Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение
Практически все известные сочинения Платона написаны в форме высокохудожественных диалогов.
Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух.
Платон предложил первую систему из пяти основных категорий: сущее, движение, покой, тождество, различие.
Космос. Об отношении идеи к вещам
Космос — царство идей (эйдосов), полных божественного смысла. И мир подчиняется Идее — живёт, существует и развивается в соответствии с общими закономерностями, теми правилами, что устанавливают идеи.
Идеи — основа всего мира. Для Платона идеи — это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Идеи — это целевые причины, заряженные энергией устремления; между идеями существуют отношения координации и подчинения. Наш реальный мир – смесь бытия и небытия, чувственно постигаемый, рожденный и исчезающий. Вещи подражают идеям как образцам. Идеи присутствуют в вещах, вещь – воплощение идеи.
Высшая идея (главная) — идея абсолютного блага (агатон); мировой Разум; Божество. Идея Бога-творца. Бог – мера всех вещей. Платон верит в богов и доказывает их существование тем, что люди чувствуют сродство с природой (человек имеет возможность чувствовать всякое мгновение по-разному, то есть может быть эмоционален).
Идея души
До рождения душа человека пребывает в царстве идеи — чистой мысли и красоты. Затем она попадает на 5-ом месяце беременности на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». То есть ещё до рождения основные вопросы своей жизни душа решает в мире образцов (парадигм), а, появившись на свет она уже знает всё, что нужно знать. Так появляется вера в судьбу, в участь.
Душа — бессмертная сущность, состоящая из трёх частей:
1) Разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души — основа добродетели, мудрости (философы, правители, не имеющие богатства, частной собственности);
2) страстная, пылкая часть души — основа мужества (стражи, воины, которые не имеют частной собственности).
3) неразумная, Чувственная, движимая страстями, вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. (Ремесленники, земледельцы.)
Учение о познании
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.
Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.
Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!