Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антропософия - путь к новому сознанию



В соответствие с древней традицией, по которой семи Архангелам в течение около 350-и лет предоставляется управление в ранге Духа времени, Рудольф Штейнер говорил о Духе времени Михаиле, который принял водительство с 1879 г С тех пор он инспирирует человечество, чтобы наша культура прониклась духом, а люди достигли нового, глобального сознания. Михаил - по Рудольфу Штейнеру - тот Архангел, который действует с Солнца и как "Лик Христа" объемлет все человечество. В течение столетий человеческое сознание было оторвано от инспираций из духовного мира. Только в наше время люди снова могут найти доступ к духовному миру. С помощью современной спиритуальности они могут научиться сознательно переходить порог духовного мира.

В древних культурах человек рассматривался как исполнитель Божественной воли. Современный человек может принимать самостоятельное, свободное решение, будет ли он развивать в себе восприимчивость к инспирациям духовного мира, захочет ли он на деле реализовать их, или нет. По сообщениям Рудольфа Штейнера Михаил ожидает, что человечество разовьет духовные мысли и совершит исполненные духа деяния.

Антропософская духовная наука, которую Рудольф Штейнер развивал с 1902 г. в германской секции Теософского Обществa, а позднее в своем собственном - Антропософском oбществе, имеет намерение ввести михаэлические инспирации в практическую жизнь, для того, чтобы они могли принести плоды в новой культуре. Онa хочет пробудить новое сознание о деяниях Христа в человеческой душе, в природе и в общественной жизни, так, чтобы люди реализовывали в мире силу любви. Рудольф Штейнер видит в деятельности Христа три стороны; первое - как помощника, Утешителя, дающего советы и Спасителя человечества, к Которому молитвенно обращаются люди, прося о помощи; второе - как Учителя человечества, который говорит человеческому сердцу как духовный Вождь нашего душевного развития; в-третьих, как ведущий человечество к посвящению, Который в различных эзотерических школах открывает "новые мистерии" и открывает Самого Себя в апокалиптических событиях нашего времени. В своей книге "Новый сверхчувственный опыт" автор, Йесайах бен Аарон связывает эти три вида деятельности Христа с тремя ступенями современного переживания Христа, иначе говоря с переживанием Его нового Пришествия в духовном мире.

Антропософия самым непосредственным образом связана с Явлением Христа в эфирном мире. Она должна подготавливать человечество к этому Событию и раскрывать сознание для новой Его деятельности. С 1910 г. Рудольф Штейнер путешествовал по Европе с Севeра на Юг, чтобы распространить это известие о Новом Пришествии Христа, которое началось в тридцатые годы (XX в.) и будет продолжаться в течение около 2500 лет. Одновременно он говорил и о том, что задача по поддержке этого события возложена в первую очередь на Бодисатву-Мантрейю. На протяжении пяти тысяч лет из круга двенадцати высоких существ, в центре которого стоит Христос, подготавливался новый Бодисатва, который должен достичь ранга Будды. После того, как Сиддхартха Гаутама в V в. до P.Х. достиг в Индии ступни Будды, новый Мантрейя-Бодисатва, - по Рудольфу Штейнеру, - воплощается каждое столетие. Как последний Будда был Учителем сострадания, так новый Будда станет Учителем добра, посредством высказанного слова. Как Учитель Христова Импульса он будет распространять среди людей моральные импульсы, исходящие от Христа.(39)

Рудольф Штейнер в частной беседe говорил о том, что этот Бодисатва будет действовать с середины тридцатых годов. Однако антропософы не восприняли эти высказывания правильным образом и не узнали морального воздействия нового Бодисатвы. Tихий голос P.Штейнерa был заглушен демоническими речами Адольфа Гитлера. В духовном мраке тридцатых годов был услышан только тот голос, который инспирировал злые деяния людей и тоже посредством высказанного слова.

По сообщениям Рудольфа Штейнера на протяжении ближайших 2500 лет антропософия будет оставаться одним из значительнейших путей в развитии человечества. Во время этой эпохи человеческое сознание изменится драматическим образом, и люди будут находить иные связи с духовным миром. Слово "Aнтропософия" означает "мудрость о человеке". Рудольф Штейнер переводил его также как "сознание истинного человеческого начала". Кто развивает это сознание, приходит в связь с Существом, которое названо в Ветхом Завете "Hебесной Премудростью" (по-гречески: София), Которое присутствовало еще при сотворении мира.

В ходе истории это Существо было известно в Египте как Изида, у которой Люцифер отнял имагинативные способности. С помощью aрхангела Михаила, Она с конца XIX в. возвращает их. По словам Рудольфа Штейнера, Она может теперь снова представать перед человеческой душой как "Антропо-София", как внутренняя мудрость человека.(40)

Эта Премудрость является в человеческом сознании в трех аспектах. Сначала она проявляется как обобщение древней мудрости и древних спиритуальных традиций; во-вторых, как пробуждение любви и силы воскресения в душе. Это может вести к полному преображению души и установлению связи с внутренним Солнцем в сердце. Наконец, Премудрость проявляется как внутренняя связь с духовным миром, так что человек имеет доступ к нему и может совместно с другими применить в повседневной жизни свои духовные силы, как практическим образом, так и в качестве исцеляющего начала. Такова современная духовность антропософии, если ее сформулировать кратко.

Новое сознание является настоятельной потребностью времени, поясняет Рудольф Штейнер, поскольку мы вступаем в другую фазу творения. Старые порядки во внутренней и социальной жизни, происхождение которых восходит к Богу Отцу, повсюду распадаются, так как "Силы Отца" отступают назад. Человечество больше не дитя; оно должно повзрослеть. Отсюда возникают далеко идущие следствия. Пришло время, когда человек должен сознательно формировать свой внутренний и социальный мир. Если эта возможность будет упущена, ворвутся силы деградации, выступающие в давно отживших авторитарных формах.

Pудольф Штейнер указывал также и перспективы развития христианства. Он говорил о начале третьего тысячелетия, в частности о 2135 г., как о том временном пункте, в котором важнейшие импульсы иерархических сил в Римской церкви исчерпают себя до конца.(41) После 21 векoв, авторитарное христианство должно было бы достичь известной христианской зрелости. Если же этого не наступит, то церковь станет декадентской, придет в упадок. По Рудольфу Штейнеру Римская церковь препятствовала тому, чтобы верующие могли развить глубокое понимание Мистерии Христа. Она хотела удержать людей в состоянии средневекового сознания.4

С этой точки зрения понятно, почему различные церкви противостояли антропософии с момента ее возникновения. В протестантских церквях крайне скептически относятся к внебиблейским источникам духовного знания. В Римской церкви есть мощное течение, которое удерживает монополию на любое духовное знание, чтобы лишь самим определять, когда верующим можно сделать доступным новое знание. В течение XX в. это противодействие значительно уменьшилось.

С концом средневековья началась новая эпоха, которая - по Рудольфу Штейнеру - продлится с 1413 по 3573 гг. За это время в человеческой душе пробудится новое качество, которое должно быть разработано до конца этой эпохи. Рудольф Штейнер обозначал эту новую способность, новое качество как "душу сознательную" Она приведет душу к тому, чтобы сознавать саму себя и даст людям способность установить объективное отношение как к своему внутреннему, так и ко внешнему миру. Это свойство выявляется в поиске истины и моральных импульсов совести, с которыми мы, как современные люди стоим в мире. Ян Гус, ректор Карлова университета в Праге и предтеча Реформации был человеком, которого можно рассматривать как первого представителя этого нового развития сознания. В 1415 г. он был по приказу инквизиции сожжен на костре как еретик, после того как он проповедовал и поступал по чистой совести.

Антропософия могла бы помочь человеку развить эту новую способность - "душу сознательную", для того, чтобы жить действительно свободно и самостоятельно. Однако при этом с неизбежностью выступают наши антисоциальные силы. Самосознающий человек развивает собственные мысли и собственные волевые импульсы. Это, своего рода, антисоциальные жесты, которые благодаря сознательно развиваемой социальной силе, - что имеет место при обмене мыслями и совместным действиям, или благодаря юрисдикции, защищающей других от антисоциального поведения, - могут быть уравновешены, компенсированы, для того, чтобы между свободными людьми могла возникнуть новая социальная жизнь.

Развитие "души сознательной" требует от нас так поставить себя в жизни, чтобы быть зрелым и инициативным человеком, иметь самостоятельные суждения, самостоятельно решать свои проблемы и конфликты, ответственным образом вести себя в социальной жизни, не упускать из виду и изменять бессознательные проявления в своем поведении, учиться обхождению с негативными проявлениями, как в себе самом, так во внешнем мире, не проецируя их на других. Это означает быть пробужденным относительно внутренней, душевной жизни, и противостоять своему двойнику, установить коммуникации со своим высшим "Я", пробуждать в духе Христoв импульс любви. Можно сказать, что мы развили нашу "душу сознательную" в той мере, в которой мы уже приняли в себя Импульс Христа. На основе этих новых свойств, может быть развит путь ученичества, посредством которого в душе может быть пробужден дух.

Для того, чтобы достичь этого, Рудольф Штейнер открыл много путей, которые были приведены в главе "Забота о душе". Он указывал на то, как важны некоторые упражнения в области наблюдения, которые должны выполняться на основе гётеанистической феноменологии В сущности, в наше распоряжение предоставлены двенадцать органов чувств, которые развиты лишь отчасти. Обычно мы осознаем только пять "нормальных" органов чувств: чувство зрения, чувство слуха, обоняние, чувство вкуса и осязание. Рудольф Штейнер различал еще семь других: чувство "Я", чувство мысли, чувство речи, чувство тепла, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия.(42)

По вине материалистической науки наше мышление стало неподвижным, оно даже стало безжизненным. Сочинения Рудольфа Штейнера "Философия свободы" может содействовать тому, чтобы было развито живое мышление, которое наблюдает самое себя. Такое мышление делает возможным усматривать мотивы собственной деятельности. В этой книге он указывает человеческому мышлению путь к сердцу, так что сердце становится новым органом мышления. Помимо того, современная наука открыла, что сердце "является самым важным центром интеллекта в человеке", как заметил в одном интервью американский ученый Йозеф Пирс.(43) Тем самым он напоминает нам о том, как важно осознать то, что живет в нашем сердце.

После начального периода, составившего 21 год, Рудольф Штейнер стал искать новую форму Антропософского oбщества. Наряду со многими антропософскими ветвями возникли учреждения в многочисленных отраслях практической жизни. Однако между быстро возросшим после Первой мировой войны числом членов, не было достаточного единства. Внутри общества имелись различные группировки, которые не находили взаимопонимания; общество приобрело бюрократический характер, и Рудольф Штейнер даже говорил о "внутренней оппозиции" к его намерениям. Развитие такого рода затрудняло в свою очередь развитие нового сознания.

На решающем Рождественском cобрании 1923-го года была предпринята попытка создать новую структуру Общества, связать друг с другом различные кармические группировки, объединив членов на основе нового отношения к духовному миру. Это было ничуть не меньше, чем духовная революция, отваживающаяся сделать скачок от древней, изживающейся в мыслительной сфере и требующей учителя -гуру -спритуальности, к новой, открытой и практической спиритуальности. Было основано новое Общество под руководством Рудольфа Штейнера, в котором центральное место должны были занимать забота о душе, особенно о развитии сил сердца, и пробуждение духовных способностей. Как особо важную цель Общество рассматривало задачу по поддержанию духовных исследователей его сочленов, что должно было осуществляться в особой "Свободной высшей школе духовной науки", находящейся под непосредственным руководством Рудольфа Штейнера. Каждый, желающий быть представителем антропософии в мире, мог подать заявление с просьбой о приеме в эту школу. Было также учреждено и административное Общество, которое должно было бы заботиться о создании необходимых внешних условий для духовной работы.

В ходе этого Рождественского Собрания Рудольф Штейнер особым образом указывал присутствующим на "эфирное" сердце, что было интерпретировано им в "Медитации краеугольного камня". В сердце - том месте, где наше высшее "Я" создает орган для нового потока духовной энергии, должен быть заложен внутренний краеугольный камень, на котором могла бы строиться та духовная работа, которую люди хотят совершать вместе друг с другом в мире. Рудольф Штейнер инагурировал тем самым Новые Мистерии эзотерического Христианства. Посредством этих мистерий люди могли бы обрести имагинации, инспирации и интуиции, поставив себя при этом, - благодаря своей душе сознательной, - в сознательное отношение к духовному миру, и на пути совместной работы основывая новую спиритуальную культуру. Новое отношение к духовному миру открывалось для всего человечества в лице его представителей, в качестве которых выступило сравнительно небольшое число людей - 800 участников этого Рождественского cобрания. Такое новое отношение основывалось на факте, что пробужденный дух людей соединялся в новом переживании Троицы.. Предпосылкой для этого стало то, что они хотели совместно работать для будущего человечества в духе любви и на основе своих духовных сил.

Рудольф Штейнер возлагал много надежд на это Общество. Он ожидал, что к середине XX-ого в. миллионы людей со всего мира найдут дорогу к антропософии, и что в конце столетия наступит кульминация антропософской работы благодаря совместной работе его членов. Он указывал на то, что в духовном мире есть "Движение Михаэлитов", которое хочет осуществить на Земле свои "михаэлические импульсы". Рудольф Штейнер ожидал, что и он сам сможет дожить до сороковых годов XX в. для того, чтобы своими сообщениями и в дальнейшем способствовать одухотворению культуры. Он надеялся также отправиться в Америку, чтобы, использовав настроенность людей Запада (таких, как его британский друг Даниэль Дунлоп) превратить среднеевропейскую антропософию в мировое движение. Таким образом, был бы завершен процесс инкарнации Антропософии, начавшийся с Востока (как инкарнация мышления посредством Tеософии), прошедший через Европу (принятие антропософии в сердце) и долженствующий вступить в стадию завершения на Западе (практическое применение, инкарнация в воле).5

Лишь немногие из ожиданий Рудольфа Штейнера осуществились. Девять месяцев 1924 года оказались тем последним отрезком времени, на котором новые импульсы должны были быть поняты. Но этого не произошло. Призыв Рудольфа Штейнера привести в порядок кармические отношения среди антропософов остался без последствий. По окончании Первой мировой войны создалась заметная напряженность в отношениях между старыми членами, которые во главу угла ставили свое эзотерическое развитие, и молодыми, имеющими, как правило, естественнонаучное образование, и стремящимися развивать антропософию в практических областях, например, в медицине, сельском хозяйстве, естествознании, и усилиях, направленных на обновление общества. Между этими группами не установилось плодотворных взаимоотношений.6

За некоторыми известными исключениями члены Общества были в целом малоактивны и придерживались старой идеи, рассматривая Рудольфа Штейнера как гуру, от которого все зависит. Необходимость построения нового сообщества не была осознана; не возникло представления о новой социальной структуре, вследствие чего из старого Антропософского oбщества не смогло возникнуть то, " современное Общество, которое могло бы возникнуть" - по словам Р. Штейнера. Вся социальная структура, которую он проектировал для "Новых мистерий", грозила распадением, как я изложил это в своей книге "Социальный мир - место новых мистерий".(44)

Девять месяцев спустя после Рождественского cобрания 1923/24-ого годов Рудольф Штейнер заболел настолько серьезно, что уже не мог больше читать лекции. Он умер 30-ого марта 1925 г., не назначив себе преемника. Трагическим образом он возвратился в духовный мир, поскольку, как нам кажется, не нашел на Земле достаточно таких людей, с которыми он бы мог работать вместе. Новое духовное сознание сердца еще не пробудилось.

Так как Рудольф Штейнер не назначил своего преемника для руководства Свободной высшей школой духовной науки, многие антропософы пришли к мнению о том, что мистериальная школа антропософии на Земле, якобы вообще закрылась. Однако люди получавшие инспирации от антропософии все же пытались работать в смысле "Новых мистерий", развивая внутреннюю жизнь и плодотворную совместную работу с другими людьми, чтобы они могли получать инспирации из духовного мира. Там, где они этого достигали, становилось возможным чудо, например, в школах, медицинских учреждениях и предприятиях. Одновременно сама социальная жизнь становилась местом откровения тайн Второго Пришествия Христа.

Кризис в Антропософском oбществе после неожиданной смерти Рудольфа Штейнера усугубился. На собрании в Рождество 1925-ого года Общество, основанное за два года перед этим превратилось административное общество. Новые импульсы умирали. Вместо современного устава 1923-го года был принят другой устав (административного общества), в котором на смену принципа управления на основе духовной компетенции и контакта с членами пришел принцип административного авторитаризма, на основе которого правление oбщества получило право исключать членов без указания причин.

Имевший место конфликт привел к серьезному столкновению между теми, кто был ведущими сотрудниками Рудольфа Штейнера. В 1935 г. оба голландских члена правления ВАО, врач Ита Вегман (1876-1943) и астроном Элизабет Вреде (1879-1943) вместе со всеми, кто их поддерживал, были персонально исключены из Антропософского oбщества, а вместе с ними были исключены голландское и английское Общества в целом. В сумме это составляло около 2000 человек. Эволюция такого рода привела Антропософское oбщество в духовном смысле на грань гибели. Несколько позднее возник еще один конфликт между тремя из оставшихся членов правления, с одной стороны Альбертом Стеффеном (1884-1963) и Гюнтером Вaксмутом (1893-1963) и, с другой стороны, Марией Яковлевной Сиверс-Штейнер (1867-1948), вдовой Рудольфа Штейнера.

Там, где должна была наступить гармонизация кармических отношений, карма снова осложнилась. Ведущие индивидуальности антропософского движения не сумели работать вместе друг с другом и, вследствие этого, зачастую оставались в одиночестве, как Вальтер Иоганнес Штейн (1891-1957) и уже вышеназванный Эренфрид Пфейфер. По этой причине они смогли лишь частично осуществить свои задачи. В 1960 г. ситуация, вызванная конфликтом 1935 г. разрешилась почти полным примирением, однако Антропософское движение утратило многое из своих ведущих к обновлению сил. Несмотря на это, с началом семидесятых годов на всех континентах развивались многочисленные антропософские инициативы, хотя, конечно, антропософия к концу XX в. не стала решающим фактором культуры, на что надеялся Рудольф Штейнер.

Вот почему современное состояние практической антропософской работы внушает опасения, хотя повсюду в мире есть антропософы, которые пытаются работать в соответствие с первоначальными намерениями Рудольфа Штейнера. Среди тех, кто еще в предрождении решил посвятить себя "михаэлическому" обновлению культуры, некоторые находят для себя иное поприще и возможности, где они могут работать. Новые способности души находятся на пути дальнейшего развития, и повсюду мы находим людей, которые сознательно идут по жизни и развивают духовные способности для той работы, которую выполняют. Современная спиритуальность сейчас распространяется все шире.

III. Сознательно идти по жизни





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...