Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Движение возникло во Франции в конце 1970-х гг. Совпадает с общим возвратом к фигуративности и возникновением интереса к живописному исполнению, появившемуся в Европе и США.
Все это можно рассматривать как реакцию на дегуманизацию минимализма и концептуального искусства. Эти поиски утраченной идентичности обнаруживались в таких гетерогенных течениях, как немецкий неоэкспрессионизм, итальянский трансавангард и американская «новая образность».
Свободная фигурация получила известность в 1981 г. на выставке в частной квартире критика Бернара Лама Ваделя. На выставке демонстрировались произведения группы французских живописцев, которые со своей популистской и антикультурной идеологией прославляли абсолютную свободу и спонтанность выражения.
Характерными чертами данного направления современного искусства являются:
♦ фигуративность иронического и саркастического типа, кото
рая находит свой язык в сатирических комиксах; экзальтиро
ванность и обращение к маргинальному и инстинктивному
(как и американское искусство граффити);
♦ очень комплексная иконография в спонтанном, быстром, уп
рощенном стиле;
♦ смешение элементов из разных сфер — мультфильмы, кино
и т. п.;
♦ гетерогенное комбинирование материалов и техник — холсты,
металлические поверхности, живопись акриликом, маслом,
смальтами;
♦ разнородные композиции на больших форматах; цвета плос
костные и интенсивные.
На возникновение направления «свободная фигурация» повлияли массовая культура, реклама, мир комиксов, анимация, кино.
Наиболее типичные для этого направления художники: Робер
Комба, Эрве, Ди Роза, Жан-Шарль Блэ, Жан-Мишель Алъберола,
Катрин Виолле.
Неоэкспрессионизм («Новые дикие»)
Управление сформировалось в Германии в середине 1970-х гг. и развивалось в 1980-е гг. Термин «Новые дикие» использовал
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
директор музея в Акисгране Вольфганг Беккер, прежде всего, по отношению к немецким художникам — Маркусу Люперцу, Георгу Базелицу, Пенку, Ансельму Киферу. Они создавали фигуративные работы, в которых обнаруживалась формальная близость с произведениями немецких экспрессионистов начала XX в.
Для 1980-х гг. «Новые дикие» сыграли ту же роль, что и «Синий всадник» в свое время, но с некоторыми отличиями. Главным здесь является то, что неоэкспрессионизм — не однородное коллективное движение, а группа индивидуальных творцов с собственными эстетическими установками, черпающих вдохновение у художников прошлого — не только у экспрессионистов, но и у представителей других стилей и направлений, часто противостоящих друг другу.
Этот гетерогенный характер не исключает и того, что в неоэкспрессионизме во всей Европе развивалось много национальных художественных установок, например, итальянский трансавангард и французская «свободная фигурация».
Развитие немецкого неоэкспрессионизма характеризуется двумя поколениями художников с разными установками. Первое поколение состояло из художников, родившихся во время Второй мировой войны. Некоторые из них считаются «отцами» движения.
Почти все представители второго поколения родились в 50-е гг. XX века и объединились в группы «Heftigee Malerei» и «Свобода Мюльхайма». Они создавали картины, основанные на эстетике безобразия и разрушения. В США эквивалентом новым фигуративно-экспрессивным европейским тенденциям являются «новая образность» и искусство граффити под названием «плохая живопись», обозначившие новые принципы в искусстве.
К характерным особенностям неоэкспрессионизма можно отнести:
♦ возврат к фигуративно-экспрессивным образам;
♦ тенденцию к слиянию или комбинации элементов предыду
щих направлений;
♦ наложение фигуративных и абстрактных элементов, обычно
на основе из пятен или полос цвета изображаются контрасти-
♦. рующие с фоном фигуры;
+ фигуративность на основе схематичных форм эмоционального и экспрессивного характера;
+ предпочтение к технике масляной живописи, часто в сочетании с другими техниками (акрилик, промышленные краски, темпера, акварель);
+ предпочтение к пастозной живописи, которая может смешиваться с другими материалами (солома, песок, гипс и т. п);
+ широкую тематику (индивидуальная мифология или использование особенностей национальной культуры);
♦ драматические, сатирические, военные сюжеты с доминиро
ванием человеческой фигуры;
♦ разнообразие экспрессивно-формальных позиций: абстракт
ная (М. Люперц), фовистская (К. Феттинг), материалисти
ческая (А. Кифер), примитивистская (Г Базелиц), знаковая
(А. Пенг).
Среди наиболее существенных влияний критики отмечают фигуративно-экспрессивные движения начала XX в. — северный символизм, экспрессионизм, фовизм, новую вещественность, искусство классической и модернистской культуры, народные традиции.
«Отцы» немецкого неоэкспрессионизма: Георг Базелиц (1938), Ансельм Кифер (1945), Маркус Люперц (1941), Йорг Иммендорф (1945).
Художники «Сильной живописи»: Райнер Феттинг, Салоле (1954), Коберлинг (1938).
В других европейских странах также существовали художники, чье творчество moxjho отнести к этому направлению:
♦ в Австрии: С. Анцингер, Дж. Керн, О. Оберхюбер;
♦ в Испании: М. Барсело (1957), Роза Николас, Чема Кобо (1952),
Вальдес;
♦ во Франции: Ж.-М. Алъберола, Жерар Гаруст (1946).
Ансельм Кифер Бесконечные пустынные пространства на огромных холстах немецкого художника Анселъма Кифера (род. 1945) властно притягивают зрителя.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
Мрачный колорит — стальны.е, фиолетовые, черные, песочные цвета, всегда темная, изрытая, израненная земля, в ней постоянно происходят сдвиги и трансформации. Мотивы сложны и туманны, углублены в изначальный смысл. Все рождает оцепенелое состояние духа. Встревоженный разум ищет ответа. Что это? Препарированные структуры подсознания, дабы зритель мог устремиться через «сады камней, к вершинам трансцендентности»?
Возникает желание исчезнуть, раствориться в этой почерневшей от боли земле, очиститься в дрожащих языках пламени и найти успокоение, пусть ненадолго, впитывая эманацию, таинственное свечение, которое исходит от высшего божества, разливается, наполняет все живое и неживое, словно прорывает пространство и условные границы картины, освящая и зрителя своей благодатью. Многие полотна повергают в трепет, вызывают ощущение, что на наших глазах гибнут целые цивилизации, рождаются новые миры. Кажется, они буквально иллюстрируют Откровение святого Ио-f анна Богослова. И хочется скрыться в «пещеры и ущелья» и сказать горам и камням: «падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле».
Ансельм Кифер начал свою карьеру во второй половине 1970-х гг. Еще будучи студентом Академии искусств в Карлсруэ, он решил бросить вызов понятному и легковесному искусству, фотографируя себя в различных местах Европы в позе отдающего нацистский салют. Уже здесь проявилась своеобразная мефистофельская ирония художника, которая в дальнейшем при осмыслении исторического и мифологического материала (не лишенном порой театрализации) обретает еще большую остроту, граничащую с абсурдностью.
Встреча с Иозефом Бойсом (занятия с которым Кифер начал в Дюссельдорфе в 1974 г.) имела, пожалуй, определяющее значение для формирования мировоззрения Кифера, его творческого кредо, нравственной позиции.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 670 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!