Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хэппенинг — одна из разновидностей «искусства действия», представление, разыгрываемое на публике, с элементами изобразительного и театрального искусства, предполагающее взаимодействие художников и зрителей. Хэппенинг основан на импровизации и спонтанной реакции участников. Слово «хэппенинг» в том смысле, в котором его стали употреблять в 1960-е гг. для названия новой формы искусства, придумал в 1959 г. Алан Ка-проу (1927). Термин был принят не только в США, но и в Европе и Японии для обозначения разных художественных явлений.
Концепция хэппенинга Капроу основывалась на отказе от традиционных принципов ремесленничества и преемственности в искусстве. По его замыслу, хэппенинг развивался из ассамбляжах и инвайронмента2.
В то время как ассамбляж и инвайронмент были относительно фиксированными и статическими, хэппенинг представал как настоящее «выступление»: он имел близкие черты с искусством
1 Практика группировки трехмерных нехудожественных материалов, обычно
помещенных в ящик. Пример — «комбинации» Раушенберга, «аккумуляции»
Армана.
2 Аналог инсталляции, сфера трехмерного пространства, заранее запрограм
мированная или механически выявленная, чтобы ограничить продвижения
зрителя и вовлечь его в различные сенсорные действия — визуальные, звуко
вые, кинетические, тактильные. Иногда — с целью дезориентации зрителя.
перформанса] и не был, как инвайронмент, стеснен границами галереи или другого места.
В соответствии с теориями композитора Джона Кейджа о важности роли случая в художественном творении, хэппенинги описывались как спонтанные, лишенные фабулы выступления. Идея хэппенинга непосредственно связана с принципом участия зрителя. В США на ранних стадиях хэппенинг развивали, кроме Капроу и Кейджа, Джим Дайн (1935), Клаас Олъденбург (1929), Роберт Раушенберг (1925), Ред Грумс (1937). В Японии — группа Gutaj, в Европе — группа «Флюксус» и многие другие.
Само понятие «хэппенинг» уводило художника из границ галерей и музеев на улицы и рыночную площадь. Термин так же часто использовался для сценических демонстраций в политико-социальной сфере (хэппенинги Йозефа Бойса (1921-1987)).
Для Бена Вотье, главного организатора хэппенингов во Франции, хэппенинг являлся трансформацией реальности с помощью разных аксессуаров. На практике и в теории в хэппенинге всегда подчеркивалась важность зрительского участия. Раушенберг ставил своей целью заставить зрителя ощутить свое тело, но художник должен быть и инициатором, и контролером всего процесса.
Французский теоретик хэппенинга Жан-Жак Лебел описал его как коллективные усилия по «сакрализации» реальности и исключительно как акт участия и протеста, в котором творческий опыт более важен, чем конечный продукт, независимо от того, продается он или нет2.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!