Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественных интересов над личными



Дабы лучше охарактеризовать социальное назначение позитивизма, я должен вкратце указать на присущую ему способность окончательно систематизировать всеобщую нравственность. которая составляет цель философии и отправной пункт политики. Так как о всякой духовной власти следует, главным образом, судить со стороны этого свойства, то ничто не может лучше обнаружить естественное превосходство духовной стороны позитивизма над таковой католицизма.

Для позитивизма моральное искусство состоит в возвышении систематических инстинктов над эгоистическими побуждениями, общественности над личностью. Такой взгляд на нравственность присущ новой философии, которая, систематизируя успехи, сделанные современными народами, одна только дает истинную теорию человеческой природы, столь несовершенно представленную католицизмом.

Пользуясь существенным принципов биологии, утверждающим основной перевес органической жизни над всей животной жизнью, социология труда объясняет самопроизвольное влияние личных чувств, всегда более или менее связанных с инстинктом самосохранения. Но она прямо примиряет это неизбежное первенство с постоянным существованием доброжелательных страстей, которые католическая теория представляла чуждыми нашей организации и внушенными только сверхъестественной благодатью, не подчиняющейся никаким законам.

Таким образом, великая задача состоит в том, чтобы доставить искусственным путем общественному чувству то преобладание, которым личное чувство естественно пользуется. Ее решение покоится на другом биологическом принципе, на принципе развития функций и органов при постоянном их упражнении и их стремлении атрофироваться, коль скоро они долгое время остаются в бездействии. Наша же социальная жизнь по необходимости вызывает беспрерывный подъем симпатических инстинктов, между тем как она стесняет развитие личных наклонностей, свободное проявление которых вскоре привело бы к прекращению всех наших взаимных отношений. Первые, следовательно, возмещают до известной степени свою первоначальную слабость свойственной им способностью к почти бесконечному расширению; и естественное влияние вторых более или менее умеряется неизбежным сопротивлением.

Эти два неизменных стремления естественным образом (С. 219) возрастают по мере того, как человечество развивается и их двойной прогресс служит главным показателем нашего постепенного совершенствования. Мудрое систематическое влияние как частное, так и общественное, может значительно улучшить этот естественный порядок вещей, увеличивая благоприятные влияния и уменьшая влияние их антагонистов.

Такова цель морального искусства, которое, как и всякое другое, имеет неизбежные границы, хотя в данном случае они должны быть менее узкими, так как здесь явления, вследствие их чрезвычайной сложности, более доступны изменению.

Таким образом, позитивная мораль, признавая за всеобщим принципом непосредственное преобладание социального чувства, отличается не только от морали метафизической, но также и от богословской. Человеческое счастье как частное, так и общественное, она видит в возможно большем развитии доброжелательных чувств, являющихся и наиболее приятными и единственными, расширение которых может произойти одновременно у всех людей.

Это учение столь же глубокое и чистое, как оно просто и истинно, может вытекать только из философии, которая, благодаря характеризующей ее реальности, дошла уже до умственного установления первенства социальной точки зрения, единственно способной связать все наши позитивные умозрения как логические, так и научные. Метафизика, ввиду ее интуитивного метода, не могла никогда рационально выйти из индивидуальной сферы. Теология, в особенности христианская, могла подняться до социальных теорий только косвенно, под давлением настоятельных требований практики. Ее естественное направление носило по необходимости личный характер как относительно цели, поставленной в жизни каждого человека, так и касательно чувства, которое она считает главным.

Хотя наши великодушные чувства должны были вначале проявиться при теологическом режиме, однако, его нравственное значение следует главным образом приписать мудрости духовенства, исправлявшего существенные недостатки единственной доктрины, которую оно могло в то время применять, сообразуясь с социальными условиями, вытекавшими из самопроизвольного антагонизма между воображаемыми и реальными интересами. Напротив, в позитивном состоянии моральная способность прямо присуща доктрине и может достигнуть значительного развития тотчас, как только установятся соответственные убеждения, прежде чем создастся какая-либо духовная организация, хотя это свойство не избавляет от необходимости в подобной организации. В то время, как систематическая мораль, тесно связанная с совокупностью (С. 220) реальных знаний, приобретает, таким образом, постоянство. дотоле невозможное, самопроизвольная мораль под непосредственным и беспрерывным давлением социального чувства стремится подчинить своему влиянию всю человеческую индивидуальную или коллективную жизнь.

Чтобы лучше понять совершенное единство позитивной морали, которым она обязана своему единому принципу всеобщей любви, следует рассмотреть значение этого принципа в естественной систематизации ее различных частей и в специальной разработке каждой из них.

<…>

(С. 228) <…>





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...