Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раненный языком



Басня

Подружились мужик и медведь. Пригласил мужик медведя к себе в гости. Прощаясь, медведь поцеловал мужика, а заодно, по его просьбе, и жену мужика.

Почуяв вонь медведя, женщина выплюнула и сказала:

– Не по душе мне вонючий гость!

Прошло время. Мужик пошёл в лес. Он навестил медведя, захватив с собой топор, чтобы нарубить дров на зиму. Друзья обменялись любезностями, а потом медведь стал требовать:

– Ударь меня топором по голове!

Мужик отказывался. Медведь настаивал, упорствовал.

Под конец мужик ударил медведя топором по голове и разбил ему голову.

Окровавленный медведь побрёл в лес, а расстроенный мужик – домой.

Спустя месяц они встретились. Первый вопрос мужика был:

– Как твоя голова?

И медведь сказал:

.........

Вслед за попытками детей закончить басню моралью учитель зачитывает авторскую версию финала: «Брат мой, рана, нанесённая твоим топором, уже зажила. А рана, нанесённая языком твоей жены, никогда не заживёт».

6. Мы – учителя.

Дети в роли учителей ставят примерно такие вопросы:

Как могли подружиться мужик и медведь?

– Почему жена мужика так поступила с медведем, который пришёл в гости?

– Какой была жена мужика?

– Какой увидел медведь женщину после её слов?

– Почему медведь вышел, ничего не сказав в ответ?

– Почему медведь настаивал, чтобы его ударили топором по голове?

– Что опаснее для человека – удар топора или удар слова?

Одноклассники охотно отвечают на вопросы, рассуждают, оценивают ситуации, характеризуют героев.

7. Творческое письменное задание.

Учитель:

– К одной из пословиц о языке придумайте или басню, или рассказ, или случай. Если найдёте свою пословицу о языке, по ней составьте рассказ.

8. Оценка урока.

Дети выделяют особо запомнившиеся или понравившиеся части урока, высказывают свои пожелания.

На этом урок заканчивается.

Размышления вокруг урока

Начиная урок с мысли Сократа и кончая его творческим домашним заданием, мы постоянно возвращаем детей к мысли об определяющем значении Слова в жизни каждого человека. Чем чище и совершеннее будет наша речь, тем больше положительных эмоций вызовет она у слушающих, собеседников, тем больше благодати будет нести людям. Этой идеей пронизан весь урок, каждый его штрих.

Да и не только данный урок.

Наша задача – вернуть Слову Истину и Благодать, которые изначально были заложены в Нём.

Той же задаче служат отдельные части урока, когда внимание учеников направляем на мораль басни как средоточие нравственной идеи, ограждающей человека от порока. А далее они пытаются постичь мудрость пословиц. Но и тут каждый оказывается перед трудностью, требующей преодоления. Дети по смыслу заполняют пропущенные слова в пословице, а затем дают толкование содержания каждой.

Хотелось бы пояснить кое-что по поводу той части урока, когда дети пытаются восстановить интонационный рисунок стихотворения, написанного без единого пунктуационного знака. Мы их стали называть смысловыми знаками. По мысли И.В.Барановой, все они существуют на письме не для того, чтобы мы время от времени запинались, препинались, как бы спотыкались. Они берут на себя большую смысловую нагрузку в речевом потоке. Без них может возникнуть полная путаница в понимании письменного текста. Вспомним известный в истории пример с приказом – «Казнить нельзя помиловать» – без пунктуационного знака, из-за чего приказ потерял всякий смысл: то ли надо казнить заключённого, и тогда запятая должна появиться после первого слова, то ли надо его помиловать, тогда запятая всплывёт после второго слова.

Разновидность смысловых упражнений направлена на осознание детьми того, что письменная речь будет считаться состоявшейся, если, помимо грамотности и образности языка, в ней будет присутствовать красочный и многообразный интонационный спектр, отображающий события, описываемые в их творческих работах.

И ученики постепенно начинают понимать, почему крайне необходимы все эти точечки и закорючки (.,;:... «?!). Смысловые знаки помогают мелодику устной речи переносить на письмо, чтобы читающий, минуя озвученный текст, мысленно ощутил, понял, что же писатель хотел донести до него, читателя.

Глубоко постигая суть текста, ученики безошибочно создают его интонационный рисунок и с большим желанием тянутся к выразительному оформлению своих мыслей, чувств особенно в стихотворных произведениях.

Вот почему наши ученики побеждают в районных, окружных, городских конкурсах лучших чтецов без специальной артистической постановки голоса. Впрочем, для нас главное не это, а проникновение в суть читаемого и его прочувствование.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...