Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека в русской философии



Тема человека пронизывает и центрирует всю русскую философию, служит фундаментом для самых разных исканий. По Франку, человек — излюбленная тема русских размышлений. Духовно-нравственный и ценностный подход к человеку с позиций православия отличает и характеризует русскую религиозно-философскую мысль.

А. С. Хомяков (1804–1860) на основе своего учения о соборности как цельности, внутренней полноте и множестве, собранном силой любви, веры и жизни в свободное и органическое единство, вводит понятие соборной личности. Соборную личность он противопоставляет одинокому человеку. Одиночество Хомяков считает следствием греха. Человек одинок до тех пор, пока он подчинен своей греховной природе и злой воле: «Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасется в Церкви, как член ее, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры; любит ли, он в общении Любви; молится ли, он в общении Молитвы. Становясь членом Церкви, он соединяется с Христом и всем человечеством, в Церкви пребывающем. Поистине, в едином Боге — мы все братья, все дети его. Нам ли с созерцательной высоты Православия опускаться в топь рационализма и его утилитарных учений. Мы не способны на подобное безумие».[183] А. С. Хомяков приводит одно из положений катехизиса, наиболее адекватно раскрывающее православное понимание веры: Мы молимся не в духе страха, подобно рабам, не в духе корысти, подобно наемникам, но молимся в духе сыновней любви, будучи по благодати усыновлены Богу нашим единением с Сыном человеческим. [184] Характеризуя соотношение и взаимосвязь биологического, социального и духовного в человеке подчеркивается приоритет веры в этом единстве: «Человек… признает в себе высшую, духовную жизнь. Он сочувствует с миром, стремится к источнику всякого события и всякой правды, возвышается до мысли о божестве и в ней находит венец своего существования. Вера составляет предел его внутреннему развитию. Из ее круга он выйти уже не может, потому что вера есть высшая точка всех его помыслов, тайное условие его желаний и действий, крайняя черта его знаний. В ней его будущность, личная и общественная, в ней окончательный вывод всей полноты его существования разумного и всемирного».[185]

И. В. Киреевский (1806–1856) утверждает и развивает философию духовно цельной личности, основанием которой служит вера. Ибо человек есть его вера. Поэтому цельность и полнота человеческой личности заключается в верующем мышлении. Д уховную цельность Киреевский выводит из динамики живой божественной личности и личности человеческой: Поэтому главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу; отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости. [186] Поистине, разум, отрешенный от святости, был бы слеп, как сама материя.

Ф илософ цельного и живого знания вскрывает самые глубины высших устремлений человека: Потребность счастья, потребность любви, потребность гармонии, потребность правды, потребность сочувствия, потребность умиления, потребность деятельности, потребность самозабвения, потребность само разумения — все эти законные и существенные потребности человеческого сердца происходят из общего корня жизни, до которого немногие доводят свое самосознание. [187]

Спустя столетие И. А. Ильин, с присущим ему пророческим даром, напишет: Скажи мне, за что ты хотел бы отдать свою жизнь, а я скажу тебе, во что ты веришь. Ибо вера ставит каждого из нас перед высшей ценностью жизни, перед последним вопросом бытия, перед нашим существованием в целом: когда смерть вопрошает душу, то душа вопрошает верою. [188]

Особой высоты и глубины в понимании сущности человека достигает В. С. Соловьев. В противовес однобокому и узкому рационализму Декарта (Я мыслю, следовательно, существую) в своем «Оправдании добра» он утверждает принципиальный этицизм в постижении человека: Мне стыдно, следовательно, я существую. Жалость и милосердие по отношению к тем, кто ниже тебя, стыд по отношению к равному тебе и благоговение ко всему тому, что выше тебя, составляют подлинную и единственно приемлемую сущность человека. Оригинальная и в чем-то даже близкая к марксизму высказывается и социальная характеристика человека. Человек есть свернутое общество, взятое как бы в миниатюре, а общество можно рассматривать как развернутого, социально раскрытого человека.

Для Ф. М. Достоевского нет ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время — в лице самого даже ничтожного человека — абсолютной ценностью. Поистине, не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек — в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. Этическая сущность человека, основная его этическая направленность — не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.

Главная проблема философии Н. А. Бердяева — смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.

Решение, по его мнению, может быть только антропоцентрическим: философия «познает бытие из человека и через человека», смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования.

Осмысленное существование — это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой). Личность выступает у Бердяевя как фундаментальный и сущностный центр всего мироздания, который обнаруживается через выявление бесконечности и всеобъемлемости духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от Божественного «ничто», которое заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

(См.: Приложение: философия в схемах. Схемы 31 - 35)


Глава 12. Вопросы диалектики и теории познания в философии





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...