Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Три развитых типа куаьтуры



Тремя развитыми типами культуры, которые мы здесь рассмотрим, яв­ляются (5) цивилизованный, (6) научный и, наконец, (7) постнаучный.

оооооооооооо^^

Ключ к фрагменту: «Цивилизационный» тип культуры — это тип культу­ры урбанистической и индивидуалистской. Скептицизм в религиозной сфере дополняется у человека культуры данного типа уверенностью в собственных безграничных способностях познания и тягой к проверке всего своего знания чувствами. Наука и образование становятся механизмами генерирования зна­ний о природе и мире. Межкультурные контакты крепнут и всячески привет­ствуются.

ооо<х><х><хкх><>оооооо<>оооооооооск>

(5) Цивилизованный тип культуры. Цивилизованную культуру мож­но сравнивать с религиозной, поскольку в большинстве случаев она была реакцией на последнюю. Будучи намного значительнее, чем просто реак­ция, которая является случайностью, она создала собственные позитив­ные ценности; а возникнуть могла и иным путем.

Цивилизованная, или урбанистическая культура, начинается с при­нятия постулата психологического номинализма, согласно которому це­лое представляет собой только простую сумму слагаемых; реально, объ­ективно существуют лишь единичные предметы, которые не могут быть познаны как таковые сразу и полностью; мы должны довольствоваться лишь действительностью, которую можем познать чувствами, с помо­щью телесных ощущений, мысленно, посредством деятельности нашего мозга. Литература и искусство развиваются как способы самовыражения. То же самое относится и к науке, поскольку существуют законы мышле­ния, являющиеся неотъемлемой частью непознаваемого внешнего мира. Все формы общественного принуждения, как и социальной организации, умаляются во имя атомизма, согласно которому индивиду не может быть навязана какая-либо власть.

Основной вопрос цивилизационного типа культуры, обращенной к ее представителям, -г- «Насколько индивидуальны ваши ощущения?». Че­ловек должен быть уникален в своих реакциях, а идеальной личностью является та, которая в состоянии выработать собственные критерии ощу­щений, чувств, мыслей и действий. Поэтому однородность общества дос­тигается путем невероятных усилий к объединению таких уникальных индивидуумов. Для этого типа культуры характерно разнообразие. Высо­ко ценится рациональность, понимаемая как собственный образ мысли. Здесь нет правил мышления, а лишь апелляция к человеческой разумно­сти, основанной на самоочевидности. В социальной жизни отсутствует об­щая цель. Личность в этой жизни должна сама добиться удовлетворитель­ной оценки своего существования.

Вера в загробную жизнь отсутствует, и даже служение обществу явля­ется целью лишь для тех старомодных людей, которые все еще не потеря­ли совесть. Таким образом, цивилизованная культура имеет очень слабую организацию, представляет собой общество, склонное к стяжательству, в котором обязательное место занимают привилегии. Примером такого типа культуры служит Европейское общество XVII и XVIII веков.

Влияние природной среды на цивилизованный тип культуры значи­тельно. Природа не подвергается большим изменениям: ее щадйт и ее боят­ся. Раздел механики в физике оказывается наивысшей возможной ступе­нью соприкосновения с реальностью, а поскольку атомы слепо движутся в пустом пространстве, обращаться с ними надо осторожно. Человек ци­вилизованного типа культуры знакомится с законами механики и изучает все, что касается этих законов, а не сами эти законы. Он получает макси­мальное удовольствие от жизни, окружив себя всевозможными приспособ­лениями, какие только в состоянии придумать, чтобы достичь комфорта. Он больше обеспокоен тем, чтобы защитить себя от разрушительного воз­действия физической среды, чем ее изменением. Для цивилизованного

общества характерен капиталистический способ производства. Ведущим является класс обладателей денег, живущих за счет ренты. <...>

Цивилизованный человек пребывает в поисках разнообразия, следо­вательно, на него огромное влияние оказывают межкультурные контак­ты. Он стремится перенимать новшества из всех существующих культур, будь то цивилизованная или религиозная, научная или первобытная. Его язык становится все более и более абстрактным. Его философия поверх­ностна, и это может изменять культуру в результате контактов; или на­оборот, все объединяется в рамках цивилизованной культуры и согласу­ется с ее постулатами.

Институты цивилизованного типа четко определены. Социальные группы составляют установленные подуровни, то есть, социальные ор­ганизации образуют части целого, так, например, деловые корпорации являются социальной организацией в рамках общей экономики. В ци- вилизационных культурах низшую ступень иерархии занимают учреж­дения; транспорт и коммуникации продвинулись далеко вперед в своём развитии. Образование, а вместе с ним и внедряемые в жизнь научные достижения, процветают. То же относится к чистому и прикладным ис­кусствам. <...>

Человек, личность, становится мерой всего — и божественного, и че­ловеческого. Наличие морали в этом мире становится, хотя и не настоя­тельной, но проблемой религии: в слепом механистическом мире, в кото­ром первостепенная значимость принадлежит индивиду, его ощущениям и чувствам, невозможно узнать, что хорошо, а что плохо. Отношение к религии у человека цивилизованного типа культуры вызывающе скеп- / тическое.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...