Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этапы развития начертательного письма



Первым типом письма была пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. pictus — «нарисованный» и греч. graphō — «пишу»). До нас дошли многие рисунки древних людей, выбитые на скалах и камнях, нарисованные на стенах пещер. Но только некото­рые из них являются пиктограммами — те, которые выполнены с целью передачи определенного сообщения. Художественная сторо­на для пиктограммы несущественна.

Пиктограмма представляет собой рассказ в картинках, передает целое сообщение, обычно не расчлененное на слова. Вот сообщение «Прохода нет», сделанное индейцем на скале у крутой горной тропы. Рисунок предупреждает всадников, что по этой скалистой тропе может вскарабкаться горная коза, лошадь же свалится.

ооооо °оооо

Выше приведен и индейский наскальный рисунок, рассказы­вающий о военном походе. Вверху нарисованы пять каноэ, в которых сидит 51 человек — люди обозначены вертикальными штрихами. Поход возглавляет вождь по имени Кишкемунаси (Зимородок), его тотем в виде этой птицы изображен над первой лодкой. Поход длился три дня, об этом мы узнаем по изображению трех солнц под тремя дугами, символизирующими небосвод. После благополучной высад­ки, обозначенной изображением черепахи, отряд быстро двинулся вперед, о чем говорит изображение всадника. Орел — символ отва­ги — олицетворяет боевой дух воинов. Описание оканчивается изображением ягуара и змеи, олицетворяющих соответственно силу и хитроумие; к ним вождь взывает о помощи в походе.

Рис. на с. 251 воспроизводит страницу из ацтекского пиктографи­ческого трактата о воспитании детей. Вот его содержание. Дети имеют право на пропитание (два овала, обозначающих хлебы) до 11 лет (11 кружков). Родители могут наказывать детей дымом и жаром костра, объясняя при этом (знак речи у рта) их провинность. По достижении пятнадцатилетнего возраста (15 кружков) юношу следу­ет послать (знаки следов) к жрецу для обучения (знак речи).

Пиктограммы используются и в настоящее время. Это изображе­ния товаров на вывесках магазинов и мастерских: калач, бутылка молока, круг колбасы, сапог и т. п. Это и некоторые дорожные знаки, например изображение детей, означающее «Осторожно, дети!», рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направ­ления и т. п. Эти рисунки понятны людям, говорящим на разных языках. Пиктограмма не отражает речи.

Следующим этапом письма была идеография, т. е. письмо понятиями (от греч. idea — «идея, понятие» и graphō — «пишу»). При этом виде письма идеограмма — графический знак в виде отвлеченного рисунка или условного изображения служит символом понятия, стоящего за словом. Каждое слово находит здесь свое обозначение.

Поэтому такие знаки называют еще логограммам и (от греч. logos — «слово»).

Переход от пиктографии к идеографии вызван необходимостью передать на письме абстрактные понятия, которые не могут быть изображены с помощью конкретного рисунка. Можно, например, нарисовать дом, стрелу, сову, зайца. Но невозможно наглядно пере­дать значение «родина», «лететь», «мудрость», «трусость».

При переходе от пиктографии к идеографии вначале используют­ся те же рисунки, но значение их меняется. Рисунок глаза как пикто­грамма обозначает «глаз», а как идеограмма может обозначать поня­тия «зоркость», «бодрствование», «видеть» и др. Рисунок солнца как идеограмма может обозначать «яркий», «белый», а также и «день» и «время».

На этом этапе письма связь между понятием и обозначающим его рисунком еще можно проследить, но такая связь уже условна, она не вытекает из рисунка. Знаки идеографического письма пре­вращаются в иероглифы (от греч. hieroglyphoi — «священное письмо, которым владели египетские жрецы»), где реалистичность рисунка становится необязательной. Иероглифы из рисунков постепенно превращаются в абстрактные условные знаки. Эти изменения в начертании иероглифов прослеживаются по памятникам древнего письма. Иероглифическим было древнее шумерское письмо жителей Месопотамии — междуречья Тигра и Евфрата, древнее египетское, китайское письмо (письмо Инь).

Идеографическое письмо имеет то удобство, что идеограмма, иероглиф передает понятие вне конкретного звукового оформления в речи. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами. Некоторые китайские диалекты настолько различны, что носители этих диалектов не понимают устную речь друг друга. Но письменную речь они понимают: китайское письмо построено на передаче понятий и не отражает особенностей произношения.

Но идеографическое письмо имеет и большое неудобство: в языке передается огромное количество понятий и каждое из них должно иметь свой письменный знак. В полных словарях китайского языка содержится более 40 тысяч иероглифов. Запомнить их практически невозможно. Для понимания даже самых простых современных китайских текстов необходимо знание не менее 2 тысяч иероглифов, а более сложных — 5-6 тысяч. Поэтому обучение чтению и письму в Китае занимает много лет.

Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, выражаю­щие понятие числа, специальные научные символы, например мате­матические +, —, х,:, и др., химические Н, О, Са, Н24 и т.п. Идеография применяется в дорожных знаках: прямоугольник («кирпич»), обозначающий, что проезд запрещен, зигзаг как знак крутого поворота, крест как знак пересечения дорог и т. п. К идеогра­фии относятся условные обозначения на географических картах, где специальными знаками помечены леса, болота и т. п.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фоно­графии, отражающей произношение слова. Первым этапом фоно­графии было слоговое, или силлабическое, письмо (от греч. syllabe — «слог»). При этом виде письма графические знаки являются силлабемами, обозначающими слог.

Первыми к такому письму перешли шумеры и египтяне. Лого­граммы своего письма они стали использовать для обозначения слогов. Пути этого изменения можно пояснить таким примером. Если бы существовало логографическое письмо, в котором понятия «гусь» и «ком» обозначались двумя логограммами, то сочетание этих двух знаков стало бы читаться [гус’ком], обозначая наречие гусь­ком, сочетание знаков для слов пар и ус стало бы читаться [парус], обозначая существительное парус.

Слоговое письмо подразделяется на несколько типов — в зависи­мости от того, что обозначают силлабемы.

В современном индийском письме деванáгари большинство знаков соответствует сочетаниям разных согласных с гласным а, т. е. слогам па, ба, та, да и т. п. Для обозначения слогов, состоящих из согласного и другого гласного, кроме а, в деванагари используются дополни­тельные значки, которые ставятся рядом с основным знаком, над или под ним. Для передачи слога, включающего два или более со­гласных звука, используются соответствующие силлабемы, объеди­ненные сверху одной общей чертой. Например, чтобы передать слог кта, используются соединенные чертой знаки для слогов ка и та.

Индийское письмо деванагари Арабское письмо

Знаки японского письма кана, сформировавшиеся на основе китайских иероглифов, обозначают в большинстве случаев сочетания различных согласных с разными гласными: ра, ма, ха, ри, ми, хи, ру, му, ху, ро, мо, хо и т. п. Таких знаков 39; кроме того, 5 знаков служат для передачи гласных.

Разновидностью слогового письма является консонантное письмо (от лат. consonans, consonantis — «согласный звук»). В нем основны­ми знаками передаются согласные, а гласные либо вовсе не обозна­чаются, либо передаются особыми дополнительными знаками. Таково, например, современное арабское письмо, в котором есть спе­циальные знаки для согласных, а гласные могут передаваться при помощи надстрочных и подстрочных значков — комбинаций точек, кружков и черточек (см. рис. на с. 253).

Вторым этапом развития фонографии было создание алфавитов, буквы которых отдельно передают согласные и гласные фонемы.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3016 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...