Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношение познания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности, называется теорией познания или гносеологии (от др. - греч. γνῶσις – «познание» и λόγος – «учение»), [1, 2, 36]. Как уже было сказано выше, гносеология (теория познания) – учение о познании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте познания, о его содержании и развитии; учение об истине.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблемы мировоззрения, истины, проблема форм и методов познания.
В целом познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).
Огромную роль в теории познания играет мировоззрение. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а так же основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненные позиции человека, принципы его поведения и ценностную ориентацию. [1, с.3].
Итак: мировоззрение, которое определяет картину мира, обычно делят на:
1. Религиозное, которое в свою очередь подразделяется на политеистическое (многобожие) и монотеистическое (единобожие).
2. Научное, основывающиеся на научных фактах и знаниях.
Религиозное политеистическое мировоззрение основано на мифологическом понимании мира или мифологическом мировоззрении.
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в мире. Этому типу мировоззрения свойственна вера в сверхъестественное, оно основано на дологическом мышлении.
В религиозном монотеистическом мышлении, не смотря на веру в сверхъестественное, присутствует логика. Например, принятие христианства дало толчок к развитию научного мышления. Так идея о том, что Господь создал небо и землю как одну планетарную систему, где действуют физические законы, стимулировало логическое системное мышление, являющееся основанием любой науки.
Проблема веры в науке является одним из важных аспектов научного познания. Вера – глубокое, искреннее, пронизанное эмоциями принятие какого-либо положения или представления, иногда предполагающее определенные рациональные основания, но обычно обходящееся без них. Вера позволяет признавать некоторые утверждения достоверными и доказанными без критики и обсуждения. Вера близка к интуиции, как и интуиция, она субъективна. Вера бывает рациональная, предполагающая некоторые основания для своего приятия и нерациональная, когда уже вам факт веры считается достаточным для ее оправдания [ 1, 12, 35].Обе они могут и не могут гарантировать истину. Но в научном мировоззрении допускается такая категория как «озарение». В основе, которого сложнейшие процессы взаимодействия опыта, знания и интуиции.
2. Типы познания
Исходя из этого существует несколько типов познания:
1. Мифологический тип познания, характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоретического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов, сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни). Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.
2. Религиозный тип познания. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве, исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.
Цель религиозного познания в монотеизме – не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
3. Философский тип познания представляет собой особый тип целостного научного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.
В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами. Философское познание является частью научного. То есть научное философское познание это – разработка теоретической картины мира [1], на основании данных различных наук, включая естественные.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!