Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

По Восточной Европе: Ибн Фадлан



Наиболее оригинальным арабским источником о Восточной Европе X в. является знаменитая «Записка» («Рисале») Ибн Фад- лана, посетившего Волжскую Булгарию в составе посольства баг­дадского халифа. Сама поездка была предпринята по инициати­ве правителя Волжской Булгарии, который, желая освободить­ся от власти хазар, решил искать помощи у халифа ал-Мукта- дира (908—932 гг.) и обещал принять ислам. Для этого в 921 г. он направил послов в Багдад, прибегнув к посредничеству Сама- нидов, поддерживавших устремления булгарского царя. Из Баг­дада в июне 921 г. отправилось ответное посольство, во главе ко­торого стоял некий Сусан ар-Расси, а секретарем был не извест­ный нам по другим источникам Ибн Фадлан. Посольство хали­фа — огромный караван в человек и 3 тысячи лошадей, не считая верблюдов, — выступило из Багдада через Хамадан, Рей, Нишапур, Мерв и Бухару. В Бухаре Ибн Фадлан встретил­ся с вазиром Саманидов известным ученым ал-Джайхани. Далее посольство двигалось по Аму-Дарье до Хорезма, а затем через пла- то Устюрт, земли гузов и башкир добралось до Волжской Бул- гарии в мае 922 г. О датах и маршруте обратного пути посоль­ства ничего не известно, поскольку заключительная часть «За­писки» Ибн Фадлана не сохранилась.


Отчет Ибн Фадлана об этом путешествии, представляющий собой непринужденный рассказ, изобилующий интересными эт­нографическими наблюдениями и не лишенный литературных достоинств, к счастью, не осел мертвым грузом в багдадских ар­хивах. Его читали и переписывали — полностью и в извлечени­ях — образованные люди халифата. Сокращенный вариант рас­сказа Ибн Фадлана был включен в географический словарь Йа- кута и в таком виде впервые стал известен европейским ученым в XIX в. Работа Х.Д.Френа, посвященная анализу сообщений Ибн Фадлана из словаря Йакута, оставалась классической вплоть до 20-х годов нашего столетия, когда в Мешхеде эмигрировавший из России востоковед А.З.В.Тоган (А.З.Валидов) обнаружил ру­копись с более полным текстом «Записки» и подготовил ее ком­ментированное издание (см.: 1Ьп БаШап). Книга Тогана содержа­ла большое количество фактического материала, но страдала од­носторонностью выводов, связанных с пантюркистскими идея­ми ее автора. В 1937 г. фотокопия Мешхедской рукописи была передана в дар Академии наук СССР от правительства Ирана. На ее основе «Записку» исследовал и перевел А.П.Ковалевский (см.: Ибн Фадлан/1939; Ибн Фадлан)?.

Сообщения Ибн Фадлана касаются многих народов, насе­лявших Восточную Европу в X в., — хазар, булгар, русов, баш­кир, гузов. Для историков Древней Руси особую ценность пред­ставляет то, что в Булгаре Ибн Фадлан наблюдал прибывших ту­да купцов-русов и оставил в своей «Записке» подробное описа­ние их образа жизни, верований, погребального обряда, внеш- 1 него облика.

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и рас­положились у реки Атыл. Я не видал [людей] с более совершенными те­лами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы те­лом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит ки­су, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. I

7 Издание 1956 г. содержит существенно уточненный перевод, обстоятель­ный комментарий, а также переводы из сочинений более поздних писателей, знакомых с «Запиской» Ибн Фадлана, — Ахмада Туси (XII в.) и Амина Рази (XVI в.).

И от края ногтей иного из них [русов] до его шеи [имеется] собрание дере­вьев, изображений [картинок] и тому подобного. А что касается их жен­щин, то на [каждой] их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с раз­мерами [денежных] средств их мужей. И у каждой коробочки — кольцо, у которого нож, также прикрепленный на груди. На шеях у них мониста из золота и серебра...» (Ибн Фадлан. С. 141).

Сведения Ибн Фадлана о русах всегда вызывали большой ин­терес у исследователей. Установлено, что описанные Ибн Фадла- иом обрядность и внешний вид русов выдают в них скандинавов, хотя и не лишены славянских и финских черт. Небезынтересным является также то, что Ибн Фадлан называет правителя Волж­ской Булгарии не иначе, как «царем славян» (малик ас-сакали- 6а; Ибн Фадлан. С. 121, 140—141). Такое наименование, как по­лагают, могло быть связано с расширительным толкованием Ибн этнонима ас-сакалиба как всего населения Восточной что иногда встречается и в других арабских источниках.

К рассказам Ибн Фадлана, по мнению многих исследовате­лей, восходят сведения более поздних авторов о северных народах Восточной Европы — вису, йура, варанк (ле­тописные весь, югра, варяги; Заходер. 1967. С. 59—69).

Арабские путешественники попадали в Европу не только с востока, но и с запада — из мусульманской Испании. Одним из таких путешественников был Ибрахим ибн Йа'куб, испанский ученый и купец из города Тортосы. В 60-х годах X в. он посе­тил южную Германию, где был на аудиенции у императора От- тона I (962—973 гг.) в Магдебурге. Ибрахим ибн Йа'куб распо­лагал обширными сведениями о славянских государствах —

0 Польше, Чехии, Болгарии, Руси. Из описаний путешествий Иб- рахима ибн Йа'куба уцелели только отрывки, дошедшие до нас л составе произведений других авторов — испано-арабских гео­графов XI в. ал-Бакри и ал-'Узри, а также арабского космогра- фа XIII в. Закарийи ал-Казвини.

Все сохранившиеся в труде ал-Бакри фрагменты из сочине­ния Ибрахима ибн Йакуба были изданы еще в прошлом веке по двум известным в то время рукописям (см.: Бакри; Бакри/Розен). Впоследствии была открыта еще одна рукопись сочинения ал-Ба- кри, но она оказалась дефектной и не содержала как раз инте­ресующего нас раздела о славянах (см.:

Ибрахим ибн Йа'куб упоминает хазар, русов, печенегов и от­носит их к народам, говорившим по-славянски, так как они сме­шались со славянами [Яе1ас]а. Р. 7 (араб, текст), 52].





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...