Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-философские воззрения эпохи Просвещения



Просвещение в своих философских, социально-философских, антропологических и культурно-исторических воззрениях и основаниях можно считать не самостоятельным, а завершающим аккордом философии Нового времени в целом. Предтечей философии Просвещения была Англия, ее родиной стала Франция. Затем идеи Просвещения широко шагнули в Германию и Россию, триумфально прошествовали по всей старой Европе и в Новом свете. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза и Дж. Локк выступили родоначальниками просветительских учений.

На смену некогда относительно цельному и единому сознанию, питающемуся из христианского религиозного корня, по выражению Гегеля, приходит «разорванное» сознание с его внутренней оппозицией «наука — религия».В XVIII бурном веке по целому ряду причин этот разрыв науки и религии приобрел уродливые формы противопоставления и борьбы религиозной веры с ее противоположностью — просвещением.

Идеалы Просвещения вырастали из большой науки. Но при своем широком просветительском разливе они мелели и мельчали, разрастались в невиданное количество идейно-политических течений, сотрясающих общество, подводя его основы к решительным политическим и социальным переменам. Неслучайно тот же Гегель, весьма критически относился к Просвещению, отмечая в качестве его характерных черт буржуазный утилитаризм и примитивный атеизм.

Основное острие просветительского удара направлялось против религии. Для многих глашатаев Просвещения религия, богословие — результат обмана и иллюзий. Можно, конечно, в отдельных случаях продать медь вместо золота, подделать вексель и выдать проигранное сражение за победу. Но удастся ли обмануть народ в столь существенном деле, как вера? спрашивает Гегель. И он, безусловно, прав, подчеркивая, что религия имеет более глубокие корни, чем злой умысел священнослужителей и власть имущих, демоническое невежество и страсть неистовых богоборцев.

Другой, не менее сильный удар направлялся против отживших феодальных порядков, абсолютизма королевской власти, сословных привилегий — за равенство прав, свобод и достоинство человека.

Исходные идеи Просвещения — культ науки, следовательно, и человеческого разума, прогресс и процветание человечества.

Просветители XVIII в. выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Вико, Ж. А. Кондорсе).

Они сформулировали принцип единства исторического процесса (И. Г. Гердер). Заложили основы философии истории и культуры (Вольтер).

Обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды, правового государства и гражданского общества, сформулировали ряд принципиальных позиций в области педагогики, образования и воспитания. Так, «Дух законов» Монтескье Шарля Луи (1689–1755) читается и поныне как нечто остро актуальное.

Вико Джанбаттиста (1668–1744) искал в истории объективный критерий, пытался вскрыть логику общественного развития и связь социальных событий. Он выдвинул идею цикличности исторического развития, круговорота — развития всех народов по определенным циклам. Они состоят из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).

Дух и социально-психологическую атмосферу времени Просвещения выражала многочисленная и блестящая плеяда мыслителей, ученых, просветителей, писателей, философов и общественных деятелей.

В Англии это Дж. Локк и Дж. Толанд, А. Смит и Д. Юм. Во Франции — Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гольбах, Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. Кант в своем «докритическом» периоде творчества. Идеи Просвещения имели широкое хождение и свою оригинальную трактовку в России (Радищев, Новиков).

Властителем дум, дерзким и дьявольски остроумным и плодовитым вольнодумцем на протяжении почти всего века Просвещения был Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778). Его творческая плодовитость, казалось, распространялась на все сферы жизни, к которым прикасался его острый ум. Девизом стали его страстные призывы: «Все должно предстать перед судом разума!», «Осмельтесь мыслить самостоятельно!».

Однако надо прямо сказать, что своих собственных, оригинальных глубоких и самобытных идей, особенно философского характера, он не создал. Он полностью стоял на принципах И. Ньютона и Дж. Локка и скорее был талантливым популяризатором естественно-научных, философских, философско-исторических и социальных идей. Но несомненной его заслугой является разработка проблем философии истории и культуры.

Вот почему А. С. Пушкин имел основание сказать: Если первенство чего-нибудь да стоит, то вспомним, что Вольтер пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные Архивы Истории. [118]

Одним из выдающихся мыслителей Просвещения по праву считается Жан-Жак Руссо (1712–1778). Он страстно стремился к изменению уродливых общественных порядков, способствовал приближению революции во Франции. По своим убеждениям он представитель демократического крыла Просвещения, философ социально-политической и нравственной направленности.

Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» он начинает патетическими словами: Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах. Он смело восстает против современной ему цивилизации как строя неравенства. Его недовольство направлено и против культуры, которая оторвана от народа и которая освящает неравенство. Частная собственность является причиной общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов.

Собственность — основа гражданского общества, но вместе с тем она и коренная причина неравенства: Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое», — и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: «Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля — никому!» [119]

Политическим идеалом Руссо было прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора: Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого. [120] Таким всеобщим органом выступает государство, в котором народ обладает верховной властью, суверенитетом.

Готфрид Иоганн Гердер (1744–1803) был воодушевлен стремлением раскрыть смысл и значение исторического процесса. В предисловии к своему основному фундаментальному труду «Идеи философии истории человечества» он ставит этот вопрос следующим образом: Если все в мире имеет свою философию и науку, то не должна ли также и вся вообще история человечества иметь свою философию и науку? Все наводило меня на эту мысль — метафизика и мораль, физика и естествознание и более всего религия. [121]

Жан Антуан Кондорсе (1743–1794) в своем труде «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» полагал, что в основе истории лежит безграничное совершенствование знаний. Рано или поздно наступит момент, когда солнце будет освещать землю, населенную только свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума. [122]

(См.: Приложение: философия в схемах. Схемы 14 - 15)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...