Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тексты для анализа



1. А.Н. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

2. Босх Иероним. Сад земных наслаждений. Воз сена. Ад. (на выбор)

3. А. Рембо. Цветной сонет.

4. Скульптурный памятник (любой, по выбору студента).

Семинар 7. Тема: Семиотика повседневной культуры.

1. Специфика знакового содержания повседневности.

2. Семантика праздника. Своеобразие «праздничного кода» в разных культурах. Формирование семиотического элемента в зрелищной культуре.

3. Возрастные, социальные,этнические, гендерные формы поведения. Инвективные формы поведения. Этикет. Семантика пищи.

4. Семантика жилища. Функциональное зонирование жилого пространства.

5. Вещи и среда как язык культуры. Процесс онтологизации вещи в культуре и искусстве. Содержание вещи как средство кодирования социокультурной информации. Интерьер.

6. Семиотика костюма и многофункциональность одежды. Украшения.

7. Мифологические стереотипы современной культуры (политические, идеологические, массового сознания, моды, имиджа и др.).

Основные понятия: повседневность как знаковая система, семиотика социума, телесность, имидж.

Литература.

1. Барт Р. Система моды. М., 2004. Он же: Мифологии. М., 1995.

2. История костюма. Энциклопедия. М.,1996.

3. Кузнецова Т.В. Феномен моды //Философские науки. 1991.№2.

4. Килошенко М. Психология моды. Теоретические и прикладные аспекты. СПб., 2001.

5. Лелеко В. Д. Культура повседневности. СПб.,2003.

6. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре (главы «Бал», «Сцена и живопись как кодирующие устройства поведения русского дворянина XVIII-нач. XIX в.).

7. Мифы и мифология в современной России. М.,2000.

8. Почепцов Г. Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии. Киев, 1994.

9. Сорина Е. Визуальная психосемиотика. СПб., 2001

10. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. Он же: Воля к истине. По ту сторону, знания, власти и сексуальности. М.,1996.

11. Хренов В. «Человек играющий» в русской культуре. М.,2005.

Семинар 8-9-10. Тема: Семиотические аспекты искусства и зрелищных форм культуры.

1. Семиотика театра. Жест, амплуа, маска как знаки. Образы пространства и времени в театре. Сценография. Проблема театральной интерпретации текста (анализ знаковой системы спектакля на материале конкретного спектакля по выбору).

2. Семиотика кино. Семантика фильма. План и монтаж как формы синтаксиса в кинематографе. Символ в кинематографе. Анализ знаковой системы фильма (по выбору студента). Постмодернистский дискурс в современном кинематографе (П. Гринуэй).

3. Семиотические аспекты рекламы. Возможности знака в рекламном тексте.

4. «Техники» тела. Визуальные аспекты.

Основные понятия: Вербальные и невербальные знаки, синтактика, семантика, прагматика знака, ризома, полистилистика, симулякр, постмодернизм, дискурс, деталь художественная, рекламный знак, логотип.

Литература

1. Боас Д. Техники тела. М., 2002.

2. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. СПб, 1998. Иллюзия реальности. Проблема кадра. Элементы и уровни киноязыка. Проблема киноактера).

3. Почепцов Г. Русская семиотика. М.,2003. (Главы о Мейерхольде, Евреинове.)

4. Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М.,2000.

5. Шпет Г.Г. Театр как искусство //Вопр. философии. 1988.№ 11. (Или: Он же. Сочинения. М., 1989.

6. Ямпольский М. Память Тересия. Интертекстуальность и кинематограф. М.,1993.

7. Щепанская М. Молодежная субкультура. М., 2000.

Фильмы для анализа: П. Гринуэй. Брюхо архитектора. Интимный дневник.

Лит.: Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм П. Гринуэя «Брюхо архитектора» //Вопр. философии. 1997.№ 9.

Авторецензии П. Гринуэя //Искусство кино. 1997. № 9.

Плахов А.Всего 33. Звезды мировой режиссуры. Глава П. Гринуэй //Искусство кино. 1997. № 9.

Семинар 11. Тема: Семиотика вещи в культуре.

1. Концепция вещи в эстетике русской «формальной школы». Сделанная вещь. Вещь и принцип «остранения»В.Шкловского.

2. Истоки «вещной» эстетики: реди-мэйд М.Дюшана, мерц-живопись К.Швиттерса, контррельефы В.Татлина и проуны Э.Лисицкого.

3. «Вещь» как сакрализованный предмет «культа потребления» в искусстве поп-арта.

4. Вещь с искусстве международного трансавангарда: метаморфозы художественного языка (Йозеф Бойс, Р.Хорн, А.Кифер, Г.Базелиц и др).

5. Вещь в искусстве московского концептуализма. Слово и изображение в искусстве 1970-1980х годов. Концептуализм как «постфилософская деятельность» (Дж. Кошут «Искусство после философии»). «Альбомы» И.Кабакова как «вещь» из домашнего архива. Канцелярский примитив И.Кабакова.

6. «Вещь» в пространстве современных (по материалам выставок современного искусства).

Основные понятия: вещь, концептуализм, поп-арт, трансавангард, перформанс, энвайронмент, вторичная семиотизация.

Литература

1. Акция. Вещь. Инсталляция. Объект. Энвайронмент // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.,2003.

2. Акиле Бонито Олива. Искусство на исходе второго тысячелетия. М.,2003.

3. Бодрийар Ж. Система вещей. М.1999.

4. Гройс Б. Утопия и обмен. М.1993.

5. Данилова А. Между «искусством и жизнью»: роль заимствований в художественной системе поп-арта // Вопросы искусствознания. М.,1996.№2.

6. Деготь Е. Современное искусство. М.,2003.

7. Козлова О. Фотореализм. М. 1994

8. Художники нон-конформисты в России 1957- 1995.Коллекция современного искусства Государственного Музея «Царицыно». М.,Кельн,1995.

Семинар 12-13. Итоговая творческая работа по курсу. Включает контрольные вопросы-задания и анализ культурного текста по приведенной примерной схеме:

1. Какого рода знаки встречаются в данном тексте?

2. Назовите типичные употребления а) иконических знаков б) индексальных знаков в) символических знаков в данном тексте.

3. Каковы контексты и правила употребления данных знаков? Есть ли среди выделенных знаков наиболее характерные для творчества данного автора? Для жанра? Стиля? Национальной культуры в целом?

4. Каковы отношения между знаками в данном тексте?

5. Постройте семиотическую модель данного текста в системе коммуникации – семантики, синтактики, прагматики.

6. Что в данном тексте может быть непереводимым на другие языка? А в другие знаковые системы?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 533 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...