Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Законы и категории диалектики



Каждая наука, особенно в ее теоретической части, направлена на раскрытие различных форм взаимосвязей и взаимодействия в их закономерном выражении. Именно познание закономерностей составляет сердцевину любой науки. Наше мышление и познание носит категориальный характер. Категории — это предельно общие понятия, которые имеют фундаментальное и принципиальное значение в познании наиболее существенных связей и отношений в рамках той или иной предметной области. Свою систему категорий и законов имеют физика, химия, биология и другие науки, изучающие природу. Так же обстоит дело в гуманитарных и социальных науках с изучением человека и общественных явлений. Действительно, если мы только воспринимаем те или иные явления и процессы, но не подводим под них какие-либо обобщающие понятия, тем более фундаментальные категории и законы, то, по сути, обречены только бессмысленно взирать на эти вещи, предметы, события, явления, процессы. Или, что тоже нередко случается, тот или иной человек даже и не осознает того, что он мыслит в категориях. От того, как мы понимаем суть законов и категорий, как владеем их системой в специальном, общем и философском познании, зависит зона нашего видения, направленность и глубина проникновения в предмет, его суть. От этого зависит сущностное понимание мира человеком и человека в мире, организация и характер нашей познавательной, а следовательно, и практической деятельности.

Категории и законы диалектики служат формами познания сложных, подвижных и противоречивых универсальных связей, отношений и взаимодействий между различными сторонами материальной и духовной реальности бытия. Категории и законы характеризуют бытие в целом или его важнейшие фрагменты не изолированно, а системно, в совокупности наиболее сущностных взаимоотношений между явлениями и процессами. Они выражают и отражают самые глубинные, внутренние, необходимые, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи, общие черты, существенные стороны и свойства действительности. Тем самым законы и категории характеризуют определенный порядок, последовательность и тенденцию развития явлений и процессов.

При всей своей близости и сходству (закон — это и есть категория, а категория есть форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру через выражение наиболее общих черт, существенных свойств и закономерных процессов природы, общества и мышления) законы и категории различаются по объему и характеру их проявления.

Законы и категории, выражающие узловые пункты и наиболее существенные моменты закономерных связей и отношений действительности, являются своеобразными ступеньками познавательного восхождения человека в освоении мира. Они являются итогом многовекового опыта людей, в котором зафиксированы результаты их трудовой и познавательной деятельности, всей общественно-исторической практики. В категориях и законах как наиболее общих и универсальных формах познания логически отлились те сущностные взаимозависимости и связи различных сторон предметного бытия, с которыми человек миллиарды раз сталкивался и несомненно учитывал и осмысливал в процессе своего познания и практики. При всей своей устойчивости категориальная структура мышления и познания не есть некий застывший монумент. Содержание законов и категории углубляется, уточняется, изменяется. И причина этого — не только наше мышление, но и постоянно изменяющийся, обновляющийся, развивающийся мир, у которого нет перерыва на обед и выходного дня.

Суммируем сказанное. Категория закона выражает общую, внутреннюю, существенную, необходимую, относительно устойчивую и повторяющуюся связь явлений. Закон обусловливает упорядоченное изменение явления, определяет характер, направление и результат развития. В законе выражаются не все связи, а только сущностные, решающие, главные, необходимые. Поэтому можно сказать кратко: закон есть соотношение сущностей. Каждый студент по своему опыту знает закономерную связь между отличной оценкой и глубокими знаниями, добытыми упорным трудом. И он не спутает эту связь со случайным явлением, например встречей с черной кошкой накануне экзамена. А вот связь между количеством выделяемого в проводнике тепла и сопротивлением проводника постоянна и закономерна. Так же обстоит дело с действием закона земного тяготения, закона сохранения и превращения энергии и с другими физическими и химическими законами.

Законы можно классифицировать на частные (специфические), общие и всеобщие в зависимости от того, на какой класс явлений они распространяются или в рамках какого структурного уровня бытия они функционируют. Например, законы квантовой физики, законы биологической наследственности и изменчивости, социальные законы. Законы природы и законы общества в своем проявлении различаются не только пространственно-временными параметрами и содержанием протекающих в них процессов. Природные процессы осуществляются через действия стихийных слепых, во многом автоматических и инерционных сил. В обществе все происходит тоже закономерно, объективно, но через людей, через так называемый субъективный фактор. Люди одарены сознанием, волей, верой и надеждой, они ставят перед собой определенные цели, руководствуются своими потребностями, интересами, познают, учитывают и используют в своей жизнедеятельности тенденции, требования и последствия объективных законов. По мере расширения научной, профессиональной и социальной компетенции роль и значение субъективного фактора в общественном развитии неуклонно возрастает.

Рассматривая понятие закона, его следует соотносить и различать с закономерностью. Хотя эти понятия однотипные и одно порядковые, но закон выступает всегда лишь как сторона закономерности, а закономерность есть целая совокупность законов данной области явлений.

Категории диалектики в своей необходимой взаимосвязи представляют определенную целостность. В системном виде они воспроизводят законы и принципы бытия, его устройства, организованности, «упаковки», порядка функционирования, изменения и развития через универсальные связи детерминации (причинности) и вероятности, неопределенности, свободы и необходимости. Основным принципом развертывания и построения категориального каркаса материальной и духовной реальности является единство исторического и логического в познании, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от случайного к необходимому, от единичного к общему, от части к целому, от следствия к причине, от явления к сущности. Выражая полярность, противоположность и взаимодействие противоречивых сторон, которые внутренне присуще всем процессам, предметам и явлениям материального и духовного мира, категории по сути своей диалектичны, выступают в парной, двойственной форме взаимосвязи и перехода друг в друга.

Рассмотрим более предметно одну из центральных и фундаментальных категориальных пар — диалектику сущности и явления. В соотношении с ней как стержнем категориального ряда четче вырисовываются контуры и всех других категорий. В своем познании мы стремимся раскрыть не только то, что лежит на поверхности тех или иных вещей, предметов и процессов, то, что нам видится или кажется, но и то, что лежит за этой завесой, усмотреть их глубину и суть. Говоря словами Гегеля, надо «за корой явлений» понять их сущность. Если бы сущность вещей и формы их проявлений совпадали, то всякая наука была бы излишней.

Сущность есть нечто глубинное, сокровенное, пребывающее в предметах, вещах и процессах, в их внутренних связях и управляющее ими. Это своеобразное основание всех форм их внешнего проявления. Допустим, в обще бытийном плане сущность мыслится как предельное основание мироздания, как субстанция (основа) материального или духовного порядка всего сущего. Определение сущности в границах отдельных сфер и фрагментов бытия, различных видов предметной реальности (в мире минералов, растительном, животном, в мире общества и человека) является сложным вопросом специального, общего и философского познания.

В жизни мы чаще, чем думается, встречаемся с феноменом «быть и казаться». Видимость, кажимость имеет точку опоры в многогранности самой сущности. Так, мираж в пустыне — это не фантом природы, его даже можно заснять на пленку. Он есть следствие искривления световых лучей в атмосфере. Обмануться можно в вагоне на железнодорожной станции: пошел другой поезд, а кажется, что поехали мы. Мы видим мириады звезд на ночном небе, а при солнечном свете дня нам кажется, что звезд на небе нет. А сколько вымыслов и фантазий вокруг НЛО, снежного человека, полтергейста и т. п.!

Намного сложнее и драматичнее выглядит соотношение сущности и явления в человеческом мире. Самовыражение человека может быть сущностным и видимостным. Казаться добрым, честным и справедливым легче, чем быть таковым в действительности. Порой мы имеем дело не только с раздвоением личности (что уже, согласитесь, клинический случай), но и с растроением человека. А это уже действительно расстройство, когда человек говорит одно, делает другое, а мыслит третье. И здесь широкое поле возможных маскировок личности: иногда по необходимости и долгу (допустим, работа разведчика), а чаще речь идет о пройдохах и нечистых на руку людях. Новая эпоха перехода к рыночным отношениям изобилует такими примерами. Сколько существует всякого рода подставных посреднических фирм и просто фирм-однодневок! Значительная часть экономической деятельности стала теневой (невидимой) или «серой» (полувидимой). Итак, сущность это качественное своеобразие предмета в его определенности, обусловленное внутренней причинностью, нечто глубинное, устойчивое, целостное, необходимое и закономерное, которое сокрыто за непосредственно наблюдаемыми или опосредованно познаваемыми проявлениями.

А явление есть то, как и в чем сущность проявляет себя вовне. Это внешняя, поверхностная, наблюдаемая, обычно более подвижная, изменчивая, частная или случайная сторона или характеристика того или иного предмета. И если явление обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее. Задача мыслящего разума заключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности.

Философский взгляд и исторический спор о природе категорий растянулся на века. Диалектика сущности и явления древними философами рассматривалась в ракурсе соотношения идеи и материи. Самая сущность мыслилась как основополагающее начало всех вещей в мире и как исходный пункт всего конкретного многообразия.

Для Платона сущность была тождественна идее, эйдосу. Вспомним, идея стола и сам стол. Сущность как идея не сводима к телесному чувственно воспринимаемым формам бытия, она есть некий исходный образец для всего возникающего и пребывающего.

Аристотель сущность вещи видел не в материи, а в наделенной особой активностью форме как исходном принципе, который оживотворяет косную материю и в совокупности с ней образует все вещи. В религиозном мировоззрении сущность мыслится как регулятивное начало всякого бытия в виде Абсолюта, каковым является Бог. И это есть сущность предельного порядка, порождающая все существующее.

Кант еще более обострил проблему соотношения сущности и явления, введя понятие «вещи в себе», а точнее — «вещи самой по себе», и отождествив ее с сущностью. И в таком плане сущность противопоставлялась собственно явлениям объективного мира как нечто глубинное и непознаваемое в принципе. Для Канта категории, в том числе и сущности, есть всеобщие, априорные (доопытные) формы рассудка, с помощью которых мы упорядочиваем свой опыт и конструируем, сами создаем предмет познания.

Гегель с позиций развертывания абсолютной идеи как субстанции-субъекта понимал категории в качестве всеобщих форм саморазвития, самоопределения и самополагания абсолютным духом своего предметного содержания. Логическая взаимосвязь и самодвижение категорий как духовных форм задает ход и ритм естественного и исторического развитию, в процессе которого происходит их предметное воплощение. Так, по Гегелю, история по своей сущности, истине и логике предопределяет историю фактологическую, ее событийную и хронологическую канву.

Восприятие тех или иных свойств явления, то или иное видение предмета зависит от воспринимающего субъекта познания, строения и действия его органов чувств. Признание познаваемости сущности связано не столько с толкованием явления на уровне особенностей субъекта, но в первую очередь как следствие проявления самой сущности предмета или процесса. Например, зеленый цвет травы — это ее свойство на уровне явлений. Сущностная же характеристика травы заключается в ее объективной физической способности отражать лучи света так, что для человеческого глаза трава предстает именно зеленой. В случае же иного устройства зрительного аппарата у животных, например кошки или собаки, та же объективно сущностная специфика травы в отражении лучей света видится иной, не зеленой, а, допустим, серой. Но сам факт именно такого по своей объективной природе отражения зависит от сущности предмета, которая может быть выражена в соответствующих физических величинах.

Чтобы проникнуть в мир сущностей, необходимо научиться расшифровывать данный нам в ощущениях мир явлений. Человек воспринимает явления, а не сущности, познание которых возможно на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Должен быть совершен качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания. А это связано с раскрытием причинно-следственных, необходимых и повторяющихся внутренних определяющих связей, выражающихся в законах их изменения и развития.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 647 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...