Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Фундаментальная тенденция информальной живописи получила развитие на Западе с 1944 г. В движение входили многие художники из разных стран. Информалисты стремились к введению каллиграфических знаков, к лирическим сюжетам, часто реализованным в жестуальных техниках1, как и аналог информа-лизма в США — абстрактный экспрессионизм. Информальное искусство — истинно европейский стиль.
Жестуальная живопись — близкий синоним «живописи действия», но чаще используется применительно к американской живописи. Термин не только напоминает о действиях художника во время живописания, но также свидетельствует и об эмоциях художника, его жестах в момент творческого процесса. Термин «жестуальный» применяется к живописи, в которой особенно подчеркивается визуальная чистота и манера применения краски. Иногда термин используется и как синоним для информального искусства, или ташизма.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
С 1933 г. Ганс Гартунг являлся предшественником жестуаль-ной живописи. Он придавал линии специфический характер психического сейсмографа. Термин «таишзм» с 1954 г. ввел французский критик Шарль Эстьен, чтобы охарактеризовать послевоенную лирическую европейскую абстракцию и отличить ее от геометрической абстракции.
Характерный пример жестуальной живописи — творчество француза Анри Мишо. Но настоящим европейским двойником Джексона Поллока был представитель информальной живописи Жорж Матье, который устраивал настоящие сеансы экстатических спектаклей для публики. В присутствии зрителей он быстро заполнял холст закорючками, пятнами, точками.
Концепция ташизма тесно связана с информальным искусством. Часто их не различают. В ташизме больший акцент делается на спонтанной игре пятен и пучков цвета, нежели на сознательной организации цветовых гармоний как «знаков» или «жестов», выражающих эмоциональное состояние художника. С другой стороны, в информальном искусстве художники стараются рассматривать абстракцию как форму бессознательной каллиграфии. В узком смысле слова ташизм — применение пятен цвета без всякого соотношения с сюжетом или темой.
Лирическая абстракция, или информальное искусство, отличается:
♦ ярко выраженным жестуально-информальным характером;
♦ специфическим воспроизведением реальности посредством
линии и цвета (лирический характер);
♦ применением абстрактных знаков или арабесок, свободно рас-
• положенных, напоминающих каллиграфические знаки или вос
точные картины;
♦ использованием значков или пятен, спонтанно нанесенных;
♦ свободой от схем;
♦ ограниченным использованием цвета, почти ахроматиче
ского;
♦ импульсивной, абсолютно спонтанной реализацией;
♦ отсутствием задуманного плана.
Наиболее значительными представителями данного направления являются художники Ганс Гартунг (1904-1967), Жорж Матъе (1921), Анри Мишо (1899-1989), Мария Виейра да Сильва, Вольс (1913-1951), Карл Аппель (1921-2005).
Поп-арт (популярное искусство)
Поп-арт возник в США и Великобритании около 1955 г. и стал типичным стилем 1960-х гг. Термин «поп-арт» впервые использовал критик Лоуренс Элоуэй в 1954 г. для определения творческой деятельности по созданию рекламы, промышленного дизайна и комиксов в иллюстрированных журналах.
В Англии поп-арт зародился в группе художников, архитекторов, исследующих городскую культуру и современные технологии. Ключевые фигуры — Ричард Гамильтон и Эдуардо Паолоц-ци. Вдохновляясь творчеством Дюшана, современной американской культурой, они создавали коллажи, используя образность из рекламы промышленных изделий и печати. В 1956 г. члены «независимой группы» (куда входили Гамильтон, Паолоцци и другие художники) участвовали в выставке «Отзвуки завтрашнего дня» в Лондоне, где демонстрировались сильно увеличенные изображения звезд и кадры из фильмов. После выставки в группу вошли новые члены: Д. Хокни и Р. Б. Китаж. В 1961 г. они устроили выставку и объявили о появлении британского поп-арта.
Иконой поп-арта стала картина Гамильтона «Так что же дела
ет наши жилища такими особенными, такими привлекатель
ными?». В ней останавливал внимание мускулистый культу
рист, прикрывающий наготу огромным леденцом на палочке,
и хорошенькая актриса, занятая косметическими процеду
рами. Новоявленные Адам и Ева — «реальная аллегория»,
нацеленная на будущую инвентарную опись модернистской
цивилизации. Образная концепция Гамильтона — ирониче
ское изображение Рая. Если посмотреть в верхнюю часть
картины, то оказывается, что идеальный интерьер — рас
крытая вверх декорация, где на месте потолка парит Зем
ля — фрагмент съемки из космоса.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США |
В США поп-арт возник как реакция на доминирующий абстрактный экспрессионизм. Авангардисты середины 1950-х гг. стремились создавать произведения, понятные, доступные, доставляющие удовольствие широкой публике, как противовес элитарной культуре. «Я — за искусство, которое развевается, подобно флагу, или помогает сморкаться, как носовой платок», — писал Кла-ас Ольденбург 1
Поп-артисты продолжают традицию дада в своем уподоблении произведениям искусства любых материалов, делая несущественными всевозможные границы и нормы. Муляж предлагается вместо скульптуры, ряды бутылок кока-колы — вместо живописного изображения.
Создаются произведения из отходов. Поп-артисты использовали образы из рекламы, комиксов, мультфильмов, обращались к предметам и материалам из повседневной жизни. Они переосмысливали в живописи в холодной и имперсональнои манере образы масс-медиа, от американских флагов Джаспера Джонса до бутылок кока-колы Энди Уорхола, комиксов Роя Лихтенштейна и кинематографических «раскруток» Джеймса Розен-квиста.
Итак, художник поп-арта документирует в детализированной манере поп-культуру Америки, трансформируя в знаковые изображения самые знаменитые образы и символы, предлагаемые масс-медиа.
Явное безразличие к формальным, качественным аспектам предлагаемых сюжетов, интерес к предметам тривиальным, а не эстетическим позволяет рассматривать поп-арт как «новый дадаизм». Но в поп-арте полностью отсутствует любой намек на критическую позицию.
Главная заслуга поп-арта — смелое документирование процессов, происходящих в массовой культуре, и прослеживание изменений ценностей в потребительском обществе. Эти изменения заключались в предпочтении ценностей, связанных с потреблением материальных вещей. Проецирование общих идеалов на ценности изображения в этом случае предстает как видимость.
1 Rose В. Claes Oldenburg. - New York, 1976. - P. 23.
В подобной ориентации обнаруживается стремление идентифицироваться с новыми мифами и идолами. Мифы, явно созданные рекламой и масс-медиа, проецируемые на обывателей, нуждаются в их трансформации для потребителей, испытывающих все большую жадность к материальным благам. Американские поп-артисты, прославляющие прекрасные, дешевые, всем доступные товары, тем самым прославляли социальное равенство. «Все бутылки кока-колы одинаково хороши», — говорил Уор-хол. Создаваемые поп-артистами образы сразу узнаваемы: знаменитости, консервы, занавески для душа. В работах поп-артистов ящики, флаги, настоящие консервные банки сочетались в комбинациях или ассамбляжах с рисованными элементами, с использованием газетных вырезок, журнальных иллюстраций.
В «Комбинациях» Роберта Раушенберга живописные изображения сочетались с настоящими предметами. Образность Роя Лихтенштейна связана исключительно с комиксами. Среди поп-артистов именно ему в наибольшей степени удается сотворить незабываемую манеру, которой он останется верен до последнего периода. Сильно увеличенные образы из комиксов, предлагаемые им, как в зеркале отражают появившуюся у американцев потребность окружить себя новыми предметами, образами, воплощавшими мечты о несостоявшейся жизни.
Это был новый способ «осквернить» искусство приемами из низшей культуры. Лихтенштейн блестяще владел техникой исполнения, поэтому образы в его картинах никогда не выглядели банальными. В дальнейшем он обогащает свое искусство, когда пересматривает творчество всех крупных художников и главные Движения XX в.: от кубизма, футуризма, экспрессионизма до «живописи действия». Его художественная концепция считается одним из самых оригинальных проявлений американской культуры после Второй мировой войны.
Характерные Поп-арт возник на основе дадаизма (реди-
особенности мейд Дюшана и коллажи Курта Швиттер-
поп-арта са), популярной и массовой культуры, про-
паганды, рекламы и общества потребления. Основными особенностями поп-арта можно считать:
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
♦ отказ от стилистики абстрактного экспрессионизма pi стрем
ление вступить в контакт с миром и предметной реальностью;
♦ фигуративный и реалистический язык, отсылающий к обыча
ям, идеям современного мира;
♦ тематику, заимствованную из урбанистической среды больших
городов в социальных и культурных аспектах: комиксы, жур
налы, периодические издания, колонки сенсаций, фотографии,
рекламные объявления, кино, радио, телевидение, народные
зрелища, элементы общества потребления (продукты, маши
ны, дороги);
♦ отсутствие критической позиции: темы придумывались как
мотивы, свидетельствующие о «делании» живописи;
♦ нетрадиционную живописную трактовку формы (хотя язык
фигуративный и воспроизводит реальные предметы, он не
концентрируется исключительно на формальных особенно
стях, а сочетает их с абстрактными, двусмысленными элемен
тами благодаря использованию знакомых и легко узнаваемых
изображений);
♦ невыразительное воспроизведение (преимущественно фрон
тальное и повторяющееся);
♦ сочетание живописи с настоящими предметами, интегриро
ванными в композицию произведения («комбинации» Рау-
шенберга): пластмассовые цветы, бутылки, символы промыш
ленной технологии;
♦ новый дадаистский подход в соответствии с новыми времена
ми («неодадаизм»);
♦ предпочтение отсылок к социальному статусу, к славе, к на
силию, катастрофам (Э. Уорхол), сексуальности и эротике
(Т. Вессельман), знаниям промышленной технологии обще
ства потребления (Э. Руша, Р. Гамильтон);
♦ формы и форматы в натуральную величину и укрупненные
(большие изображения героев комиксов у Лихтенштейна);
♦ стилизованную иконографию со схематичными формами, пла
нами, объемами;
♦ чистые, сверкающие цвета, заимствованные из мира промыш
ленной продукции и предметов потребления.
Наиболее известные художники этого направления в США — Роберт Раушенберг (1925), Джаспер Джонс (1930), Эд Руша (1932), Мел Рамос (1935), Рой Лихтенштейн (1923-1997), Энди Уорхол (1928-1987), Джеймс Розенквист (1933), Том Вессельман (1935); в Великобритании — Дэвид Хокни (1937), Аллен Джонс (1937), Ричард Гамильтон (1935), Джим Дайн (1935), Питер Блейк (1932).
В Италии поэтикой поп-арта вдохновлялись Валерио Адами, Альдо Мондино, предлагая варианты, связанные с национальной фигуративной культурой.
Король поп-арта Трудно назвать другого художника, кото-
Энди Урхол рый бы сразу отождествлялся с поп-артом
так, как Энди Уорхол (1931-1987), прозванный королем поп-арта. Он внес огромный вклад в мировую культуру. И не только как художник. Уорхол является первоклассным хроникером, антропологом, музеологом, коллекционером, музыкальным антрепренером, издателем журнала, графическим дизайнером и скрупулезным документалистом своего времени.
Происходящий из семьи восточно-европейских иммигрантов, Уорхол рано понял, как научиться выживать в мире, руководствуясь жесткими правилами, которые он применял в своем искусстве. И очень быстро выходец из рабочей семьи стал американской легендой.
Определяющие работы Уорхола — «Мэрилин», «Знак доллара», «Банка супа "Кэмпбелл"», «Мао» — позволяют понять самую суть поп-арта, заключающуюся в уравнивании всех вещей, в монотонном повторении одного образа. Быть одним из всех — один из принципов Уорхола. На его шелкографиях (он блистательно владел этой техникой, усовершенствовал ее)1 не существует различий между портретом Жаклин Кеннеди, изображениями доллара, гамбургера, статуи Свободы. Как не существует границ меж-ду искусством и жизнью, с подачи короля поп-арта. И почти все
Шелкография — уникальный способ нанесения изображения на различные поверхности и материалы. Такого большого разнообразия типов красок, как в шелкографиях, нет ни в одном другом печатном процессе.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
его изображения — картины. Они не требуют интеллектуального осмысления и рассказывают о власти товарного фетишизма.
Оригинальна и концепция портрета Уорхола: все портреты не написаны, а воссозданы по фотографиям путем перевода моментального снимка фотомеханическим способом на холст. Его персонажи превращались в идеальные модели без недостатков, без морщин, жившие своей жизнью, словно воплощающие чувства, переживаемые всей нацией.
Уорхола интересует проблема восприятия информации и потери к ней интереса в массовой психологии. Он анализирует эффективность повторения известий об автомобильной аварии, казни на электрическом стуле, о Монро и Че Геваре, увиденные в газете, кино. Он изучает, как эта информация в образах переворачивается в подсознании, упрощается и превращается в зрительные штампы. И тогда он находит некие лаконичные опознавательные знаки, узнаваемые для всех, — красное пятно обозначает губы Монро, черное пятно — бороду Че.
Уорхол родился в 1928 г. в Форест-Сити в Пенсильвании, в семье иммигрантов из Словакии. Отец работал на рудниках в Пенсильвании. Уорхол рано проявил свой художественный талант. Он изучал коммерческое искусство в Университете Карнеги Меллон в Питтсбурге. В 1949 г. он переехал в Нью-Йорк и начал успешную карьеру в иллюстрированных журналах «Гламур», «Харперс базар». Работал также для коммерческой рекламы. Он получил известность, прежде всего, за рисунки обуви тушью в свободной и причудливой манере. Вскоре он приобрел известность в Нью-Йорке как один из самых удачливых коммерческих иллюстраторов.
В 1952 г. состоялась первая персональная выставка Уорхола в галерее Ньюго в Нью-Йорке. В 1956 г. он впервые осуществил путешествие по миру: Япония, Камбоджа, Индия, Египет, Италия.
Когда Уорхол начал заниматься живописью, некоторые художники, отказавшись от абстрактного экспрессионизма, уже экспериментировали с поп-артом. Ему надо было найти свою нишу. Комиксы уже использовал Рой Лихтенштейн, типографские знаки — Джаспер Джонс. Энди хотел особенного сюжета. Друзья
посоветовали ему писать то, что он любит. Для первой персональной выставки Уорхол написал «Коробки супа "Кэмпбелл"», ставшие его визитной карточкой. Этот суп он ел на ланч большую часть жизни.
Он любил деньги, знаменитостей и стал их писать. Другой критерий для отбора сюжетов — они должны были воплощать философские понятия и метафизические свойства. Частично творчество Уорхола было средством зарабатывания денег, обеспечения его успехом и славой. В начале своей карьеры он использовал материалы, воплощающие американский образ жизни и ценности: вырезки из газет, коммерческие продукты, бутылки кока-колы, почтовые марки. Когда он получил признание, то вернулся к своим истокам и стал выполнять заказы, в основном потреты: атлеты, кинозвезды, политики, члены королевской
семьи.
К Уорхолу, непредсказуемому эстету, после его большого успеха стекалось много людей, и он создал в 1962 г. фабрику, ставшую «Меккой» богемной молодежи. Здесь он использовал довольно хаотическим образом труд «рабочих искусства», чтобы обеспечить массовое производство, главным образом, плакатов и постеров, но также и предметов (например, обувь), нарисованных художником.
Шелкография была любимой техникой художника, как самая близкая к его идее распространения искусства. С 1962 г. он использовал технику шелкографических изображений на холсте, применял коммерческие трафареты и фотографии. Модели приходили в студию-фабрику Уорхола, где художник делал серию этюдов, используя полароид. Он выбирал одну фотографию, увеличивал ее и помещал шелкографическое изображение на холст, используя разные методы.
Творческая атмосфера фабрики трансформировала традиционное понятие студии художника. Фабрика рождала ощущение непрерывного карнавала, где обсуждали показ мод, снимали филь-мы, экспериментировали, где царил дух свободы. Ассистенты Уорхола помогали снимать фильмы, писали его книги. На фабрике он сделал 300 экспериментальных андерграундных фильмов, очень странных и даже порнографических.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы.искусства
Уорхол работал с широким кругом изобразительных техник: живопись, рисунок, скульптура, фотография. Он также был плодовитым создателем фильмов. Между 1963 и 1968 гг. он снял более 60 фильмов. Самый популярный и успешный, с критической точки зрения, фильм — «Девушки из Челси» (1966), новаторский, состоявший из двух 16-миллиметровых фильмов, проецируемых одновременно.
В июле 1968 г. в Уорхола три раза стреляла Валерия Соланис. Он чудом избежал смерти. После попытки убийства произошел радикальный поворот в процессе создания им произведений искусства. Большую часть времени Уорхол тратил на создание индивидуальных портретов богатых и влиятельных людей (Мик Джаггер, Майкл Джексон, Бриджит Бардо). Уорхол стал издавать журнал «Интервью». В 1975 г. он опубликовал книгу «Философия Энди Уорхола», в которой описал свое искусство так: «Делать деньги — искусство, и работа — также искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство»1.
В процессе своей 40-летней деятельности Уорхол из коммерческого художника превратился в радикального новатора. Он сыграл важную роль в превращении художника в ведущую фигуру в американском обществе. Наследие Уорхола — за пределами им произведенного. Оно включает утверждение творческой свободы, которую он поощрял в других. Новаторским было заявление Уорхола, что бизнес был наилучшим типом искусства, ведь ранее художники представали вспыльчивыми, ранимыми индивидуалистами, визионерами, аутсайдерами. Они никогда не являлись частью общества. Их позиция состояла в убежденном идеализме, основанном на вере в силу таланта.
Уорхол и другие поп-артисты помогли сформулировать новую позицию художника как профессионального, коммерческого творца, популярного, являющегося логической и ценной частью общества. Они использовали методы и образность, доступные для всех. Возможно, это самый значительный результат поп-арта: философское и практическое введение искусства в общество, понимание искусства как продукта общества.
1 Gidal P. Andy Warhol: films and paintings. -New York, 1991. — P. 32.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1530 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!