуждений и тем самым делает процесс познания более осознанным.
Всегда и во все времена философия выполняла критическую функцию. Она выступает против догматизма мышления, против претензий на абсолютную истину и слепой веры, ведет борьбу с устаревшими традициями, мыслями, идеологическими штампами и стереотипами. В современном обществе она выступает против «массового сознания», технократического мышления, использования человека в антигуманных целях.
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
М. по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д.
Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание.
1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.)
2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества. Миропонимание включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
М. как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Философия–теоретическое ядро мировоззрения.
Основные компоненты философского М.: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Философское М. от религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость «догматов».
Проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!