Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крах Центральной Европы



Не случайно антропософия имела своим исходным пунктом Центральную Европу, где в прошедшее тысячелетие всегда чувствовался европейский пульс. С IX в. по Р.Х. духовные силы из Центральной Европы излучались надо всей Европой и приносили исцеление раздираемому враждой континенту. Об этом свидетельствуют традиции Святого Грааля, переданные в сказаниях Вольфрама фон Эшенбаха, мистика Хильдергарда фон Бингена и Майстера Экхарта, чешско-германская Реформация, вызванная Яном Гусом и Мартином Лютером. Все это нашло свое продолжение в братстве Розенкрейцеров, в Романтизме и германском идеализме (благодаря Гете и философии того времени), в антропософии и в так называемой Пражской весне 1968 г.

Первоисточник современной духовности мы находим в Центральной Европе. Это географическая область охватывающая не только германоязычные страны, но и такие, которые находились под влиянием германской культуры (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения и Xoрвация. Такова была, в первую очередь, та культурная зона, перед которой была поставлена почти невыполнимая задача - yстановить связь между духом и материей в oдной культуре, в которой люди должны реализовывать духовные импульсы в практической жизни. Это могло быть достигнуть только в том случае, если люди в сильной степени проникнуты сознанием духа, а их жизнь построена так, что человеческое достоинство стоит на первом месте. В своих "Речах к германской нации" (прочитанных в 1807-1808 гг., в период французской оккупации) философ Иоганн Готлиб Фихте приводит следующие свойства истинной германской нации: способность к созиданию, оригинальность и внутренняя свобода. Другие писатели выдвигают на первый план индивидуализм, гуманизм и космополитический образ мыслей германского духа. В более широком смысле это можно отнести ко всей центральной Европе в целом.

Центральная Европа находится на скрещении двух противоположных течений, одного - восточного, и другого - западного. В Восточной Европе проявляется сильная живая тенденция к духовному миру, которая существует также и в азиатских культурах; в то время как в Западной Европе имеет место сильная тенденция к чувственному внешнему миру, которая еще более усиливается в США. Центральная Европа получает задачу, установить равновесие между духовными импульсами и действительностью практической жизни.

Развитие Центральной Европы на протяжении столетий было весьма проблематичным. Ее культура была вынуждена бороться с религиозным и политическим наследством авторитарных, властных принципов Рима, с французскими традициями государственного централизма и с экономической экспансией британского образца. Все снова и снова Центральная Европа уходила в сторону от своей духовной миссии, частично в связи со своей неспособностью трансформировать эти силы, частично из-за вторжений извне.

В катастрофе Тридцатилетней войны (1618-1648) Реформация отступила на Север, и розенкрейцерство почти совсем исчезло. После оживления центрально-европейской культуры в десятилетия, предшествовавшие 1800 г., с Запада проникает научный материализм. Затем, после рождения антропософии к началу XX в. Центральная Европа была разрушена двумя Мировыми войнами. Обе эти войны имели не только экономические и политические причины. По моему мнению они были запланированы, чтобы уничтожить новую духовность. Особенно апокалиптический характер носила Вторая мировая война, когда Германия была одержима силами вызванными в 1933 г. национал-социализмом. Этот год был особенно значащим, так как по предсказаниям Рудольфа Штейнера он был годом начала Явления Христа в эфирном мире.

Во время Первой мировой войны и после нее, Рудольф Штейнер многократно говорил о том, что стоит за кулисами мировой политики. В политике Запада влиятельные группы составили тайный план этой бойни. В их намерения входило низвержение Центральной Европы и крушение царской России. Немецкий историк Ренатe Римек анализирует этот план в своей книге "Центральная Европа".(68) В 1918 г. с политической карты Европы исчезла Австро-венгерская Империя, а после Второй мировой войны территория Германии была сокращена и в рамках более крупного разделения Европы "Железным занавесом" была поделена на две части.

После Второй мировой войны Центральная Европа перестала существовать как культурный регион. Западная Германия оказалась вплетенной в западную культурную сферу, в то время как Советский Союз поглотил Восточную Германию, а также Польшу, Чехословакию и Венгрию. Во второй половине шестидесятых годов центрально-европейская культура пережила новое оживление. В диссидентских кругах Восточной Европы снова оживало и на Западе Европы одновременно возникло движение, критически относящееся к западной модели. Это не было возвратом к старой Центральной Европе, это было открытие заново своих культурных ценностей. Констатировали, что свобода, демократия, солидарность являются общечеловеческими. Силы сердца и сила человеческого духа, которые когда-то были явлены в Средней Европе, носят универсальный характер. Средне-европейская культура явилась инспиративным источником для тех движений, которые посвящают себя борьбе за окружающую среду, свободу и права человека.

Средне-европейское сознание, которое нашло свое наиболее чистое выражение в антропософии, можно рассматривать как шаг на пути развития человечества, при котором люди пробуждаются к духовному сознанию и учатся раскрывать свои творческие способности в практической жизни.

В 1989 г. разделению Европы пришел конец. Западные власти вместе с Римской церковью сознательно подготавливали это событие с 1982 г., поскольку они очевидно не считали опасным для себя это новое духовноe сознание. Восток Европы теперь стал зоной свободной рыночной экономики и подпал под влияние массовой культуры Запада. Только Россия пока старается уклониться от западного влияния.

Такое развитие привело к тому, что возникло новое разделение Европы, которое можно увидеть, если взглянуть пошире. Западная и Центральная(Средняя) Европа втянуты в новую культурную евро-американскую область, в то время как ортодоксально-христианскую Восточную Европу политическая стратегия Запада рассматривает как часть Евро-Азии.(69) Сама Европа при этом исчезает как единое целое, несмотря на то, что ее духовной задачей является всегда быть посредником между мировыми культурами, новым регионом сердца между Востоком, Западом и Югом, тем, чем были Центральная(Средняя) Европа в составе Европы не протяжении истекшего тысячелетия. Современная духовность должна была бы излучаться повсюду из этого нового сердца мира как солнечная сила. Вместо этого в европейской культуре все сильнее укрепляет свои позиции материализм.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...