Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Тема: О прямой речи и авторских комментариях
Идея:
«...Ребёнок сам придёт к открытию того, что рисовать можно не только предметы, но и речь».
Л.С.Выготский
Построение урока:
1. Введение.
2. Прямая речь и авторские комментарии.
3. Рассказ по сюжетной картинке с авторскими комментариями и без них.
4. Письменное упражнение (подбор к реплике разнообразных авторских комментариев).
5. Подготовка к творческому письму по сюжетной картинке.
6. Приложение.
Построение урока:
1. Введение.
Учитель:
– Для того чтобы ваша письменная речь была образной и красочной, мы постоянно упражняемся, разнообразим её. Скажите, пожалуйста, какие формы письменной речи нам позволяют это делать? К каким формам речи мы обращаемся?
Дети хором называют авторскую речь, прямую речь, внутреннюю речь, авторские комментарии.
Учитель:
– В каком случае мы пользуемся авторской речью?
Дети:
– Писатель обращается к ней, когда просто рассказывает.
Учитель:
– Совершенно верно. Скажите, пожалуйста, какая разница между прямой и внутренней речью?
Ученик:
– Внутренняя речь появляется тогда, когда герой рассказа о чём-то думает, мечтает, рассуждает про себя...
Учитель:
– Как вы думаете, авторский комментарий нужен внутренней речи?
Ученик:
– Скорее всего, нужен. Автор поясняет то, о чём думает или с самим собой ведёт разговор герой произведения.
2. Прямая речь и авторские комментарии.
Учитель:
– Спасибо, вы прекрасно рассуждаете. Сегодня мы вместе углубимся в понимание того, что же такое в письменной речи авторский комментарий. Можно ли обойтись без него? Ведь когда мы не пишем, а просто разговариваем, авторские комментарии нам, вроде бы, и не нужны.
Хочу напомнить вам стихотворение С.Я.Маршака «Волк и лиса», которое построено лишь на диалоге зверей, только вначале мы знакомимся с действующими лицами:
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Объяснив, кто с кем встретился, поэт перешёл к прямому диалогу между ними:
– Лисавета, здравствуй!
– Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела,
Голова ещё цела.
– Где ты был
– На рынке.
– Что купил?
– Свининки.
– Сколько взяли?
– Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
– Кто отгрыз?
– Собаки.
– Сыт ли, милый куманёк?
– Еле ноги уволок...
В данном случае сама ситуация подсказывает нужную интонацию. Мы сразу, без вмешательства авторских комментариев, понимаем, в каком плачевном состоянии находится волк (искусанный, разодранный, растерзанный), и какое довольное, ироническое, отнюдь не сочувствующее отношение у лисы: в душе она ликует (мол, так тебе и надо, злой глупый волк!), а внешне просто спрашивает, как будто не понимает, что случилось. Особенно беспощадна лиса, задавая последний вопрос: «Сыт ли, милый куманёк?» (сколько ехидства и сарказма в её словах!). Лиса ведь видит растерзанного волка и знает, что он сыт не едой, а «сыт» поражением, болью, унижением. Он делится с лисой своей бедой, ожидая её сочувствия и понимания.
Мастерски представленный диалог, казалось бы, не нуждается в авторских комментариях, которые необходимы писателю, чтобы облегчить читающему или слушающему более глубокое постижение смысла текста.
Как видим, ребята, главное при письме или чтении написанного – уловить смысл, и тогда зазвучит нужная и точная интонационно-речевая мелодия. В таком осмыслении очень помогают комментарии автора, которые раскрывают и уточняют то, что говорилось участниками диалога.
3. Рассказ по сюжетной картинке с авторскими комментариями и без них.
Учитель:
– Обратимся к сюжетной картинке, которую я назвала «Бульдог и малявка». По ней я придумала рассказ, построенный на прямой речи и авторских комментариях. Послушайте, как это у меня получилось; я прочитаю свой рассказ дважды: первый раз – только разговор между бульдогом и малявкой, т.е. их диалог; второй раз прочитаю то же самое, но с авторскими комментариями.
Внимательно послушайте и определите, какой вариант текста вам больше нравится – первый или второй – и почему?
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!