Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архетиктура древней Руси. Основные направления и этапы развития



Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русского царства, Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранниеправославные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этапы развития зодчества в Древней Руси

Первый значительный этап в развитии русской архитектуры нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства - конец Х - ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих "полосатую" кладку.

Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века (1045 -1050), был построен Софийский собор, строгий, композиционно собранный и величавый. Несмотря на последующие перестройки, собор сохранил до наших дней свои основные черты и прежде всего монументальность и лаконичность облика. Новгородская София в основном построена из камня, кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов.


25.

Первая буржуазная революция победила не где-нибудь, а в Северных Нидерландах. В результате возникло самостоятельное государство – Голландия. 17 век стал переломным в истории этой страны. Движущими силами этой революции стали крестьяне и городская беднота, но буржуазия сумела воспользоваться ее плодами. Власть испанской короны и католической церкви была свергнута, уничтожен ряд феодальных ограничений, что позволило производительным силам республики бурно развиваться. В отличие от остальной Европы, только в Голландии XVII века в городах жило больше людей, чем в сельской местности. Однако экономика развивалась благодаря посреднической торговле, а не промышленности.

В экономике и других сферах жизни добилась несомненных успехов Голландия. 17 векстал временем расцвета живописи, архитектуры, науки. Хальс, Рембрандт, другие выдающиеся голландские художники стали известны за пределами родины.

Франс Хальс считается основоположником реалистического портрета. Этот художник разрушил существовавшие в XVI веке каноны сословного портрета. Он создавал образ человека не в соответствии с его положением в обществе, а изображал в естественной обстановке, стремился передать его интеллект, характер, чувства. Хальс рисовал всех: бюргеров, ремесленников, солдат, представителей общественных низов. Этот демократизм обусловлен традициями того времени, эпохи нидерландской революции. Живопись Голландии вообще довольно сильно отличается от творчества других художников XVII века. Этот художник стремился передать эмоциональную силу и жизненность тех, кого изображал в портрете.

Живопись Голландии 17 века невозможно представить без творчества гениального художника Рембрандта. Широта его тематического диапазона, глубокий гуманизм, которым проникнуты его произведения, демократизм искусства, постоянный поиск выразительных художественных средств, мастерство позволяли Рембрандту воплощать самые смелые идеи своего времени. Особый колорит его картин разного периода способствует высокой эмоциональности произведений. Рембрандт писал различные по сюжету картины: исторические, мифологические, библейские, бытовые, создавал портреты и пейзажи. Он работал в разной технике, но всегда в центре внимания художника стоял человек и его внутренний мир. Часто героями его картин становились люди из низов. В них он раскрывал лучшие человеческие черты и духовное богатство.

Богата знаменитыми людьми Голландия. 17 век с его бурным развитием торговли и промышленности вызвал бурный всплеск в живописи. Самым популярным стал бытовой жанр. Он во многом определил своеобразие развития этой страны. Живопись Голландии подчеркивала в человеке личность, и отбрасывала сословные ограничения. Высокое мастерство художников, мягкий лиризм их искусства наиболее характерны для этого периода. Стремление к реализму проявляется также и в пейзажной живописи. На картинах изображается настоящая Голландия. 17 век оставил свой отпечаток в истории искусства этой страны.

Первые десятилетия XVII века отличались крупнейшими событиями в жизни Голландии. Завершилась долгая и кровопролитная война против испанского ига. Буржуазная революция сделала маленькую Голландию самым передовым по своему общественному строю государством Европы.

В стране стремительно развивается демократическое искусство. Голландцы искренне гордятся своей страной. Они свободны и деятельны. Они крепко стоят на ногах и верят в дальнейшее процветание родной страны. Хлопотливые, рассудительные, полные чувства собственного достоинства горожане, которых называют бюргерами, заказывают картины для своих домов. Как любой хороший товар, картина должна быть добротна, тщательно отделана и изображать исключительно то, что приятно заказчику-бюргеру.

Голландские мастера стали новаторами реалистического искусства. Их картины отражают непосредственную, конкретную действительность. Они проникнуты особым ощущением порядка и аккуратности. Взгляд авторов на мир поэтичен, но трезв и внимателен.

Работы невелики по размерам, за что их создатели получили наименование "малые голландцы". Картины предназначались для домов буржуазии с их продуманно-экономными интерьерами. В работах бытового жанра мы видим эти дома из кирпича и белого камня. Их кровли были островерхими, фронтоны - ступенчатыми. Каждый дом окружал уютный чистый дворик.

Именно такими мы видим дома бюргеров в картинах Питера де Хоха. "Хозяйка и служанка" - обыденная сцена выписана до мелочей. Тщательно расписаны и фигуры, и плиты дворика, и стены домов, и набережная канава, которая виднеется сквозь калитку, непременно, в картинах де Хоха, открытую. Рассеянный северный свет, холодные тона умело оттенены несколькими теплыми акцентами света. Чувствуется, что художник искренне любит и ценит эту неторопливую и домовитую жизнь своих персонажей.

В других работах мы видим их в аккуратных интерьерах тех же домов ("Больное дитя"). Иногда художник относится к ним с легкой иронией ("Утро молодого человека").

Один из самых загадочных художников Голландии - Ян Вермер Делфтский. В его картинах "Девушка с письмом", "Художник и его модель" царит настроение умиротворенной, таинственной тишины. В картинах "Географ" и "Астроном" Вермер великолепно передает дух времени - века великих географических открытий, когда голландские торговые суда бороздили океаны и достигли побережья Австралии. Географ с циркулем в руках, бросающий задумчивый взгляд в окно, или астроном, разглядывающий глобус созвездий, - все проникнуто задумчиво-созерцательным настроением, атмосферой научного поиска.

Художники обращаются к жизнерадостным сценам домашнего музицирования ("Концерты" Тербрюггена, ван Бабюрена, Кодде). Дирк Хале, Дейстер обращаются к разным вариантам сцен "Караульни" с веселящимися офицерами ("Веселые общества", "Драки").

Андриан ван Остаде прославился в "крестьянском" жанре. С большой симпатией изображает он простолюдинов ("Крестьянская свадьба", "Пекарь", "Флейтист"). Работы Яна Стена отличает добродушный юмор ("Гуляки", "Больной старик", "Больная и врач"), все они в различных вариантах напоминают сюжет известной голландской пословицы о том, что любовь помогает там, где не властны лекарства.

Постепенно бытовые сцены голландцев приобретают налет аристократизма. Картины Габриэля Метсю ("Девушка за работой), Герарда Терборха ("Бокал лимонада", "Получение письма") не просто восхищают, но ошеломляют виртуозностью в исполнении. Авторы великодушно передают фактуру искрящихся шелков, ломкой парчи, теплого тяжелого бархата, пушистых мехов, прозрачного стекла.

26.

Во ФЛАНДРИИ -- 17 в. прогрессивные общественные тенденции воплотились
главным образом в области ИСКУССТВА
, где они выразились, не входя в
открытое противоречие с господствующим строем и господствующей идеологией.

Период расцвета Фламандского ИСКУССТВА -- охватывает собой 1-ю половину 17 в.
Именно в это время складывается замечательная ФЛАМАНДСКАЯ художественная
школа, занявшая выдающееся место в истории европейской КУЛЬТУРЫ и давшая
таких мастеров: как Рубенс, Ван ДЕЙК, Иордане, Снейдерс, Браувер.

Заказы для дворцов, храмов и для различных корпораций, особенно в 1-й половине в., способствовали широкому распространению ЖИВОПИСИ монументально-декоративных тенденций.

Именно в ЖИВОПИСИ с наибольшей полнотой выразились прогрессивные черты культуры ФЛАНДРИ:
реализм, народность, яркая жизнерадостность, торжественная праздничность
образов.)

В условиях Фландрии -- официально господствующим искусством было БАРОККО.
Фландрия наряду с Италией явилась в первой половине 17 в. одним из основных
очагов формирования барочного направления в искусстве.

Фламандское барокко во многом существенно отличалось от итальянского.
Искусство -- Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других мастеров в приподнятых и торжественных формах отражало дух жизнеутверждающего оптимизма, порожденный жизненными силами фламандского общества.
Именно эта особенность развития БароККо во ФЛАНДРИИ, выраженная в ИСКУССТВЕ
Рубенса, давала возможность развития реалистических черт в рамках самой барочной системы.

Подлинное лицо фламандская ЖИВОПИСЬ обрела после возвращения в 1606 г.
на родину после 8 лет. пребывания в Италии Паувела РУБЕНСА (1577-1640).
Творчество этого мастера вобрало в себя всё самое передовое и значительное,
что было в европейской КУЛЬТУРЕ того времени.
Ум, необычайные одаренность и образованность, неистощимая художественная
фантазия художника вызывали восхищение современников.
Живописец, заток древности, археолог и историк архитектуры, он выполнял сложные дипломатические миссии, добиваясь мира для своей многострадальной родины.

Рубенс горячо любил Фландрию, чувствовал дух ее народа, ему было близко
полнокровное отношение фламандцев к жизни, он разделял их страстную мечту
о мире и процветании.

Мечта о счастье и изобилии питала творчество постоянного помощника Рубенса, крупнейшего мастера фламандского натюрморта Франса Снейдерса (1579-1657).

Связанный крепкими узами с Рубенсом, Антонис Ван ДЕЙК -- (1599-1641) был одним
из крупнейших портретистов 17 в. Точность наблюдения сочеталась в его работах со стремлением утвердить утонченное духовное благородство модели.

Крестьянские жанровые сцены писал живописец -- Давид Тенирс Младший
(1610-1690). Он пользовался успехом при жизни.

Якоб Иорданс (1593-1678), прожив долгую жизнь, продолжал создавать свои картины,
его крепкая, степенная грубоватая живопись тяготела к простонародным типам и
образам.

Сохранение католицизма в качестве господствующей религии вызвали во фламандской культовой архитектуре 17 в. распространение форм римского барокко, пропагандируемого иезуитами.

Прообразом некоторых ранних фламандских церковных построек была церковь Джезу
в Риме (не сохранившаяся до нашего времени иезуитская церковь
1606-1616 г. в Брюсселе работы Ж.Франкара, церковь св.Карла Борромея в Антверпене П.Хейсенса, 1614-1621 г.).

Вскоре зодчие Фландрии сумели на основе местных традиций создать
самобытный вариант барокко.
Его отличает не столько изощренность и оригинальность плановых и объемно-пространственных решений, сколько общий дух торжественной и праздничной декоративности, который нашел наиболее полное выражение в фасадах зданий.

Среди лучших произведений архитектуры 2-й половины века, можно назвать церковь
св. Михаила в Лувене (1650-1666) г. Хесиуса и Брюссельскую церковь Иоанна
Крестителя ордена бегинок (1657-1676). Ее автор Лукас Файдхербе.
В 1-й полов. 17 в., относится деятельность семьи скульпторов Дюкенуа.

27.

Начало XVII века становится для Испании эпохой рождения первых заметных форм национального искусства. Так, в архитектуре на смену господствовавшему прежде строгому классицизму приходит барокко, которое хоть и развивается под влиянием Италии, но все же содержит множество чисто испанских черт

При трех королях, правивших Испанией в течение XVII столетия, Филиппе III (1598-1621), Филиппе IV (1621-1665) и Карле II (1665-1700), мировая монархия, в которой никогда не заходило солнце, постепенно начала дробиться. Не только нидерландцы, но и единоплеменники-португальцы сбрасывают оковы испанского владычества! Французы присваивают, часть за частью, испанские владения как на севере, так и на юге! Но испанская земля после изгнания мавров при Филиппе III и подавления католического и арагонского восстания при Филиппе IV тем сильнее сомкнулась духовно в одно общее целое, связанное единством веры, закрепленной инквизицией. В 1600 г. родился Кальдерон, величайший испанский драматург и самый церковный из великих драматургов. Но уже в 1605 г. появился "Дон Кихот" Сервантеса, шедевр народной испанской письменности, а образовательные искусства Испании, ранее соприкасавшиеся, поочередно или одновременно, с галльским и германским севером, с итальянским востоком и с мавританским югом, вдруг показали уже в начале XVII столетия, что они научились смотреть своими глазами и стоять на своих ногах. Столетие спустя осень испанского мирового могущества сделалась весной испанского национального искусства, сумевшего тесно слить пламенную церковность с наивной человечностью.

Уже в XVI столетии и раньше испанское строительное искусство, сначала в обильном украшениями "ювелирном (plateresco) стиле", говорящем о богатстве испанской фантазии, потом в классическом стиле Герреры, отражающем испанское достоинство и величие (grandezza), создавало произведения, несмотря на переработку чуждых элементов, носившие национальный отпечаток. Поэтому в противоположность изобразительным искусствам именно испанское зодчество XVII столетия не обнаруживает вначале усиления национального содержания. Напротив, классицизм стиля Герреры, перейдя к более живописным, веселым и прекрасным формам, постепенно приблизился к итальянскому барокко, и только на переходе к XVIII столетию (еще более у последователей Хурригверы, чем у него самого) вернулся к сложности и перегруженности национального ювелирного стиля и даже перещеголял его новой смесью форм. Чисто испанскими чертами XVII столетия являются четырехугольные угловые башни по обеим сторонам церковных и светских фасадов, тоскано-дорические капители колонн с венком листьев вокруг шеи, а взамен или рядом с мотивами старых "ордеров" - новый декоративный мотив, состоящий из "наложенных друг на друга и свисающих книзу пластин", в данном случае происходящий скорее от мавританских образцов, чем от архитектуры Венделя Диттерлина.

Если до сих пор испанское строительное искусство этой эпохи было пасынком наших руководств, то теперь оно ярко освещено обстоятельной работой Отто Шуберта.

Лучший ученик и сотрудник Хуана де Герреры, Франсиско де Мора, умерший в Мадриде в 1610 г., дополнил работы своего учителя росписями двух палат и приходской церковью в Эскориаль де Абаио, причем, однако, он не пошел дальше его замкнутой строгости, обусловленной его более легкими задачами.

Новые церкви для проповедей и процессий, построенные иезуитами, имеют почти всегда обычную и у итальянских иезуитских церквей форму латинского креста, расположенного внутри прямоугольника с боковыми капеллами, над которыми тянутся "эмпоры". Редко отсутствует купол над средокрестием, под которым иногда помещается главный алтарь, тогда как хор, окруженный стенами, в Испании издревле помещавшийся в продольном корпусе, теперь иногда, как и в остальной Европе, переносится в короткий восточный конец креста, чтобы усилить общее впечатление, и туда же за ним перемещается и алтарь.

Особенно строгим зданием этого рода является церковь св. Николая в Бари, в Аликанте, гранитная постройка без украшений, в которой хор находится еще в продольном нефе, а главный алтарь непосредственно за трансептом. Значительная высота, чрезмерно длинные и тонкие дорические пилястры в высоту обоих этажей внутри, стрельчатый верхний этаж и хор в форме четырнадцатиугольника (1616-1637) еще говорят о готических воспоминаниях. Но купол (около 1658 г.) украшен только строгими квадратными "кассетами".

Поучительно сравнение более раннего фасада небольшой церкви в Нуэстра Сеньора де лас Ангустиас в Вальядолиде (1597-1606), выполненного Хуаном де Натес, с пышным фасадом Гаспара-Ордоньес, иезуитской церкви в Алкала де Хенарес (1602-1625). Оба фасада двухэтажные, коринфские, с фронтонами. Но первый почти не обнаруживает элементов барокко, его антаблементы даже не выдаются над колоннами, выступающими на три четверти из стен, второй обладает уже выступающими антаблементами, раздвоенным арочным плоским фронтоном портала, скошенными внутрь оконными рамами и зрелого типа картушами.

Первую на испанской почве овальную в плане форму, расположенную поперек, придал своей церкви Колегио де донна Мария да Арагон в Мадриде (1590-1599), известный греко-венецианский художник Доменико Теотокопули (около 1548-1614 гг.), работавший в Толедо. Двухэтажный фасад расчленен композитным орденом, внутренность восемью полуколоннами свободного ионического стиля. Дальнейшую разработку этого плана представляет церковь бернардинок в Алкала де Хенарес (1618), обыкновенно приписываемая скульптору Хуану Баутиста Монегро. К главному овалу с позолоченным, барочным по своим линиям куполом примыкают здесь по прямоугольным осям четыре прямоугольные, а по диагональным - четыре овальные капеллы.

Соборные пристройки Николая Вергара-Младшего (1595-1616) в Толедо, именно прямоугольная сакрестия, квадратная, с плоским куполом Капилла де ла Вирген дель Саграрио и восьмиугольная, коническая со сводами ризница ("Ochavo") при строгих профилях уже отличаются большим нагромождением форм и более свободным их соединением, напоминавшим Шуберту стиль Галеаццо Алесси.

Иорге Мануэль Теотокопули, сын Эль "Греко", покрыл мавританскую юго-восточную капеллу собора (1626-1631) изящным восьмиугольным куполом с тонкими ребрами, легким сужением внизу, напоминающим мавританский стиль.

Ратуши испанских городов, возникшие большей частью в XVII столетии, также отражают постепенный переход от герреровской строгости к большей свободе. Трехэтажный, с боковыми башнями, фасад ратуши в Сеговии, с его тосканскими колоннами, расположенными перед циркульными аркадами нижнего этажа, еще остается по существу на почве Франсиско де Мора. На фасаде ратуши в Реусе Хуан Мас и Антонио Пуядес соорудили в 1601 г. (как кажется, впервые в Испании) фронтон с волютами со сквозными картушами гербов. Великолепная двухэтажная ратуша в Толедо, построенная указанным ранее Младшим Теотокопули в 1612-1618 гг., с ее купольными боковыми башнями, плоским треугольным средним фронтоном, классическим украшением нижнего этажа тосканскими, верхнего - ионическими колоннами, в целом еще производит впечатление чисто высокого ренессанса, хотя некоторые отдельные формы, например откосы оконных рам, уже тронуты барокко.

Последним представителем классицизма в смысле Франсиско де Мора был уроженец Мадрида Фрай Лоренцо де Сан Николас (1597 до 1679), построивший в 1623-1624 гг. дорическую церковь Сан Пласидо в Мадриде, а в 1633 г. написавший сочинение о строительном искусстве.

31.

Поражение Наполеона у Ватерлоо и последовавшая за этим реставрация Бурбонов принесли лучшим умам Франции разочарования в возможном переустройстве общества, о котором еще так страстно мечтали просветители XVIII столетия. С крушением общественных идеалов разрушались и основы классицистического искусства. В адрес школы Давида все чаще слышались упреки. Рождалось новое мощное течение во французском изобразительном искусстве — романтизм.Представители «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита, их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах цветовых пятен, их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности; их смелой, иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Но это было не простое столкновение двух ярких, абсолютно разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений.Борьба эта длилась почти полстолетия, романтизм в искусстве одерживал победы не легко и не сразу, и первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791—1824) —мастер героических монументальных форм, который соединил в своем творчестве и классицистические черты, и черты самого романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины XIX в. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.Жерико получил образование в мастерской Карла Берне, а затем прекрасного педагога классицистического направления Герена, где усвоил крепкий рисунок и композицию — основы профессионализма, которые давала академическая школа. Караваджо, Сальватор Роза, Тициан, Рембрандт, Веласкес — мастера мощного и широкого колоризма привлекали Жерико. Из современников наибольшее влияние в ранний период на него имел Гро.1817 год Жерико проводит в Италии, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которыми преклоняется и которые, как признавался сам художник, даже подавляют своим величием. Жерико многое сближало с классикой и классицизмом. Знаменательно, что не Энгр, любимый ученик Давида, навещал последнего в изгнании, а художник совершенно другого идейного лагеря, иных эстетических позиций — Жерико: в 1820 г. специально для свидания с главой классицистической школы он ездил в Брюссель. Ибо, как верно писал один из исследователей творчества Жерико, оба (Жерико и Давид.— Т. И.) были выразителями революционных тенденций, и это их сближало. Но они были выразителями этих тенденций в различные эпохи, и это обусловливало различие их идейно-художественных стремлений. Точный рисунок, четкий контур, пластичность форм, моделированных светотенью, а главное —тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкого общественного звучания роднили Жерико с Давидом.Картина Жерико написана в суровой, даже мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зеленых пятен. Рисунок точный, обобщенный, светотень резкая, скульптурность форм говорит о прочных классицистических традициях. Но сама современная тема, раскрытая на бурном драматическом конфликте, который дает возможность показать смену разных психологических состояний и настроений, доведенных до крайнего напряжения, построение композиции по диагонали, усиливающее динамический характер изображаемого,—все это черты будущих романтических произведений. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине был применен термин «романтизм».

32.

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. В пору его зрелости (1870-е — 1-я половина 1880-х гг.) И. представляла группа художников (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей, Б. Моризо и др.), объединившихся для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма и организовавших с этой целью с 1874 по 1886 8 выставок; Э. Мане, который ещё в 1860-е гг. предопределил направленность импрессионизма и который также и в 1870—80-е гг. был с ним во многом связан, не входил в эту группу. Название импрессионизм возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, Soleil levant», 1872, ныне в Музее Мармоттан, Париж).Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840—60-х гг. освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живой достоверности изображения.Импрессионизм делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионисты отказываются от повествования, от фабулы. В своих пейзажах, портретах, многофигурных композициях художники стремятся сохранить непредвзятость, силу и свежесть «первого впечатления», которое позволяет схватить в увиденном неповторимо характерное, не вдаваясь в отдельные детали. Изображая мир как вечно меняющееся оптическое явление, импрессионизм не стремится к подчёркиванию его постоянных, глубинных качеств. Познание мира в импрессионизме основывается главным образом на изощрённой наблюдательности, визуальном опыте художника, использующего для достижения художественной убедительности произведения и законы естественного оптического восприятия. Процесс этого восприятия, его динамика отражаются в структуре произведения, которая, в свою очередь, активно направляет ход восприятия картины зрителем. Однако подчёркнутый эмпиризм метода импрессионизма, роднивший его с натурализмом, порою приводил представителей импрессионизма к самодовлеющим визуально-живописным опытам, ограничивающим возможности художественного познания сущностных моментов действительности. В целом произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира; и лишь в некоторых работах Дега и Мане присутствуют горькие, саркастические ноты.К середине 1880-х гг. импрессионизм, исчерпав свои возможности как целостной системы и единого направления, распадается, дав импульсы для последующей эволюции искусства.Французское искусство середины XIX векаРазвитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку от Парижа, на окраине лесов Фонтенбло. Непосредственно в ней жили лишь немногие художники (главным образом Руссо и Милле), но почти все пейзажисты того времени писали этюды в окрестных лесах.Расцвет пейзажа был подготовлен всем развитием французской культуры и искусства. Тяга к природе, ко всему естественному, стремление противопоставить академическому направлению чувства простые и непритязательные отчетливо осознавались еще накануне французской революции. Создавая свой идеал свободного, "естественного" человека, Ж.-Ж.Руссо уже не мыслит его существования вне природы. Выражая подобные руссоистские настроения.

33.

Модернизм (от франц. moderne современный) в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского,П. Мондриана и К. Малевича. В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер. Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя. Пуризм — (франц. purisme, от лат. purus — чистый) течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Основные представители — художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.



34.Модерни́зм — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. В русской эстетике «модерн» означает художественный стиль, предшествующий модернизму, необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.

Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.).

Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски.

В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны — Японии.

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Основные принципы архитектурного модернизма — использование самых современных строительных материалов, рациональный подход к решению конструкций и внутренних пространств, отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминесценций в облике сооружений, их «интернациональный» характер. Что касается социальных установок архитекторов-модернистов, то, как правило, они отличались явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре, так называемые «неостили», — русский модерн, австрийский сецессион, югенд-стиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Основные представители модернизма, пионеры современной архитектуры, которым принадлежит роль первопроходцев, это — Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер и некоторые другие.

Определение «модернистское» вполне уместно и по отношению к современному зданию, — если по своему виду и по намерениям автора оно соответствует традиционному представлению о модернизме.
Классические примеры модернизма в архитектуре
Здание Баухауза в Дессау, арх. В. Гропиус;
Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 815 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...