Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Живопись и новые формы искусства







Примером ориентации зрителей на «телесное познание» яв­ляется работа, в которой две витрины были заполнены ша­риками для игры в пинг-понг. Херст часто использует бланки, формуляры, коробки от сигарет, которые он помещает в вит­рины. Еще чаще в витринах появляется использованная еда, например, надкусанные бутерброды.

С его точки зрения, идея подобных работ заключается в сле­дующем: зрители должны представить себе, что находятся внутри витрин, что они могут есть, курить, удовлетворять потребности своего тела (исключены лишь алкогольные на­питки).

Более известный своими инсталляциями, Херст также пишет картины. Его пятнистые, точечные холсты состоят из рядов про­извольно окрашенных пятен. Эти струящиеся, стекающие кар­тины созданы с помощью разливания красок по вращающемуся холсту. Считается, что такой механический способ нанесения красок является отражением процессов, происходящих в совре­менном обществе.

На выставке «Ускользающая истина» в галерее Гагосяна в ап­реле 2005 г. демонстрировалась 31 картина Херста. По мнению арткритика газеты «The Village Voice» Джерри Сальца, холсты британца — «скучные, однообразные, пустые и академические», которые мог бы написать даже студент артколледжа. Картины создала команда помощников Херста, хотя представители гале­реи заявляют, что «сам Дэмиан работал над каждым холстом». С точки зрения Сальца, главное в картинах — их ярлыки: они со­зданы Дэмианом Херстом. Поэтому совсем неудивительно, что все холсты стоимостью от 250 тыс. долларов до 2 млн долларов были распроданы.

В декабре 2004 г. в галерее Саачи подтвердили слух, что работа
Херста «Физическая невозможность смерти...» в результате пере­
говоров нью-йоркского агента художника Лэрри Гагосяна бы­
ла продана за 12 млн долларов американскому коллекционеру
Стиву Коэну, владельцу крупного фонда по строительству, ко­
торый подарил эту работу Музею современного искусства в Нью-
Йорке.


Херст, прежде всего, доказал, что он лучше других художни­
ков выражает суть нашего времени. Он свободно владеет разны­
ми материалами, техниками, стилями. Уже в ранних работах об­
наружилась его способность заимствовать, переиначивать идеи,
темы, стилистику других художников (прежде всего, Джеффа
Кунса).
В своих работах — акула, овца, корова в формалине — он
очень точно передал отчуждение и торжество смерти в современ­
ном обществе, давая, таким образом, своеобразное современное
воплощение темы суетности жизни {vanitas). ч

Продолжая традицию Дюшана, Херст применяет идею «реди-мейд» к определенному аспекту нашей жизни, которым прене­брегают другие художники. Его пятнистые картины представля­ют его как гедониста и коммерчески ориентированного худож­ника, они напоминают американскую живопись 1960-х гг. и пре­вращаются в очень «живые» логотипы. Образностью пятнистых и вращающихся картин Херста стали пользоваться представите­ли молодежной хип-хоп-культуры.

Директор галереи «Тейт» в Лондоне Николас Серота восхи­щается вкусом Херста к риску. «Дэмиан похож на шоумена, — говорит он. — Ему было нелегко в напряженные 1990-е гг. Труд­но быть художником, когда за твоими успехами жадно следит ог­ромная толпа, когда ты находишься под прицелом масс-медиа. Но Херст позиционировал себя как яркая личность. Очень скеп­тически настроенный, он умеет находить точные моменты, когда t надо воткнуть нож, куда следует»1.

С точки зрения критиков, самый большой комплимент Херсту в том, что его искусство нельзя игнорировать, можно любить или ненавидеть его работы, но их нельзя не заметить. Это искусство требует ответа. Иногда поддержка Херсту приходит с неожидан­ной стороны. В середине 1990-х Вирджиния Ботомли, являвшая­ся в те годы секретарем Ассоциации «Наследие», признала зна­чение творчества Херста. Характеризуя его как «пионера бри­танского артдвижения», она сказала, что творчество Дэмиана обладает ценностью потому, что искусство должно отражать ца-

Damian Hirst, www.teknemedi.../artisti.paese.html.



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Живопись и новые формы искусства





рящий в ооществе консенсус, что оно дает ориентир новым поко­лениям художников.

На протяжении 15 лет искусство Херста бурно критиковали в бульварной прессе. Когда в 1999 г. он получил премию Тернера за выставку «Одни сошли с ума, другие разбежались» (ее худож­ник сам и курировал; на ней были представлены многие его рабо­ты, включая «Разделенные мать и дитя» — корова в формалине и «Отбившаяся от стада» — овца в формалине), известный по­литический деятель, консерватор Норман Теббит написал в га­зете «The Sun»: «Что с ними случилось? Они сошли с ума? Ра­боты Херста — глыбы мертвых животных. Существует много молодых художников, на которых никто не обратил внимания, потому что их работы были слишком привлекательными для здоровых людей. Современные артэксперты никогда о них не уз­нают»1. Увы, современных артэкспертов по-настоящему талант­ливое искусство не интересует.

Вердикт газеты «Daily Mail» на присуждение премии Тернера Херсту в 1999 г. был еще более суровым: «В течение тысячи лет искусство было огромной движущей силой нашей цивилизации. Сегодня маринованная овца и запачканные кровати могут всех нас превратить в варваров»2.

И в мире искусства работы Херста также подвергались резким нападкам. Его обвиняли в создании напыщенных, глупых работ, наполненных отбросами.

Брайан Сьювелл, арткритик лондонской газеты «The Evening Standard», пришел в ужас от присуждения премии Тернера Хер­сту: «Это не искусство, — сказал он. — Я не думаю, что если нечто замариновать и положить в стеклянный ящик, то из этого полу­чится произведение искусства. Это не более интересно, чем по­весить чучело щуки над входом в паб»3.

Херст ввел в моду образ знаменитого художника, известного в Британии, на манер поп-звезды. И отныне такой образ стал ве-

1 Hirst art against. http://\vww.channell4.com/culture/microsites/H/hirst/
against.html.

2 Там же.

3 March F., Horvat Ph. D. The taste for the macabre in today's art.
www.traditianinaction.org/Cultural/Dol2cp. ArtMacabre_mth.html.


дущим у многих известных английских художников, как, напри­мер, Трейси Эмин. Но это привело к тривиализации современной культуры.

Дэмиан Херст — один из самых покупаемых и противоречивых художников на современной артсцене. В его искусстве обнажа­ются конфликты, противоречия постиндустриального общест­ва, двойственность научного прогресса. Тем не менее, вот десять пунктов, в которых раскрывается значение Херста — художника.

1. Он — движущая сила его поколения. В 1990-е гг. он сыграл
главную роль в продвижении британского искусства. На­
чиная с выставки 1988 г. «Freeze» (куратор и организатор —
Херст), он считается первым представителем нового поколе­
ния в британском искусстве. Именно с той выставки обозна­
чились успешные карьеры таких художников, как Мэт Кол-
лишоу, Ян Девенпорт, Аня Галлаччо, Гэри Хьюм, Сара Лукас
и др.

2. Херст не всегда сам создает свои работы. Он имеет большую
студию с помощниками, работающими над его крупными про­
ектами, — в традициях мастерских знаменитых художников,
таких как Леонардо да Винчи, Рубенс, Уорхол.

3. Его произведения — настоящие культурные символы. Жи-­
вотные в больших стеклянных аквариумах (акула, корова, ов­
ца), пятнистые картины, вращающиеся холсты в форме тондо
(круга), оригинальные работы с бабочками, вкрапленными в
живописную поверхность, — все они признаны произведения­
ми Херста.

4. Херст не только «Мистер Смерть». На знаменитой фотографии
«С мертвой головой» 16-летний Дэмиан предстает с отрезан­
ной головой коровы. Масс-медиа отождествляют творчество
Дэмиана с темой смерти и смертности, но в действительности
он создает произведения на тему любви. Его подход к искус­
ству — аналитический. То есть главным для него является
идея произведения, размышления о жизни и смерти и т. п.

5. Он создает нечто большее, чем визуальное искусство. Он час­
то работает за пределами традиционных границ изобрази­
тельного искусства. По его проекту создана обложка для дис-



Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США


Живопись и новые формы искусства




ка знаменитого рок-певца Дейва Стюарта. Херст — член поп-группы «Fat Les». По его проектам были созданы интерьеры ресторана «Аптека» в Ноттинг-Хилле.

6. Его юристы всегда заняты, у Херста часто возникают пробле-
мы с законом. Он переиначивает, заимствует, копирует, иска-

жает произведения других художников. Скульптура «Гимн» основана на форме детской игрушки Хэмброла.

7. Он обозначил новое направление в искусстве. Херст стал пер­
вой настоящей артзвездой своего поколения, проложив путь
для других художников.

8. Его искусство пользуется огромным влиянием. В течение де­
сятилетия его работы цитировались, копировались, реклами­
ровались агентствами и корпорациями.

9. Он любит свою мать. Херст берет ее на все свои знаменатель­
ные открытия. Она также стала знаменитостью, часто обсуж­
дая в масс-медиа творчество своего сына. Он прославил ее на
знаменитом рисунке в ренессансном стиле, который совсем не
похож на его обычный стиль.

10. Он стал использовать в произведениях крупные тела. До Хер­ста большинство произведений искусства были сухими и слишком пронизанными теоретическими концепциями. Он обращается к темам жизни и смерти, любви в своих минима- листских работах, создает скульптуры в стеклянных аквариу- мах. То есть он возвращает в искусство эмоции, поэтому оно изменилось.

Все больше зарубежных критиков, коллекционеров считают, что успех самых модных в мире современных художников — Маурицио Каттелана и Дэмиана Херста — явления сиюминут­ной славы, что их произведения в действительности стоят лишь 1/10 часть от их истинной стоимости. И знаменитый арткритик А. Б. Олива полагает, что самым парадоксальным историком те­кущего момента является артрынок. По его мнению, переоценка этих двух художников происходит из-за действия рыночных ме­ханизмов, ориентированных как на соперничество, так и на нарциссизм любой ценой. Что же скажут будущие историки ис-


кусства в отношении творчества Дэмиана Херста? Не констати­руют ли они, что мы жили в эпоху трэша?1 Это литературный жаргон (переносится и на искусство), в котором все допустимо: и утрированная жестокость, и нецензурная лексика. И неудиви­тельно тогда, что искусство, вместо того чтобы мифологизиро­вать окружающую жизнь, мистифицирует ее.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 533 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...