Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 12. Русы на Кавказе в х-хii вв



В арабо-персидских источниках сохранилось довольно мно­го известий о пребывании русов на Кавказе в вв. С одной стороны, речь идет о русских состоявших на службе у различных кавказских правителей, с другой — о походах русских отрядов на Кавказ и их участии в междоусоб­ной борьбе местных правителей. Источники, содержащие сведе­ния такого рода, в основном относятся к жанру местных исто­рий различных прикаспийских областей.

Жанр региональной историографии в государствах Прикас- пия появился не позднее XI в. Наиболее ранние сочинения, на­писанные по-арабски и посвященные истории Ширвана, Арра- на и Дербента, в первоначальном виде не уцелели. Однако по ма­териалам этих местных летописей в начале XII в. был составлен свод «История Дербента» («Тарих Баб ал-абваб»). В конце XVI в. османы, оккупировавшие Закавказье, вывезли оттуда в Турцию множество рукописей, среди которых оказалась и «Ис­тория Дербента». В XVII в. турецкий ученый Мюнаджжим-ба- ши включил в сокращенном виде сведения из «Истории Дербен­та» в свое сочинение «Собрание известий о династиях» («Джа- ми ад-дувал»), написанное на арабском языке (см.: Минорский. 1963. С. 21-26; 43-79).

Изложение событий в «Истории Дербента» начинается со второй половины VIII в. и доведено до 1075 г. В «Истории Дер­бента» приводится целый ряд известий об участии русов в собы­тиях, разворачивавшихся на территории наиболее значительных государственных образований Восточного Закавказья — Дер­бента и Ширвана — в X—XI вв. Дербент в это время являлся круп­нейшим торговым городом на Каспии, северным форпостом ис­лама, которым с 869 г. управляли Хашимиты — местная дина­стия арабского происхождения. Особенностью социальной струк­туры города было наличие крупной торгово-ремесленной знати. Ее верхушка — так называемыераисы — обладала большим по­литическим влиянием, что только усугубляло проблемы дер­бентских эмиров, вовлеченных в частые войны с дагестанскими горцами и в особенности с соседним Ширваном. Претензии шир- ваншахов на Дербент основывались на том, что еще до прихода к власти Хашимитов город некоторое время находился во вла­дении основателя ширванской династии Йазидидов Мухаммада ибн Халида. Вмешательство ширваншахов в дела Дербента за­метно возросло в последней четверти X в., когда они для дости­жения своих целей старались спровоцировать внутренние беспо­рядки в городе, опираясь на политических конкурентов эмира — ра'исов.

Во второй половине 70-х годов X в. дербентские ра'исы на­столько усилились, что заключили в темницу эмира Маймуна. Для того чтобы вернуть себе власть, Маймун обратился за под­могой к русам. В 987 г. 18 русских кораблей подошли к Дер­бенту. Русы, высадившиеся с одного из кораблей, поспешили на помощь к эмиру, а остальные суда ушли на юг, и судьба их неизвестна. Эмир был вскоре освобожден и, опираясь на отряд русов, продолжил борьбу с ра'исами. В 989 г. она раз­горелась с новой силой. На этот раз противостояние приняло ре- лигиозный характер. Выступавший рупором ра'исов гилянский проповедник Муса ат-Тузи обвинил эмира в недостойном для ис­ламского правителя поведении и потребовал от него, чтобы тот передал ему своих русских гулямов для обращения в ислам. Май- мун отказался выполнить требование Мусы и вместе с русами ушел в соседний Дербентом Табасаран. В течение последую­щих нескольких лет Маймун с переменным успехом вел войну с ширваншахом за обладание городом [Минорский. 1963. С. 21—22 (араб, текст), 68-69]. После 990 г. никаких известий о пребы­вании русов в Дербенте в «Истории Дербента» нет, что, по-ви­димому, объяснялось возросшим влиянием Ширвана в данном регионе.

Действия русов на Кавказе в первые десятилетия XI в. бы­ли во многом связаны с политикой княжившего в Тмутаракани Мстислава Владимировича. В 1022 г., согласно «Повести времен­ных лет», он одержал победу над касогами, которые с тех пор стали поставлять воинов в войско Мстислава. Среди воинов тму- тараканского князя «Повесть временных лет» упоминает и ха­зар, что может свидетельствовать о распространении влияния Мсти­слава на старые хазарские города Дагестана. Второй крупной по­литической силой на Северном Кавказе в то время были зани­мавшие центральную часть Предкавказья аланы, с которыми Мсти­слав поддерживал союзнические отношения.

В 1030-1031 гг. русы, действуя в союзе с аланами и горца­ми Дагестана, выступили против правителя Ширвана Минучи- хра (1027—1034 гг.), конфликтовавшего тогда с Дербентом из-за спорных земель. Союзники разгромили неподалеку от Баку вой­ска ширваншаха. Затем отряды русов поднялись вверх по Куре, перешли на Араке и добрались до Байлакана, где находился при­верженец Минучихра — Аскуйа. Этот Аскуйа был сыном эми­ра Аррана Фадла и поднял мятеж против отца, который поддер­живал своего другого сына Мусу. Муса и пригласил русов ока­зать ему помощь в борьбе с братом. При поддержке русов Муса взял Байлакан, полностью разорив город и убив брата (Минор­ский. 1963. С. 11 (араб, текст), 53-54). В местной кавказской тра­диции разгром Байлакана был приписан одним русам. Именно так говорит о взятие города поэт XII в. Мас'уд ибн Намдар (Мас'уд ибн Намдар. Л. 52б1).

После победы над ширваншахом и взятия Байлакана часть русов двинулась в Византию и оттуда ушла к себе домой. Дру­гие отряды русов и их аланские союзники возвращались на ро- дину через Северный Кавказ и были уничтожены людьми дер­бентского эмира Мансура. Поэтому в следующем 1032 г. русы и ала­ны выступили уже против Дербента, но были отбиты и вернулись ни с чем.

Некоторые сведения по истории Древней Руси содержатся в да­гестанском историческом сочинении. Это изведение дошло до нас в многочисленных списках на восточных языках (турецком, арабском, персидском, на танских языках). Несмотря на длительную историю его изуче­ния, до сих пор точно неизвестны ни автор, ни время появления сочинения, ни язык, на котором оно первоначально было напи­сано. По заключению большинства исследователей, ме» было составлено в XVII в. дагестанцем Мухаммадом Аваби Акташи по заказу местного князя Чупан-бека. Хронологические рамки повествования в «Дербент-наме» (по всем спискам) охва­тывают конец V — середину XI в. Установлено, что в «Дербент- наме» вошло много сведений из сочинений арабских историков и географов вв. Наряду с ними для составления хроники были широко использованы источники местного происхождения, благодаря чему в «Дербент-наме» сохранились данные, неизве­стные по другим памятникам (ДИС. С. 6—15).

Изложение в «Дербент-наме» связано главным образом с бытиями, разворачивавшимися в Дагестане. Говорится о строи­тельной деятельности Сасанидов в этом регионе, о войнах ара­бов с хазарами VII—'VIII вв., об арабском владычестве в Дербен­те в конце VII — начале IX в., о переходе Дербента под власть ширванских владетелей в IX в., о событиях городской жизни в вв. Для историков Древней Руси представляют

сообщения «Дербент-наме» о взаимоотношениях хазар и русов (ДИС. С. 17-24).

Еще одно дагестанское историческое сочинение — «История Дагестана» («Тарих Дагестан») — повествует о событиях вв. Это произведение сохранилось в большом количест­ве списков XVIII-XX вв. на арабском и, реже, на персидском язы­ке. Основной текст «Истории Дагестана» был составлен муллой Мухаммадрафи в XIV в. и по мере дальнейших переписок под­вергался изменениям и дополнениям (ДИС. С. 85—97). Наиболее древней частью «Истории Дагестана» считается помещенный в начале сочинения рассказ об Аварии К—X вв., известной в арабской географической и исторической литературе того вре­мени под названием Сарир. Именно в начальной части «Истории

Дагестана» приводится сообщение о совместной борьбе дагестан­цев и русов против мусульман на Кавказе (ДИС. С. 101).

Наконец, данные, имеющие отношение к истории Древней Ру­си, содержатся в небольшом по объему сочинении под условным названием, данным ему издателями, «История Ирхана». Ирхан (Ирганай) — это древнее аварское селение, расположенное в Да­гестане, на правом берегу Аварского Койсу. Рассказ об истории поселения сохранился в составе трех поздних рукописных сво­дов, причем в двух из них он вставлен в текст «Дербент-наме». «История Ирхана» написана на арабском языке, имя автора и время составления сочинения неизвестны (ДИС. С. 162—164). По своему содержанию «История Ирхана» представляет собой со­брание местных легенд, отражающих историю Ирхана и близ­лежащих населенных пунктов в X—XIV вв., когда шел процесс исламизации Дагестана. Интересны сведения источника об этни­ческой и религиозной принадлежности жителей аварских сел в то время. Наряду с мусульманскими поселениями существовали и хри­стианские, и иудейские. Среди христианских «История Ирхана» называет, в частности, село Хадар, жители которого были «чи­стыми русами». Таким же являлся и этнический состав обита­телей села Авар (об их религиозной ориентации ничего не ска­зано).

Сведения исторического характера содержатся и в некоторых поэтических произведениях прикаспийских авторов. Помимо уже упоминавшегося Мас'уда ибн Намдара, уникальные сообще­ния о русах приводит писавший по-персидски придворный по­эт-панегирист ширваншахов Хакани (1120—1199 гг.). В трех одах, посвященных ширваншаху Ахситану I (1160—1196 гг.), Ха- кани рассказывает о вторжении русов во владения Ахситана ок. 1174 г. По его словам, 73 русских корабля поднялись по Куре до Лемберана. Возможно, русы координировали свои действия с кипчаками, которые в это же самое время захватили Дербент, после чего отправились на Шабаран. Ширваншах обратился за помощью к грузинскому царю Георгию III (ум. в 1184 г.), и сов­местными усилиями они одержали победу над русами и кипча­ками (Дорн. 1875. С. 524-530).

Интересные сведения о взаимоотношениях Древней Руси с восточными народами имеются в поэме Низами Гянджеви (вторая половина XII в.) «Искандер-наме». Герой поэмы, Искан­дер, сильно отличается от своего прототипа — Александра Ма­кедонского, поскольку Низами создавал не историческую хрони- ку, а художественное произведение. Обращаться к «Искандер-; наме» как к историческому источнику следует с большой осто­рожностью, ибо в нем переплетены данные, относящиеся к раз­ному времени, к тому же включенные в поэтический текст. Эпизод о походе Искандера на Русь рассматривался многими уче­ными XIX-XX вв. (историографию см.: Джафаров. 1990. С. 47—68). Полагают, что данное сообщение Низами восходит к ин­формации о походах русов на Каспий и в Закавказье в Х-ХП вв., а также к рассказам XII в. о событиях в степях Северного При­черноморья.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 649 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...