Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская историческая живопись 18 века



Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773)
В системе жанров Академии исторической живописи отводилось первое место. Под исторической живописью в 18 веке называли не только картины на исторические сюжеты, но и картины на сюжеты из мифологии. На таких картинах учились мастерству в композиции и умению пользоваться масляными красками. Важен был точный рисунок. Исторический жанр воплощал идеи классицизма. В центре исторического жанра – античность Евангелие и Библия, национальные и мифологические сюжеты. Так утверждались идеи гражданственности и патриотизма.
Лосенко – самый известный из художников исторического жанра в классицизме. Он родился на Украине в городе Глухове, рано осиротел, был привезен в Санкт-Петербург и определен в певческий хор, проявившиеся способности к рисованию позволили отдать его в обучение к Аргунову, затем он поступил в открывшуюся недавно Академию, а по окончании ее был послан в Париж, затем он жил в Риме. Так должны были постигать законы искусства лучшие выпускники Академии.
«Владимир и Рогнеда» 1770 г.
Эта картина принесла художнику звание академика. Затем он стал профессором Академии, а с 1771 года ее директором до конца своих дней. Он составил пособие по рисунку для учащихся Академии, сам блестяще рисовал. На картине представлен момент, когда будущий креститель Руси, оскорбленный отказом полоцкой княжны Рогнеды стать его женой, силой взял город и убил ее отца и братьев. Момент, когда Владимир вторгся в покои Рогнеды и сообщил ей ужасное известие, и взял художник для сюжета. Казалось бы, пред нами должен был предстать грозный тиран и деспот, но Лосенко изобразил Владимира извиняющимся перед Рогнедой. Тем самым художник подчеркивал, что Владимиром руководила только не знающая преграды любовь. Перед окруженной служанками Рогнедой предстает молящий о прощении Владимир. Его фигура написана со знанием анатомии. Рука Рогнеды бессильно свесилась вниз. Действие происходит на фоне античных колонн, слева стоит античная ваза.
Это, конечно же, влияние классицистических традиций. Лосенко хотел изобразить Владимира в русской исторической одежде, но история в его время не располагала сведениями на этот счет, поэтому художник пользовался театральными костюмами. На Владимире малиновая бархатная мантия, отороченная мехом, высокие сафьяновые сапоги, шапка со страусовыми перьями – все это носит театральный характер. Одежда Рогнеды более близка к русскому платью. Картина Лосенко стала первой попыткой создания исторического полотна в России.
«Прощание Гектора с Андромахой» 1773 год. ГТГ
В основе сюжета – шестая глава «Илиады» Гомера, в которой рассказывается, как Гектор прощается перед поединком с Ахиллом со своей женой и сыном Астианаксом. Смысл картины – изображение торжества силы воли и духа над чисто человеческими страстями. Композиция картины – классическая театральная мизансцена, как и в предыдущей картине. Задник сцены – фон картины – торжественный амфитеатр античности. Справа и слева у края картины – второстепенные персонажи, составляющие как бы раму картины. Главное событие проходит на втором плане. В центре противоборства – столкновение личного чувства, любви Гектора к жене и ребенку и его долг. Он должен выйти за стены Трои и сразиться с Ахиллом, этот поединок станет для Гектора последним. Исход ситуации уже предрешен. Торжествует печальная атмосфера прощания. Воины удерживают коней, они напоминают Гектору о его долге, он уже решился. Грозно нависают над Гектором каменные сфинксы – символ неумолимой судьбы. Фигура Гектора – центр композиции, на нее замыкается и грозовое небо, куда направлены копья и знамена, туда же указывает и поднятая рука героя. Он как бы призывает в свидетели неизбежную силу судьбы, которой не имеет права противиться. Андромаха обречена на вдовство. Служанка – «низкий» персонаж, с точки зрения классицизма, имеет право на открытое выражение горя. На картине мы видим все основные принципы академизма: рисунок преобладает над живописью, над цветовым пятном, цвет – только раскраска предметов, он локален, объем создается за счет светотени, фигуры скульптурны и часто театральны.

40.Романтизм в русском искусстве.Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного] классицизму и Просвещению.




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 821 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...