Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Насилие и ненасилие



Остановимся на каждой из категорий подробнее [2, 15, 33, 35].

Так совесть – это способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли и желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному, как собственное несовершенство. Совесть выражает ответственность человека перед самим собой. Совесть в христианстве есть проявление духовности. Однако невозможно представить критическое отношение к себе без четкости понимания должного. Должное раскрывается в таких понятиях как мораль, нравственность, справедливость.

Так мораль (от лат. – традиция, обычай) – как правило, синоним слова нравственность – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которое человек проявляет себя как разумное, свободное, сознательное существо. Мораль базируется на системе ценностей. Нравственность так же сопряжена с понятием свободы, этики, справедливости. Представление субъекта о должном формируются на основании базовой системы ценностей, существующей в той или иной социальной среде. В христианском мире такой базовой системой являются десять заповедей, которые по своей сути есть запреты на определенное человеческое поведение [12, c. 46].

При этом ценность, как уже было сказано выше, это отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект и самим объектом. Понимание ценности может быть и сугубо индивидуальным, но оно обязательно находиться в отношениях с понятием морали.

Свобода – возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества. Свобода воли – это моральное самоопределение. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Кант, Шеллинг, Гегель) сближают понятие свободы с понятием необходимости; они либо отрицают наличие в свободе элемента случайности, либо преуменьшают его значение. Необходимость – категория, выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире. Необходимость отражает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличие которого одно событие вытекает, обуславливает или определяет другое событие. Необходимость противопоставляется случайности, где случайность – это такие явления реального мира, которые в одних условиях могут происходить, а в других – нет.

Человек, понимая, что он обладает свободой воли, должен чувствовать свою ответственность.

Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. И эти действия должны быть этичными. В свою очередь, этикаучение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих, в конечном счёте, волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу. Это учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье. « Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно, необходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным» [34, с. 534].

«Ответственность» как категория человеческого бытия сопряжена с такими категориями как «справедливость» и «право» Справедливость состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как к таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранять ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей. Право – совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т.д.), которые, как правило, фигурируют в правовом законодательстве и фиксируют внимание людей на том, что можно делать и что нельзя.

Безусловно, что в процессе создания культурных ценностей и во всей общественной жизни огромную роль играет эстетический компонент. Понятие красоты и красивого, во многом, менялось в зависимости от эпохи. Но общие каноны красоты базируются на таких понятиях как пропорции, симметрия, чувство меры… Все это изучает эстетика. Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификация. Эстетика строится на понятиях прекрасного.

Тем не менее, зная эти категории человеческого бытия невозможно однозначно ответить на вопрос, «В чём смысл жизни?» О нем можно только размышлять. Известно, что на этот вопрос по- своему отвечали или пытались ответить великие умы всех времен и народов. Так, еще в Библии сказано: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, все суета!» [Еккл.1:2].

В чём смысл жизни? один из главных вопросов учения, творчества, жизни Л. Н. Толстого. Пафос его философии — поиск абсолютной и окончательной моральной истины и правды. Для него нравственность выше искусства и науки. Ибо только нравственность может ответить на главный вопрос существования человека — вопрос о смысле жизни. В результате Толстой приходит к выводу, что «смысл жизни только один: cамосовершенствование». Он писал: «То, что цель жизни есть самосовершенствование, что совершенствование бессмертной души есть единственная цель жизни человека, справедливо уже потому, что всякая другая цель, ввиду смерти, бессмыслица» [29, с. 64.].

Однако с таким пониманием смысла жизни был не согласен, например, представитель философии экзистенциализма, французский писатель и философ Альберт Камю, который в своих художественных произведениях ставил вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходил к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Камю постоянно проводил мысль: жизнь — тюрьма, а смерть — надзиратель при ней: В своих произведениях Камю писал об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Камю экзистенциальные понятия относил не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. В итоге он все-таки пришел к мысли, что «задача философии экзистенциализма — помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, в том числе и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем» [34, с. 225 ]. То есть, первую очередь человеку необходимо решить проблему насилия, через создание философии ненасилия.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...