Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На современном этапе большая часть социальной активности человека приобретает мировой характер, в котором географический фактор теряет свою важность или становится незначительным в установлении и поддержании трансграничных экономических, политических или социокультуных отношений. Глобализация, прежде всего, связана с развитием информационных и коммуникационных технологий, она также выдвинула на авансцену мировой политической жизни таких участников как транснациональные компании (ТНК), различного рода альтернативные движения (экологические, феминистские, международные неправительственные организации и многое другое. Глобализация социальных, культурных, экономических, политических процессов в современном мире породила и ряд серьезных проблем [8, 5]. По мнению основателя международного исследовательского центра «Римский клуб» А. Печчеи истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир [22].
Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение, должно исходить, прежде всего, и, главным образом, изнутри его самого. И если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. О такой революции можно говорить лишь в случае переориентации человечества от идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самосовершенствование, в основе которого, прежде всего неприятие насилия [8], где насилие – это общественное отношение в ходе, которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни, вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность.
Насилие – это узурпация свободной воли в ее наличном бытии. Термин напрямую связан с понятием агрессии [11, 12]. В свою очередь ненасилие – этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия. Идея ненасилия – золотая категория правила нравственности [34].
В современных условиях массовой культуры проблема насилия и ненасилия имеет особое звучание. Массы – это устойчивый вид людей, специфическая порода, появившаяся в XX веке. Существует мнение, что можно говорить об антропологической катастрофе: массовая культура не создает у человека иммунитета против варварства. Она создает лишь тонкую пленку цивилизованности, которая смывается в эпоху социальных потрясений. Массового человека характеризуют две черты: беспрепятственный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Массу больше всего волнует собственное благополучие и менее всего истоки этого благополучия. Если современный человек не осознает опасность всего происходящего, его будущее может быть очень проблематично. Рост научного знания, достижения научно-технического прогресса могут только усугублять проблемы [37]. Глобальные проблемы современности вплотную подступают к каждому человеку и это нужно понимать при «написании» сценариев будущего, при прогнозировании и моделировании социальных процессов. Подробнее об это будет рассказано в теме № 8.
Вопросы для самоконтроля
5. Дайте определение ответственности.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 877 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!