Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии



Слово «диалектика» происходит от древнегреческого корня диалего — «веду беседу, рассуждаю». Первоначально под диалектикой понималось умение вести спор посредством вопросов и ответов, определять и классифицировать понятия, вскрывать противоречия в суждениях оппонента, искусство обнаружения истины путем сопоставления противоположных мнений. Так понимал диалектику Сократ. Платон писал свои труды в форме диалогов, запечатлевших в них замечательные образцы античной диалектики в ее духовно-идеалистической интерпретации. В своих диалогах «Софист», «Парменид» он обосновывает вывод о том, что высшие роды сущего могут мыслиться диалектически таким образом: каждый из них есть и не есть, равен самому себе и не равен, тождественен себе и переходит в иное. Поэтому бытие заключает в себя противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие рассматривается при этом как необходимое условие для побуждения души к размышлению и познанию. И эта драгоценная нить понимания диалектики как способа мышления, метода и методологии познания была не только сохранена, но и значительно усилена и развита в знаменитых диспутах средневековых схоластов, в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно о совпадении противоположностей, в диалектическом методе определения категорий Кантом и Фихте, а затем была перенесена и на понимание природы как процесса ее саморазвития.

Но в стройном и завершенном виде теоретическая система диалектики впервые предстала в идеалистической философии Гегеля. Диалектика рассматривается Гегелем как движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость. Постоянное движение, изменение, переход из одного состояния в иное он находит в природе. Но подлинное развитие выявляется только в истории общества, прежде всего в духовной культуре. Порождение происходит лишь в лоне идеи, а не природы. Материя в силу необходимости косна, не знает развития, в ней происходит лишь повторение, упадок, распад, энтропия. Дух же свободен, активен, деятелен, он всегда находит себе дорогу и пробивает свой путь. Духовные процессы представлялись Гегелю наиболее важными, определяющими все остальные. Большой знаток и исследователь гегелевского творческого наследия русский философ И. А. Ильин считал, что самое главное — это найти духовное основание, нравственный, религиозный и философский смысл любого явления или предмета как внутреннего состояния человека. Если дорога не ведет к храму, зачем она?

Гегель диалектически выразил весь природный, исторический и духовный мир как процесс в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. Он предпринял попытку раскрыть величественную картину развертывания абсолютной идеи в ее всеобщем содержании через внутреннюю связь движения и развития в виде системы категорий. Гегель начинает свой анализ логического развертывания абсолютной идеи от самых общих, а потому бедных содержанием определений (бытие, небытие, наличное бытие, качество, количество, мера и т. д.) и завершает его рассмотрением в конкретном многообразии определенных состояний действительности: химизма, организма (телеологии), познания. Через систему взаимосвязанных категорий Гегель обосновал принципы и сформулировал совокупность закономерностей, отражающих универсальные связи мира и смысловые узлы содержания научного познания. К числу таких фундаментальных принципов следует отнести принципы объективности, всеобщей связи, становления и развития. Основополагающий характер имеют основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий корень и источник всякого движения и развития; закон перехода количественных изменений в качественные путем прерыва постепенности и осуществления скачка в новое состояние как своеобразной технологии развития; и закон отрицания отрицания, раскрывающий внутреннюю связь процесса развития через преодоление пройденного, преемственность и формирование качественно иного.

Маркс и Энгельс перевернули, по их словам, «поставили с головы на ноги» диалектику Гегеля, чтобы вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно. [189] Диалектике они придали материалистический характер, синтезировав ее с философским материализмом. Отринув идеалистическую трактовку Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания природы, исторического процесса развития общества, самого мышления и познания. Местом встречи диалектики и материализма становится общественная жизнь как наиболее яркое и полное проявление диалектики.

Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого, — пишет Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу. [190] И действительно, если диалектике придан такой всеобъемлющий, универсальный, поистине зловещий и дьявольский характер, то в таком качестве она может быть только материалистической по своему существу. Это вытекает из признания материальной основы единства и целостности мира, объективности общих связей и явлений, их развития и качественного изменения.

В соответствии с таким подходом выделяются объективная диалектика мира природы и общества, самих материальных объектов и процессов и как ее отражение и порождение в человеческом мышлении — субъективная диалектика, диалектика познания, движение понятий, мыслей в определенной системе законов и категорий. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечает: Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения в мышлении. [191]

Объективная и субъективная диалектика соответствуют друг другу, т. е. совпадают по содержанию. Субъективная диалектика — это отражение объективной, но они различаются по форме. Если первая — это взаимосвязи и развитие самих вещей, то вторая как взаимоотношения понятий и мыслей существует только в головах людей, т. е. в идеальной форме. Гегелевское тождество мышления и бытия (законы разума — суть законы самого бытия) марксизм воспроизводит в иной формуле. Законы развития внешнего мира (т. е. законы объективной диалектики бытия и законы познания, т. е. законы субъективной диалектики) совпадают. Они тождественны по содержанию и различны по своей форме. Поэтому диалектика в марксистском понимании предстает как единство и совпадение диалектики с онтологией (законы бытия), гносеологией (логика мышления и способ познания) и праксиологией (руководство к практическому действию). И в целом диалектика как учение о развитии рассматривается как философская теория, метод, методология научного познания и творчества вообще.

Культура мышления — свободного, открытого, непредвзятого, анти догматического и внутренне полемичного — зиждется на диалектике. Потребность в диалектике особенно велика в познании общественных явлений, в деятельности специалиста любой отрасли знания и практики. И важно не просто заучить, затвердить, а понять ее суть, овладеть ее методом творческого и конкретного осмысления сложных проблем и острых граней своего социального и профессионального бытия как способом постижения мира и решения возникающих жизненных коллизий. Не следует уподобляться мольеровскому герою Журдену, который до конца своей жизни не знал, что разговаривает... прозой.

Чеканную и жизненно практическую формулировку диалектики Т. С. Мальцев (1895–1994), патриарх земледельческого цеха России, выразил так: «Завтрашний хлеб создает нынешний хлебороб. Чтобы успешно решать свою задачу молодому хлебопашцу и вообще молодому человеку, на мой взгляд, следует преодолеть четыре «надо»: надо знать, надо уметь, надо желать, надо действовать». [192]

Философски образованный и культурный человек сумеет не только выразить, но и обоснованно различить позицию диалектика от метафизика, софиста, эклектика, преформиста или других альтернативных взглядов. Содержание диалектики достаточно полно выражается через систему ее основных принципов, законов и категорий. Давайте более предметно их раскроем. Первое, что бросается в глаза при рассмотрении доступной нам реальности окружающего мира, — все предметы, явления и процессы находятся в самых разнообразных связях, отношениях и взаимодействии друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире. Мир не есть простое нагромождение тел и вещей; все они прямо или косвенно, опосредованно связаны между собой, находятся в той или иной зависимости друг от друга.

Все взаимодействует со всем. Этот универсальный диалектический принцип уже в древности был выражен словами «Все во всем». Лейбниц считал, что в селенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.

Ф. М. Достоевский представлял человечество как океан: тронь в одном месте, в другом отдастся. В абсолютной полноте взаимосвязей и взаимодействий получается так, что мы не можем пошевелить мизинцем, чтобы не побеспокоить все мироздание. В бесконечной паутине отношений и связей жизнь мира — это своего рода нити, которыми все скрепляется. Причем эти узы и скрепы имеют строго определенный характер. В физическом мире это так называемые константы, переход через которые чреват непредсказуемыми последствиями.

В человеческом, социальном и духовном мире существуют свои особые константы и пределы, выход за которые оборачивается общественной деградацией и мерзостью запустения. Таким образом, связь — это глубинное, атрибутивное свойство материальной и духовной реальности, выражающее всеобщую взаимозависимость процессов и явлений. Принцип взаимодействия уточняет и углубляет понимание всеобщей связи. Как философская категория, он отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Те или иные признаки и свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими.

Все бытийствует как бы в двух ипостасях: существует само по себе и существует для другого, иного. Именно благодаря взаимодействию и через него осуществляется взаимная связь и взаимообусловленность всех структурных уровней бытия: начиная с мира элементарных частиц, неорганической природы, тем более в живой природе и особенно в социальном и духовном мире человека. Уже в первом приближении можно зафиксировать неисчерпаемое многообразие и разнообразие как самих связей, так и взаимодействий, имеющих универсальный всеобщий (философский) характер. Связи и взаимодействия бывают внутренние и внешние, необходимые и случайные, сущностные, глубинные и поверхностные, функциональные и генетические, односторонние и многосторонние и т. д. до бесконечности.

Более проницательный взгляд обнаружит во взаимосвязях и взаимодействиях отношения равенства и неравенства, субординации и координации, целого и части, сущности и явления, содержания, структуры и формы, причины и следствия, возможности и действительности и т. п. Не составит большого труда обнаружить и проиллюстрировать различные моменты связи и взаимодействия на многих примерах физических, природных, биологических и социальных явлений. Возьмите, к примеру, клетку. Ее внутреннее строение, типология энергетического и информационного взаимодействия, механизм функционирования намного сложнее и целесообразнее, чем какого-то гигантского завода, скажем, Уралмаша. Особенно сложны и многообразны проявления социальной и духовной жизни человека. Неслучайно говорят, что самая неприступная крепость — это голова человека, его внутренний духовный мир. И заглянуть в его самые потаенные уголки вряд ли кому удастся порой даже самому себе.

Взаимодействие противоположностей — противоречие — является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития тех или иных явлений и процессов. Фундаментальным и универсальным принципом диалектики выступает развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного, все находится на пути к иному. Развитие раскрывает сам результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. В житейском смысле слово «развитие» означает развертывание — вить, развивать, т. е. двигаться в определенном направлении: сколько бы веревочке ни виться; первый шаг определяет последующие; во всем важно начало и т. п. В результате всегда просматривается и начальное. Древняя культура не знала развития в его подлинном и реальном смысле. Все события и явления воспринимались как повторение, движение по кругу, по предписаниям судьбы. Библейскими словами идея цикличности развития может быть передана так: Выходит и заходит солнце и спешит к месту своему. Дует ветер, кружится и кружится на ходу своем и возвращается на круги своя. Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового в подлунной. [193]

Идея совершенного космоса, лежащая в основе античного мировоззрения, исключало даже постановку вопроса о направленности и необратимости времени, а также о качественных изменениях, которые бы порождали новые системы и связи.

Дефицит диалектики порождал абсолютизацию или изменчивости, или неподвижной устойчивости. Вспомним представления Гераклита о мире в образе «живого и вечного огня». Парменид же считал глубинный уровень бытия как неизменный, устойчивый и само тождественный. И лишь значительно позднее, с формированием опытной науки, прорывными открытиями в естествознании и становлением исторического мышления, представление о развитии приобрело современный вид, получило мировоззренческую и методологическую обоснованность.

С позиций диалектики развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение явлений материальной и духовной реальности, приводящее к возникновению нового качества. Необратимость изменения в отличие от случаев циклического функционирования означает, что возврат к уже пройденным состояниям невозможен. Через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Как в убегающие воды реки нельзя войти дважды, по Гераклиту, так и невозможно повернуть движение организма от старости к юности, несмотря на извечное стремление обрести «эликсир молодости». Определенно направленное изменение выражает процесс одно качественного, преобладающего вектора развития. Например, можно задаться вопросами: какая линия в общественном развитии России сегодня является определяющей: западничество или славянофильство? Преобладает вектор капитализации или социализации, эгоизма или социальной солидарности? Закономерное изменение проистекает не из случайных и тупиковых направлений, а из самой сути явления, характера и типа его внутренних причин саморазвития и взаимодействия с внешним миром. Появление нового качества подводит как бы определенный итог предшествующему развитию и служит исходным моментом последующего поступательного развития, восхождения на новый уровень, обретение нового содержания.

Следовательно, диалектический принцип развития позволяет изучать явление с точки зрения того, как оно возникло; какие главные этапы в своем изменении проходило и чем данное явление стало теперь. Житейская и философская мудрость «подсмотрела» у бытия, что при всей схожести и близости необходимо различать явления развития и прогресса. Развитие может идти по восходящей, прогрессивной линии в направлении от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, более богатому по содержанию и возможностям проявления. Здесь налицо прогресс. Но может пойти развитие и по нисходящей линии. Это путь разложения, обеднения, упрощения, деградации и тлена. В этом случае преобладает регресс. В материальной и духовной реальности эти два противоположных друг другу направления развития могут чередоваться, переплетаться, идти параллельно. В космических, планетарных масштабах, в физическом мире их взаимодействие по своему значению, по-видимому, равноправно, во многом равновесно, так как то и другое приводят к появлению новых форм и состояний. Циклические изменения и даже взаимопревращения не позволяют применить к ним критерии развития, особенно прогресса. В каком состоянии вода более развита — в виде льда или пара? Пройдет зима, наступит лето — прогресс ли это?





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3241 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...