Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русское искусство Петровской эпохи



Преобразования Петра I направили течение художественной жизни в новое русло. Процессы, обозначившиеся уже в предыдущем столетии (возрастание роли светской культуры, укрепление связей с Западной Европой), теперь мощно активизировались, получив радикальные, по-своему революционные импульсы. Благодаря петровским реформам именно светские, а не религиозные произведения вышли на авансцену жизни, обретая стилеобразующий смысл. Все искусство было (в его эпохальных сверхзадачах) поставлено на службу уже не церковно- трансцендентным, лишь опосредованно политическим, а уже непосредственно политическим целям прославления государства и воспитания идеального гражданина. Россия вошла в период своего рода ускоренного Ренессанса, стремительно усваивая опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма, причем уже не в синкретическом, «западно-византийском», как совсем недавно, а вполне цельном варианте.

В выстроенном по воле Петра I городе на Неве была заложена новая система мира, который обустраивается не религией, а искусством. Поэтому вполне закономерно, что в перспективе веков весь исторический центр Санкт-Петербурга превратился в гигантское художественное произведение. Доминантой стала Петропавловская крепость, возведение которой началось в 1703 году, с одноименным собором архитектора Д.А. Трезини, зданием церковным, но пластически выражающим, в первую очередь, благодаря своей колокольне со шпилем, вознесенным на огромную высоту, победную мощь и величие российской монархии.

Излюбленным архитектурным стилем начала века был сдержанный вариант барокко северо-европейского образца, органично приспособленный, как и все последующие, новые для России стили, к местному пейзажу; его сравнительно скромные по масштабу здания определили первоначальный облик Санкт-Петербурга и его дворцовых окрестностей. Иностранные зодчие и художники заняли ведущее положение при императорском дворе, исполняя одновременно роль главных наставников в искусстве. Их творчество принято именовать «россикой». Молодежь начали отправлять для обучения за рубеж. Одновременно активно формировалась и новая национальная художественная школа: уже при Петре I, который стремился (по его собственным словам) показать, «что есть и из нашего народа добрые мастера», возникают проекты создания Академии художеств.

В сфере изобразительных искусств самым знаменательным, по-своему эпохальным, живописным жанром предстает портрет, постепенно освобождающийся от парсунной, во многом еще иконописной манеры и обретающий барочно-рокайльное чувственное одушевление. Ранние успехи в этой области, например, произведения И.Я. Вишнякова, И.Н. Никитина или А.М. Матвеева, выглядят на европейском фоне того периода достаточно скромно, что, впрочем, не лишает их исторически-этапного значения: ведь именно в портрете нагляднее всего воплощаются базисные для эстетики Нового времени принципы натуроподобия, проникновенного подражания природе. Развивается также и искусство портретной эмалевой миниатюры. Усиливается социальная роль гравюры, с мажорной энергией фиксирующей образы обновляющегося времени. Характерны в этом смысле произведения братьев Зубовых. Работы одного из самых ярких мастеров «россики» – Б.К. Растрелли и, прежде всего, его парадные изображения монархов, вводят и русскую скульптуру, ранее остававшуюся в тени прочих пластических искусств, в круг творений «большого стиля», претендующего на универсальную нормативность.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 405 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...