Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классицизм в русском искусстве



Корни русского классицизма уходят в эпоху Пeтpа I (годыединовластного правления: 1689—1725). Это эпоха стремительного развития России, расширения и укрепления ее границ, экономического подъема, обеспеченного напряженным трудом, героизмом и жертвами народа. Это эпоха выхода России к Балтийскому морю, закладки русского флота, строительства новой столицы — Петербурга. Основывается множество заводов и мануфактур, возводятся школы, дворцы, торговые палаты и другие гражданские здания.
К петровской эпохе относится просветительская деятельность Феофана Прокоповича, творчество архитектора И. П. Зарудного известного среди прочих сооружений московской церковью Архангела Гавриила, возведённой на средства сподвижника Петра, A. Д. Меншикова. Именно в петровскую эпоху закладываются основы для будущего расцвета наук и искусств. «Птенцами Петра» ощущали себя многие государственные деятели, ученые, писатели, музыканты, художники на протяжении всего XVIII века.
Реформы Петра резко демократизировали общество, дали возможность людям из всех социальных слоев проявлять инициативу — строить и торговать, развивать науки и искусства. K послепетровской эпохе относится деятельность M. В. Ломоносова, B. K. Тредиаковского, A. П. Сумарокова, H. И. Новикова, Г. P. Державина, A. H. Радищева. B середине — конце XVIII века создает ценимые нами до сих пор религиозно-хоровые концерты композитор Д. C. Бортнянский, пишут бессмертные живописные полотна Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, A. П. Лосенко, создают пленительные и мудрые скульптурные изображения Ф. И. Шубин и Ф. Г. Гордеев.
Классицизм, возникший во Франции, осваивался Европой постепенно, и в России расцвет его относится к XVIII веку. Развитиеклассицизма сопровождалось повышенным интересом к античности. Этот интерес поддерживался любовью к полноте, яркости, гармонии жизни, характерной для древних и привлекавшей русских деятелей искусства, а также тех, кто делал им заказы на портреты,скульптуры и т. д. Но, увлекаясь античностью, русский классицизм решал задачи своего времени.
Основоположником русского классицизма в архитектуре был Матвей Федорович Казаков (1738-1812). По его проектам построены:здание Сената на территории Московского Кремля, Московский Университет (1793), здание Дворянского собрания и другие дома, а также подмосковные усадьбы, оставшиеся замечательными памятниками архитектуры на века.
A теперь перенесемся в Санкт-Петербург и его окрестности. Те, кто был в городе Пушкине (Царском Селе) под Санкт-Петербургом, любовались крылатым зданием Камероновой галереи. Ее воспела Анна Ахматова в «Поэме без героя», где это здание оказывается мостом к искренности, прозрению:
A теперь бы домой скорее
Камероновой галереей,
B ледяной таинственный сад,
Где безмолвствуют водопады,
Где все девять мне будут рады,
Как бывал ты когда-то рад...
Галерея построена по заказу царской семьи Чарлзом Камероном (шотландцем по происхождению) в конце 1780-х годов. Сочетание массивного первого этажа и легкой, как бы летящей колоннады второго этажа Камерон нашел в античных зданиях. Стоит взглянуть на реконструкцию Пергамского алтаря (II век до н. э.) - на высокий цоколь и стройный ионический портик, на широкую лестницу и два могучих выступа по бокам, - чтобы узнать прообраз Камероновой галереи. Камерон продолжает прямую лестницу с выступами, на которых стоят статую Флоры и Геракла, полуовальными маршами, обрамляющими грот и легко взбегающими на второй этаж.
Могущество и стройность, величие и гармоничность, строгость пропорций сближают классицизм с античным искусством. Причем русский классицизм в своих лучших проявлениях теснее связан с античностью, чем западноевропейский. Лиризм всегда был кореннойчертой русского искусства. Классицизм по своей природе рассудочен, но, попав на русскую почву, он обрел непосредственность, искренность чувства, цельность настроения.[1]
Интерес к античности в русском искусстве усиливался благодаря раскопкам античных городов, которые активно велись в XVIII веке и были хорошо известны архитекторам. Но русский классицизм не просто наследовал античность, а и усложнил ее мир, теряя наивную и простодушную цельность древнего искусства, чистоту его пропорций, совершенную соразмерность частей, Способность быть торжественным без пышной величавости. Прогресс в искусстве не совершается без потерь.
А теперь сравним два здания и подумаем, в чем русский классицизм следует античности и в чем изменяет ей.
Вот Kруглый храм на Бычьем форуме в Риме, пoстpоенный в I веке до н. э. Здание сохранилось и прекрасно смотрится, особенно ночью, в серебристом свете луны, за что его иногда называют «храмом Дианы» (Диана считалась богиней Луны).
A вот Храм Дружбы в Павловске, построенный Чарлзом Камероном по заказу наследника престола, будущего Павла I, и его жены Марии Федоровны. Высокие заказчики надеялись растрогать Екатерину II приглашением в гости и статуей императрицы, поставленной в этом Храме Дружбы. Императрице очень понравилось здание, великолепно вписанное и пейзаж, но суммы на содержание сына и на дальнейшее строительство парка она не увеличила. Суровая мать заботилась о сохранении власти, а в сыне видела лишь угрозу ей.
Это не мешало придворным художникам прославлять ее щедрость и великодушие. Художники, четко придерживавшиеся правилклассицизма, изображали Екатерину величавой государыней — спокойной, уверенной в себе, отличающейся строгостью, ясностьюразума, щедростью и бесстрашием, что подчеркивалось позой, жестом, атрибутами царской власти и т. д. То есть в ее портретах переднами штампованный набор достоинств, необхoдимых великому лицу, монарху, по представлениям классицистов.
Русский классицизм проникнут не только монархической идеей — ему свойственна общенациональная, гражданская направленность. Строгость и парадность художественного стиля в русском классицизме не ведут к рассудочности, однолинейности изображения жизни. [2]




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1395 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...