Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Смысл жизни человека



Жить бессмысленно человек не может, он пытается найти путеводную нить смысла своего бытия. Каждый из нас рано или поздно отвечает для себя на вопрос: зачем я живу? Можно в связи с этим прислушаться к суждению Ф. Ницше: тот, кто имеет «зачем жить, может вынести любое как», ибо смысл жизни уже найден.

Он может быть в вере, в служении, в достижении поставленной цели, в преданности идее, в любви, в творчестве, в труде. Реальная ограниченность человеческого существования во времени и осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственного отношения к жизни, осмысленного отношения к миру, формирования ценностной позиции, обретения смысла и цели жизни.

Если человек не будет знать о конечности своего существования, то он и пальцем не пошевелит, чтобы создавать какие-то ценности. И сама жизнь в своей бесконечности будет казаться ему бессмысленной. Смерть человека выступает как необходимый и сущностный момент жизни, понятой в родовом аспекте истории человеческого развития. С позиций современного естествознания смерть живого организма есть разложение его на мельчайшие составные части, атомы, молекулы, которые продолжат бесконечную цепь взаимопревращений. В физическом и биологическом плане смерть означает прекращение основных функций жизнедеятельности организма (дыхания, кровообращения, обмена веществ и т. д.).

Исходной посылкой современной теории происхождения жизни считается абиогенез. Это возникновение живого из неживого, образование органических соединений вне организма и без участия биологических ферментов. Это, конечно, не отрицает понимания жизни как способа существования белковых тел. В философском и религиозном плане жизнь рассматривается как духовно-социальный феномен. Явление жизни и смерти осмысливается в контексте общих проблем человеческого существования и развития общества.

Пожалуй, как никто из философов, Эпикур является в нашем представлении великим жизнелюбом, не страшащимся смерти. Как атомист-материалист, он считал, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: пока мы существуем, нет смерти, когда смерть есть, нас более нет. Жизнь и есть наибольшее наслаждение, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Высшим удовольствием Эпикур считал невозмутимость духа, душевный покой и безмятежность. А это возможно лишь подчинением страстей разуму.

Смысл жизни, по Канту, находится не снаружи, а внутри человека, и он имманентен личности. Условием, которое создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга и добра. Смысл жизни не существует сам по себе как некий атрибут реальности вообще. Он заключается в понимании человеком своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места и назначения в мире. С точки зрения материалиста никакого данного свыше смысла и предназначения человечек не имеет. Смысл жизни в ней самой, а не за ее пределами. И каждый обретает его в самостоятельном поиске, а не берет в готовом виде из той или иной философии или религии.

В марксизме признается самоценность жизни, но в отличие от простого гедонизма утверждается общественная значимость человеческого бытия. Человек живет в обществе, среди людей и для людей. И благодаря этому смысл жизни воплощается в служении людям, в том, что человек сделал для сохранения и улучшения общей жизни людей.

Все остается людям. Человек получает возможность само реализоваться, обрести признательность и известность, благодарность и память о себе. Память о себе оставляют не только великие ученые, мыслители, художники и творцы, борцы за свободу и счастье людей. Простые, рядовые люди продолжают жить в своих детях и внуках, во всем хорошем, добром и светлом, что они создали и оставили своим ближним. Человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни.

Наиболее устойчивые формулировки смысла жизни, которые возникали параллельно с развитием человека, можно свести к вере, познанию себя, к науке, творчеству и созиданию, к служению идее (истине) и людям, к любви и общению с близкими по духу людьми, к гармонии с миром, природой и самим собой, к счастью.

Отсутствие смысла некоторыми «философствующими» людьми иногда воспринимается за сам смысл, а бесцельное времяпровождение расценивается как игра в жизнь. Нельзя не сказать и о ложных, тупиковых и губительных путях поиска смысла. О попытках вывести сознание на иной уровень, а чаще всего просто вырубить его, а вместе с ним и себя как личность, свое «я». Это неумеренный гедонизм, злоупотребление алкоголем, психотропными веществами ради удовольствия, когда на короткий промежуток времени проступает иной, иллюзорный и искаженный мир, но с такими необратимыми последствиями, что игра не стоит свеч.

В минуты глубоких душевных переживаний, стремясь постичь тайну жизни и не в силах выразить ее смысл, А. С. Пушкин пишет такие строки:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной,

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою,

Однозвучный жизни шум. [312]

В ответ на душевную тревогу поэта откликнулся митрополит Московский Филарет: [313]

Не напрасно, не случайно,

Жизнь от Бога мне дана,

Ум молчит, но сердцу ясно —

Жизнь от Бога мне дана.

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн возвел,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал...

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум —

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Религия помогает преодолеть страх смерти, так как душу человека она рассматривает вечной и бесконечной. Поэтому спасение души для человека выступает важнейшей жизненной задачей.

Каждому известна выразительная картина Исаака Левитана «Над вечным покоем». Вечность выступает в «одежде» времени, изменчивого, конечного и преходящего. Но миг впрессован в вечность, и на него ложится отсвет и печать вечности. Земное бытие и повседневное существование человека должны быть озарены и наполнены высшим смыслом служения Богу и людям. По глубокому суждению Н. О. Лосского, необходимо служить Богу, служа миру! С. Н. Булгаков считал, что уход от мира есть только еще больший и более опасный плен мира.

Жизнь обретает смысл, но прожить ее надо так, чтобы заслужить вечное блаженство. Соблюдение освященных именем Бога основополагающих принципов морали обеспечивает спасение души, а вера в Бога выступает как незыблемая нравственная опора для постижения смысла жизни.

Современный человек зачастую окружен ложными представлениями о жизни. Ему весьма трудно осознать очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, но она не ценнее вечности. В религии страх смерти замещается страхом Божиим, страхом возмездия за грехи. Можно сравнить и увидеть, как глубоко различны духовно-психологические переживания в ожидании своей кончины у верующего человека и у безбожника — атеиста. Для материалиста-атеиста осознание своей смертности вызывает ужас, невыносимое страдание и бесконечный трагизм. Мысль о смерти всегда остается «недодуманной». Для религиозного человека характерно спокойное осознание временности и бренности земного существования, и когда смерть вопрошает душу, душа вопрошает верой (И. А. Ильин).

Философско-религиозным шедевром по праву называют легенду о «Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского: «Вся жизнь человека стоит на вере в бессмертие его души». В христианской религии вера в бессмертие души в воскресение во многих отношениях освобождает человека от страха смерти.

Обратимся к циклу работ и статей русских мыслителей серебряного века по проблеме смысла жизни человека. Так, В. В. Розанов (1856–1919) посвятил свою работу размышлениям о цели и счастье человека как возможном смысле человеческой жизни. Он полагал, что цель человеческой жизни, ее конкретный образ до последнего усилия человека в истории останется скрыт. И это мудро, потому что знание этого образа стеснило бы чрезмерно его свободу, не оставила бы ему ничего выбирать, не задумываться, но лишь исполнять пассивно то, что усматривает его взор в готовом образе. Имея лишь понятие о цели своего бытия, человек ограниченный достаточно в своем произволе, достаточно сохраняет и свободы для выбора; его смысл не отнимается от него, как был бы отнят при знании цели как представления. В. В. Розанов видит смысл человеческой жизни в развитии на ее протяжении человеческого духа, в совершенствовании внутреннего мира человека.

В. С. Соловьев (1853–1900) написал статью «Нравственный смысл жизни», которая позднее превратилась в предисловие к его фундаментальной работе «Оправдание добра». Нравственный смысл жизни, по Соловьеву, первоначально определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия.

В 1895 г. с публичной лекцией о смысле жизни выступил В. И. Несмелов (1863–1937), в центре научных интересов которого была религиозно-философская антропология. Нравственная жизнь человека есть необходимая подготовка к грядущей вечной жизни, обретения небесного царства, гражданином которого осознает себя христианин.

А. И. Введенский (1861–1913) в своей работе «Условия допустимости веры и смысл жизни» утверждает, что человеческая жизнь обретает смысл только в силу своего бессмертия.

В 1901 г. выходит в свет масштабное сочинение профессора Московской духовной академии М. М. Тареева (1867–1934) «Цель и смысл жизни». Он утверждает, что человек живет на границе видимого и невидимого мира, временного и бессмертного. И только Слава Божия может быть истинной целью жизни человека, его общественного и нравственного долга.

В июне грозового 1918 г., когда Россия лежала в развалинах, а мир являл собой лишь одну бессмыслицу человеческого существования, Е. Н. Трубецкой (1863–1920) закончил свой глубокий и проницательный труд «Смысл жизни». В понятие смысла жизни великий русский мыслитель вкладывает, обосновывает и раскрывает цели, идеалы, нормы и ценности, во имя которых развертывается человеческая жизнедеятельность, за которые стоит жить и умереть.

Он не просто реконструирует порочные круги суеты сует, сложившиеся исторически и практически в различных типах миросозерцания, обнажая тщетность и бессмысленность вечной пустоты: Тут речь идет... о том, стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого. [314] Трубецкой обнажает эту порочную круговерть, разрывает ее непроницаемую завесу. Он утверждает безусловное, всеобщее, положительное, общезначимое, ценностно-целевое наполнение смысла. Вся наша жизнь есть стремление к цели, от начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, а стало быть, исканием смысла. В своей мировой и человеческой полноте цель нашего стремления есть всеединство; эта тот мировой строй и лад, в котором всякое жизненное стремление достигает своего окончательного удовлетворения, всякая жизнь достигает полноты... Где полнота жизни, тем ее единство, гармония и лад. [315]

Для Трубецкого вопрос о всесильном и всепобеждающем смысле есть вопрос о Боге как жизненной полноте. Ради чего стоит жить и без чего жизнь не имела бы цены? Человек никогда не устанет спрашивать, где смысл, где Бог. Из всех решений одно христианство дает положительное решение, единственно возможное положительно решение вопроса о смысле жизни. По учению Христа, Бог осуществляется и воплощается в мире, а мир приобщается к полноте божественной жизни. Христианская вера есть вера во Христа — совершенного Бога, и в то же время совершенного человека. В нем произошло нераздельное и неслиянное единение божественного и человеческого. В перекрестии двух основных направлений жизненного стремления — горизонтально-плоскостной (или дольней) и вертикально-восходящей (или горней) видится наиболее универсальное и конкретное отображение смысла жизненного пути человека. В этом скрещении жизненных стремлений жизнь человека достигает своей полноты, своего вечного, прекрасного и неумирающего смысла. И в этом единственно возможном выходе из порочного круга суеты и бессмыслицы видится оправдание всего долгого и многотрудного исторического пути человека, просветление и преображение его социокультурного и хозяйственного мира.

Глубокую трактовку смысла жизни дает С. Л. Франк (1877–1950). Смысл жизни не дан — он задан. Можно говорить о некоем эскизе, легком наброске судьбы, сделанном Провидением на сердце человека. Искание смысла жизни и есть внесение в нее смысла. В нашей жизни всегда есть символ смысла — неискаженное проявление великих законов духовного бытия. Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг другу: Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине... Духовная сила всегда сверхиндивидуальна и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми. [316] В сердце каждого человека таится «искорка», которая должна напомнить человеку о его богосыновстве. Но человек свободен, ибо судьба ему не дана, она задана, и он может не только взлететь, но и пасть. Общественная жизнь имеет своим конечным назначением осуществление природы человека во всей ее конкретности и полноте. Речь идет об обожении человека, возможно более полном воплощении в совместной жизни ее божественной первоосновы. Духовно-нравственное понимание смысла жизни состоит в том, что он не преподносится человеку в готовом виде. Он обретается им в трудном и напряженном самостоятельном поиске, в сложных нравственных исканиях. Самореализация человека, его родовых сущностных сил, всесторонность и гармоничность развития принимается в качестве основ понимания смысла жизни. Особое значение должно быть придано трудовой деятельности человека, формированию и реализации высших социальных и духовных потребностей личности.

Счастье — это нравственная удовлетворенность от сознания верности, величия и благородства основной жизненной линии и практического поведения. При таком понимании счастье надо искать в собственном сердце, и если его там нет, то нигде его не найдешь. Наука быть счастливым проста: согрей свое сердце верой, надеждой и любовью, возлюби труд и свои обязанности, в них находи радость.

Заключение: философия в духовном самоопределении человека

Приступая к изучению систематического курса философии, всегда сталкиваешься с прагматическим студенческим вопросом: когда и в какой форме предстоит сдавать экзамен по философии? И если слышат в ответ, что философия не сдается, от нее нельзя отстраниться и ни одному человеку не доводилось еще уйти от ответов на вековечные философские вопросы, то это создает проблемную ситуацию связи философии с жизнью, ее значимостью и ценностью для человека. Вряд ли возможно однозначно установить историческую точку отсчета начала философии как особой формы сознания. Но следует понять, что исторически и для отдельного человека философия начинается там и тогда, где и когда человек приподнимается над обыденностью, повседневностью, суетой сует и начинает задумываться, удивляться, искать смысл и духовную опору, проявлять широту взгляда на окружающий мир и свое место в нем.

Наивно предполагать, что можно обойтись без философии. В ней нуждается каждый, кто честен сам с собой, кто хотя бы раз в жизни пережил до конца совестной акт, почувствовал бездну непостижимого. Философия — не привилегия избранных, она властвует над каждым из нас, это судьба и человеческий удел. Философствование простого человека и глубокомысленные поиски ученого различны не по сути и не в своем устремлении к истине. Истина одна для всех. Она не может быть одной для профессора на кафедре и другой — для простого человека в обычной жизни. Но вот характер самого философствования, постановка философских вопросов, формы и способы философских раздумий и особенно глубина и убедительность ответов, конечно, различны. Это зависит от философской культуры человека, культуры самого мышления, искусства и умения «помыслить самую мысль». Философская культура сегодня, как и всегда, — это показатель интеллектуальной, социальной и нравственной зрелости личности и общества.

Теоретическая и практическая значимость философии в жизни человека, возрастающая роль в обществе, в структуре науки, культуры заключается в упрочении духовных основ экономических и социальных основ человеческого бытия, в обобщенном осмыслении исторического опыта, научном обосновании современной и будущей деятельности людей с тем, чтобы придать общественному развитию человеческое измерение, высокое духовное содержание и достойное социальное наполнение.

И. Кант считал философию наукой «о последних целях человеческого разума».Это высокое мировое понятие сообщает философии достоинство, т. е. абсолютную ценность. Волнующую глубину философских раздумий о мире в целом и мире самого человека Кант выразил следующим образом: Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. [317] Он сформулировал и поставил великие философские вопросы: Что я могу знать о мире? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? [318]

Действительно, все эти вопросы надстраиваются над проблемой понимания самого человека. Человек есть тайна, — записал в своем юношеском дневнике гениальный русский писатель-философ Ф. М. Достоевский. — Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. [319] Вся последующая жизнь и творчество писателя — тому подтверждение.

Основополагающие философские вопросы всегда носят открытый, полемический, вечно вопрошающий характер поиска смысла, понимания сущего и должного. Это означает, что они не могут быть решены раз и навсегда. Происходит процесс их постоянного возобновления, и каждому рано или поздно приходится ставить эти вопросы, задумываться над ними, давать самостоятельные ответы. Чтобы стать и быть личностью, самим собой, необходимо определиться философски в своих жизненных позициях.

Бытует такое расхожее утилитарное выражение: «уметь жить». Конечно, это самое важное умение человека, но с одним существенным уточнением — достойно жить среди людей. Это умение Сократ называл «делом, которое всякому знать надо», потому что оно «дороже всего».

Высшую цель философских исканий И. Кант выразил так: Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. [320]

Миновало XX столетие, век надежд и разочарований, величественных достижений и глобальных тревог. Сложность и противоречивость духовной ситуации нового тысячелетия состоит в том, что человек — действительно самая уязвимая часть мироздания, его ахиллесова пята. Но он же и последняя надежда, сама возможность разумного, осознанного, духовно выверенного подхода к осмыслению и решению вставших проблем в экологии и хозяйствовании, в социальной, политической и других сферах бытия человека.

Особенно остро ощущается необходимость серьезного философского осмысления современных реалий и перспектив российского общества. Россия вновь стоит перед выбором дальнейшего развития, переживает время разномыслия, плюрализма, деидеологизации. Необходимо духовное сосредоточие, чтобы преодолеть неустойчивость общественной, социальной и политической ситуации, разорванность и гипнотическую податливость общественного и индивидуального сознания чуждым и разрушительным воздействиям.

Можно сказать словами Мартина Хайдеггера (1889–1976), одного из основоположников и главного представителя немецкого экзистенциализма,немало потрудившегося над выявлением смысла бытия мира и человека: Когда рушится все — бьет час философии. И она должна взять на себя широкий круг интеллектуально-духовных функций мировоззренческого, ценностно-ориентационного, смысложизненного, методологического и прогностического характера.

Философия выполняет интегративно смысловую, интегративно ценностную, интегративно познавательную и интегративно практическую функции. Знания о мире и человеке через призму универсальных взаимоотношений она развивает до самосознания, а самосознание возвышает до обоснованного мировоззрения и практического целеполагания. И в этом ключе философия выступает своеобразным ядром, базовым звеном всего гуманитарного, естественнонаучного и специального, технического знания, придает всем другим наукам систематическое единство.

Изложение философии заключим словами выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина: Философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет [321].

Чтобы стать и действительно быть личностью, человеком культуры и веры; семьи, малой и большой Родины; глубоким знатоком своего дела, способным вдохновляться идеалом совершенства, стремиться к истине, творить добро и красоту, жить любовью к людям, необходимо знать философию как науку о человеческом духе.

СОДЕРЖАНИЕ





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 731 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...