Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Абстрактный экспрессионизм — это первое типично американское движение, имевшее широкое влияние в мире искусства, которое превратило Нью-Йорк в центр мировой художественной сцены. Возник абстрактный экспрессионизм в середине XX в. как движение, представители которого использовали различные стили и техники. Особый акцент делался на способности художников находить нетрадиционные подходы для свободного выражения эмоций, фокусируясь на сюжетах, имеющих отношение к психологии и чувственности, избегающих имитации реальности. Этот термин впервые применил к американскому искусству в 1946 г. критик Роберт Коэтс. Движение было успешным, частично благодаря усилиям влиятельных американских критиков Гарольда Розенберга и Клемента Гринберга, который также при-
Magritte. Exhibition. Catalogue. — Malborough Fine Art. — London, 1976. — P. 44.
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
думал термины «искусство действия» и «американский стиль», синонимы абстрактного экспрессионизма.
Ужасы Второй мировой войны привели к тому, что такие крупные художники, как Пауль Клее, Марсель Дюшан, Пит Мондри-ан, Макс Эрнст, покинули Европу и уехали в США. Они оказали большое влияние на творчество абстрактных экспрессионистов. Истоки этого движения усматривают в творчестве немецких экспрессионистов, сюрреалистов, а также в творчестве А. Матисса. В новом движении также прослеживается связь с антифигуративной эстетикой европейских абстрактных школ — футуризма, искусства Баухауза, «синтетического» кубизма. Кроме того, абстрактный экспрессионизм являлся своего рода одним из видов анархического протеста.
На практике термин применялся к разным художникам, работающим в Нью-Йорке в разных стилях, даже не в абстрактной экспрессионистической манере. Заряженные энергией «картины-действия» Джексона Поллока с технической и эстетической точки зрения сильно отличаются от яростных, гротескных серий В. де Кунинга (которые не являются специфически абстрактными) и от просветленных, сверкающих цветовых симфоний М. Ротко, хотя всех троих называют абстрактными экспрессионистами.
К характерным, общим свойствам абстрактного экспрессионизма относится акцент на плоскостности, использование манеры «all over» 1 приверженцы которой избегали делать специфические акценты в картине или выявлять в ней главные и второстепенные части. Таким образом, они отказывались от традиционной идеи композиции. Вся поверхность холста рассматривалась ими, как относительно унифицированная, где не имеет значения взаимосвязь разных частей.
Абстрактные экспрессионисты впервые показали жизненность и высокий творческий импульс страны в послевоенные годы
1 Термин использовался для стиля живописи, в котором вся поверхность хол
ста трактуется в относительно унифицированной манере, с небольшими
структурными различиями. В этом стиле внимание концентрируется на всем
холсте, нет деления на главные и второстепенные элементы, объединенные
равновесием, ритмом и т. п. '
и способность развивать эстетические концепции, не соответствующие европейским стандартам красоты.
Абстрактный экспрессионизм в начале 1950-х гг. привлек внимание ЦРУ, увидевшего в нем пропаганду в США идеи о свободомыслии. ЦРУ усмотрело в этом своеобразный вызов как стилям соцреализма, доминирующим в странах с коммунистическими режимами, так и европейским рынкам. В книге Фрэнсиса Сандерса «ЦРУ и мир искусств» описывается, как ЦРУ финансировало и оказывало поддержку американским абстрактным экспрессионистам посредством проведения специфической программы: «Конгресс за свободу в сфере культуры» (1950-1967).
По сравнению с социальными темами и сюжетами из региональной жизни, характерными для американского искусства предыдущих десятилетий, абстрактные экспрессионисты, прежде всего, ценили индивидуальность и спонтанную импровизаци-онность. Они более свободно ощущали себя, работая с условными сюжетами, экспериментируя с разными стилями. Для этого движения характерны два подхода.
1. «Живопись действия», типичная для таких художников, как
Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Кляйн, Филипп Гас-
тон, которые фокусировались на физическом действии, не
посредственной вовлеченности в процесс живописания. Важ
но не законченное произведение, а сам процесс его создания.
Истоки такого метода — в творчестве немецких экспрессио
нистов. Для создания живописной работы часто использова
лись нетрадиционные приемы и средства — различные пред
меты или человеческое тело вместо кисти, механические при
способления вместо руки художника.
2. Живопись «colour field» — техника, используемая Марком
Ротко (1903-1970) и Кеннетом Ноландом (1924) и их после
дователями. Они исследовали эффекты наложения цветов, экс
периментировали с цветовыми отношениями и средствами. Тер
мин часто применяется к монохромным картинам, особенно
к тем, которые основываются на интенсивном цвете. В таких
картинах цвет «освобождается» от формы и рисунка и обрета
ет свое собственное бытование, чисто визуальное. И больше
не существует никакого «живописного образа-изображения»,
Часть 1. Изобразительное искусство Европы и США
Живопись и новые формы искусства
царит один цвет в своей собственной независимой, нетактиль-ной реальности.
Характерными особенностями абстрактного экспрессионизма являются следующие:
♦ отсутствие связи с предметом;
♦ отказ от условностей традиционной эстетики;
♦ свободное и субъективное выражение бессознательного;
♦ полностью спонтанное исполнение;
♦ оценка роли случая;
♦ доминирование жестуальности;
♦ ритмическое использование пятен.
Крупными представителями абстрактного экспрессионизма стали такие художники, как Джексон Поллок (1912-1956), В иллем де Кунинг (1904-1997), Марк Ротко (1924-1970), Филипп Гастон (1913-1980), Арчил Горки (1904), Барнет Ньюмен, Роберт Мозеруэлл (1915-1980), Ли Краснер (1908-1984), Клиффорд Стилл, Франц Кляйн (1910-1962), Уильям Базъотс (1912 — 1963), Адольф Готтлиб (1903-1974).
Джексон Поллок Джексон Поллок (1912-1956) считается главным представителем абстрактного экспрессионизма. «Когда я работаю на полу, я чувствую себя увереннее, чем за мольбертом. Я ощущаю себя частью живописи, потому что таким образом я могу прогуливаться вокруг холста, работая с четырех сторон, я буквально находился в живописи»1, — говорил Поллок в 1947 г.
Поллок начал заниматься живописью в Нью-Йорке в 1929 г. в Лиге студентов по искусству, у Томаса Харта Бентона (1889-1975). В 1930 г. он работал в манере «реджиналистов»2, находился под влиянием мексиканских монументалистов.
1 Friedman В. H.Jackson Pollock: energy made visible. — New York, 1973. — P. 14.
2 «Реджиналисты» — группа американских художников 1930-1940-х гг., кон
центрировались на реалистическом описании сцен и типов людей со Среднего
и Южного Запада. Их цель — создавать истинно американское искусство, ис
пользуя американскую тематику и отказываясь от новаторских стилей, которые
появлялись в США. Самый известный из них — Эдвард Хоппер (1882-1967).
С середины 1940-х гг. он начал писать картины в абстрактной манере «dripping» («капли и брызги»), благодаря которым он и получил наибольшую известность. Вместо использования мольберта он располагал холст на полу или на стене и разбрызгивал краску из тюбиков. Вместо кистей он использовал палочки, лопатки, ножи, добиваясь очень густой фактуры, применяя смесь из песка, битого стекла, других непривычных материалов. В подобной манере и у других представителей «живописи действия» можно уловить нечто общее с сюрреалистической теорией «автоматического письма».
Поллок был первым живописцем «all over». Он с воодушевлением танцевал на полотнах, позволяя брызгам, каплям краски свободно растекаться на холстах без всякого контроля. Он погружал руки в краску — инстинктивный жест, напоминающий работу первобытного художника в пещере. Иногда к брызгам, каплям он добавлял песок и стекло. Иными словами, он писал не конкретные изображения, а «действие», хотя «живопись действия» кажется неподходящим термином для законченного результата подобного творческого процесса.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 770 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!