Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социально-исторические и художественные предпосылки возникновения теоретико-эстетических концепций.
Эстетические и литературно-теоретические воззрения мыслителей Древней Греции и Рима. Основные положения работ Платона, «Поэтики» Аристотеля и «Послания к Пизонам» Горация.
Эстетика в период средневековья, в эпоху Возрождения и в XVII столетии. Литературно-эстетические воззрения теоретиков классицизма. «Поэтическое искусство» Буало.
Выделение эстетики в самостоятельную науку во второй половине XVIII века. Литературно-теоретические работы Д. Юма, Д. Дидро, Э.Г. Лессинга, К. Гельвеция, И. Гердера, их роль в развитии теории литературы.
Развитие теории литературы на рубеже XVIII – XIX веков. Концепции сущности искусства как субъективной творческой способности (И. Кант, романтики). Объективно-историческая концепция сущности искусства (Г.В.Ф. Гегель). Значение «Эстетики» Гегеля.
Тема 2 (4 часа) Направления и школы в отечественном и зарубежном литературоведении ХIХ – начала ХХ столетия
Предпосылки возникновения основных литературоведческих систем и их общая характеристика.
Биографический метод (Ш.О. Сент-Бев и др.). Учение о биографии писателя как источнике его творчества. Использование идей сторонников биографического метода в литературоведении второй половины XIX – XX веков.
Мифологическая школа (братья Я. и В. Гримм, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и др.). Сущность теорий сторонников мифологической школы. Достижения сторонников мифологической школы при изучении ранних форм словесно-художественного творчества и неприемлемость их методологии при изучении явлений более поздних эпох. Развитие идей мифологической школы в литературоведении XX столетия.
Культурно- историческая школа как развитие позитивистских идей о детерминации художественного творчества совокупностью антропологических, географических, исторических обстоятельств. Учение И.Тэна как крупнейшего представителя культурно-исторической школы. Культурно-историческая школа в России (А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов и др.) Достижения сторонников культурно-исторической школы и ограниченность их подхода к истолковании вопросов художественного творчества.
Развитие филологии от античности до XIX столетия. Филологическая школа в литературоведении (Г. Пауль, В. Перетц и др.). Развитие текстологии как одной из литературоведческих дисциплин. Задачи текстологии: установление канонических текстов, их датировка, атрибуция, характеризующая объективную точность литературоведческих фактов. Изучение творческой истории произведения и истории как важнейшие аспекты текстологических исследований. Современная текстология как одна из важнейших основ теории и истории литературы.
Сравнительно-историческое литературоведение (компаративизм) (Т. Бенфей и его последователи). Теория заимствования (миграционная теория) в сравнительно- историческом литературоведении Преувеличение роли литературных традиций и влияний как основной недостаток концепции компаративистов. Идеи ученых «этнографической» («антропологической») школы (Э.Б. Тайлор, А. Ланг, Дж. Фрезер и др.); теория самозарождающихся сюжетов. Компаративизм на современном этапе развития литературоведения. Теоретические и историко-литературные исследования А.Н. Веселовского.
Революционно- демократическая эстетика и литературоведение (В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.). Ведущие принципы эстетической и литературно-теоретической концепции русских революционеров-демократов: утверждение материалистических основ эстетики и художественного творчества, реабилитация прекрасного в самой жизни, борьба за народность литературы и искусства, теоретическое обоснование реалистического метода и т.п.
Психологическая школа (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.). Трактовка процесса художественного творчества как выражения внутреннего мира писателя- творца. Своеобразие разработки проблемы художественного восприятия. Сильные и слабые стороны субъективистской концепции представителей психологической школы.
Марксистское литературоведение (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, и др.). Марксизм как этап в развитии теоретико-литературной мысли на диалектико-материалистической основе. Представления Маркса и Энгельса о происхождении эстетического сознания, о социальной и гносеологической природе искусства как о способе духовно-практического освоения мира. Ведущие принципы марксистской теории литературы: отношение к литературе как к творческому отражению и преображению жизни; изучение литературы как формы общественного сознания, тесно связанной с другими сторонами духовной жизни общества; внимание к классовому и партийному характеру литературного творчества и т.д. Разработка проблем эстетики и теории литературы в работах Г.В. Плеханова, ошибочные тенденции его концепции и их отражение в работах вульгарных социологов. Эстетические взгляды В.И. Ленина: сущность теории отражения и принципа партийности литературы.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 867 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!