Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. lAulu-Gelle. LesNuitsattiques, Hvre I, IX, 1—6 / trad



lAulu-Gelle. LesNuitsattiques, Hvre I, IX, 1—6 / trad. R.Marache. Pa­ns, Lcs Belles Lettres, 1967,1.1, p. 38—39 (Авл Геллий. Аттические но­чи).

:Учитель Авла Гсллия Кальвизий Тавр, философ II века, платоник.

3 Les Nuits attiques, livre I, IX, 8—11 (p. 40).

4 Dodds E.R. Les Grccs ct Tlrrationel, op. cit., p. 135—174; Ver-
J.-P, Mythe et Pensee chez les Grecs, op. cit., 1.1, p. 96, et t. II, p. Ill;

y H. Rcnvcrscmcnt platonicien Logos-Episteme-Polis, op. cit., p. 67— 69. См. последнее критическое обращение к этой теме: Hadot P. Qu'cst-ce que la philosophic antique?, op. cit., p. 276—289.

5 См. разбор этого пункта в лекции от 12 января, первый час.

6 Nous у Платона — это самая возвышенная часть души, ум как
собственно божественый акт мышления; см. пессимистические заяв­
ления в «Тимсе», 51 е: «Ум же есть достояние богов и лишь малой гор­
стки людей» (Platon. Ocuvres completes, t. X / trad. A. Rivaud. Paris, Les
Belles Lettres, 1925, p. 171 (Платон. Соч. В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 455)). В
неоплатонизме nous сделается совершенно независимой бытийной ин­
станцией, помещаемой между Единым и Душой. См.: Pepin J. Ele­
ments pour une histoirc dc la relation entre Г intelligence et Г intelligible
chcz Platon et dans le Neo-Platonisme // Revue philosophiquc dc la France
et de Геи-anger, 146, 1956, p. 39—55.

7 Платон одним из первых употребляет понятие homoiosis theo в
«Теэтете», 176а—Ь: «Бегство — это посильное уподобление богу (ho­
moiosis to theo)» (Oeuvres completes, t. VIII-2 / trad. A.Dics. Paris, Les
Belles Lettres, 1926, p. 208 (Платон. Соч. М., 1993. Т. 2. С. 232)). Это
место обильно цитируется средними платониками (Апулей, Алки-
нон,* Арий Дидим, Нумений), которые видят в нем формулу телоса
{telos), идею суверенного блага, получившую распространение в нео­
платонизме (главнейший текст: П.ютин. Эннеады, 1,2,2). Мы снова
встречаем его у перипатетиков при описании созерцательной жизни
(помимо VII главы десятой книги Никомаховой этики см.: Цицерон,
De Finibus, V, 11). Мистический потенциал, заключенный в отрывке,
будет использован иудейской и христианской теологией (см.: Philon
d'Alexandrie. Dc Fuga, 63, et Clement d'Alexandrie (Stromates. 11,22),
а также нео-пифагореизмом. Его снова введут в оборот стоики (см.:
Ciceron. De natura deorum, II, 147 et 153), но существенно переде­
лав, потому что первейшей целью, telos, остается, как учили в школе
Порфирия, oikeiosis, присвоение — упражнение в непосредственной
артикуляции натуры, самой по себе доброй (принцип этической им­
манентности), тогда как omoiosis (принцип этической трансцендент­
ности), всегда предполагает некоторое усилие разрыва с мирским
(см. статью Карлоса Лсви (Carlos Levy), которая послужила нам опо­
рой для этого примечания: Ciceron et leMoyen Platonisme: leprobleme
du Souverain Bien pour Platon // Revue dcs etudes latines, 68, 1990,
p. 50—65).

8 Об этом движении см. лекцию от 6 января, первый час.

9 Не надо забывать, однако, что Плотин неустанно боролся с гнос­
тиками. См.: Эннеады, II, 9. Девятая книга Второй эннеады названа
Порфирнем «Про 1 ив гностиков».

* По-видимому, «Алкнной». очерк платоновского учения, принадлежа тин Альбину Старшему. Прим. персе.

10 Описание процедур изобличения себя в христианской духов­
ности (при которых вербализации ошибок предшествовало разбира­
тельство с самим собой), сложившихся в ходе ввода в действие
монашеских установлений начиная с V—VIII веков см.: Лекции в Кол­
леж де Франс от 12 и особенно от 26 марта 1980 года.

11 Об этой трансплантации духовных упражнений (в частности,
техник контроля сознания) см.: Семинар, состоявшийся в октябре
1982 года в Вермонтском университете (DitsetEcrits, op. cit., IV, N 363,
р. 808—810).

12 Уроженец Кесарии Каппадокийской (330 г.) Василий учился в
Константинополе и в Афинах. Он написал устав для основанных им
монашеских общий в Малой Азии.

13 См. лекцию от 24 марта, второй час.

14 Здесь затрагивается вопрос о том, что вскоре назовут «эстетикой
существования». См. интервью, взятое А.Фонтана в мае 1984 г. (Dits et
Lcrits, IV, N 357, p. 731—732), а также беседу с А. Дрейфус (Н. Drey­
fus) (id., N 344, p. 610—611 et 615) и «Usage des plaisirs et Techniques de
soi» (id., N 338, p. 545).

15 См. лекцию от 20 января, первый час и, главное, лекдию от
3 марта, второй час.

16 См. у Гссиода: «Пусты амбары у тех, кто работать ленится» (те-
lete de toi ergon ophellei). (Le travaux et les Jours, v. 412 / trad. P. Mazon.
Paris, Les Belles Lettres, 1928, p.101. Гесиод. Работы и дни / Пер.
В. В. Вересаева. Иркутск, 1992. С. 23).

17 Марру (Marrou H.-l. Histoire de ('education dans PAntiquite, op.
cit., p. 302—303) различает два типа упражнений (meletai), введенных
учителями риторики в эллинистический период: фиктивные защити­
тельные речи на самые причудливые темы и импровизации в совеща­
тельном жанре, тоже на вполне фантастические темы. В латыни melete
станет declamatio.

18 См., например: Epictete. Enretiens, I, 1,25 (ed. citee, p. 8), III, 5,11
(p. 23); IV, 4, 8—18 (p. 38—39); IV, 6,11—17 (p. 54—55). (Эпиктет. Бе­
седы, цит., с. 42, 163, 235—236, 243—244).

19 Musonius. Reliquiae, ed. citee., p. 22—27 (см.: Stohee. Florilege, III,
29, 78, параграф, озаглавленный «Peri philoponias kai mclctes kai hoti
asumphoron to oknein». Об этом тексте см. лекцию от 24 февраля, вто­
рой час.

20 В 65 году Нерон, раскрывший заговор сенатора Пнзона, устраи­вает расправу ряду лиц: Сенеке, как и Лукану, велено вскрыть вены. Заодно Нерон решает изгнать некоторых видных стоиков и киников: Мусоний Руф отправляется на остров Гирос, изгнан Деметрий. Мусо-ния вернет из ссылки Гальба; и несомненное покровительство Тита

убережет от изгнания, в которое в начале шестидесятых годов отпра­вятся, на сей раз по декретам Веспасиана, многие философы (Демет-рий, Евфрат и др.).

21 «Ибо как craiiei умеренным тот, кто лишь знает, что нельзя отда­
ваться удовольствиям, но не упражнялся в сопротивлении им? Как сде­
лается справедливым, только выучив, что надо стремиться к
равенству, но не приложив усилий к тому, чтобы прогнать алчность?
Как обретем мы мужество, усвоив, что нечего бояться вещей, пред­
ставляющихся ужасными толпе, но не постаравшись сохранять хлад­
нокровие перед ними? Какие же мы мудрецы, если нам известно, в чем
истинное благо и в чем истинное зло, но не научились мы презирать то,
что лишь по видимости благо?" (Festugiere A.-J. Deux prcedicatcurs
dans I'Antiquite, Teles et Musonius, op. cit., p. 69).

22 Все эти вопросы рассматриваются в одной из глав L'Usage dcs
plaisirs: «ENKRATE1A» [egkratcia], op. cit., p. 74—90 (Фуко М. Исполь­
зование удовольствий. СПб., 2004. С. 99).

23 «Не правда ли, мы знаем понаслышке, что тарентинец Икк ради
Олимпийских игр и других состязаний ни разу не касался ни женщин,
ни мальчиков в то время, когда усердно готовился к состязаниям?»
(Platan. Lcs Lois, livrc VIII, 840a / trad. E. Des Places. Paris, Les Belles
Lcttres, 1968, p. 82 (Платон. Соч. В 4-х т. М., 1994. Т.4. С. 293)).

24 Seneque. Lettres a Lucilius, t. I, livre II, lettre 15, I—4, ed. citee,
p. 59—60 et t. II, livrc VI, lettre 55,1 (p. 56). (Сенека. Нравственные пись­
ма.., с. 28 и с. 92).

25 Lettres a Lucilius, t. I, livre 1, lettre 18 (Нравственные письма..,
с. 33). Об этом письме см.: Le Souci de soi, op. cit., p. 76—77.

26 Id., lettre 18, 5—8 (Там же, с. 33—34).

27 О Сенеке, богаче и ворс, см. заявления Публия Суиллия, приве­
денные Тацитом: «Благодаря какой мудрости, каким наставлениям фи­
лософов Сенека за какие-нибудь четыре года близости к Цезарю нажил
триста миллионов сестерциев? В Риме он, словно ищейка, выслежива­
ет завещания и бездетных граждан, Италию и провинции обирает не­
померною ставкою роста». Корнелий Тацит. Соч. В 2 т. Т. I: Анналы.
Малые произведения / Пер. А. С. Бобовича. Л.: Наука. 1969. С. 244. Не­
вольно приходит на ум, что Тацит метит в Сенеку, когда пишет о Неро­
не: «Затем Цезарь щедро одарил виднейших из своих приближенных.
Были люди, осуждавшие тех, кто, выставляя себя поборниками несги­
баемой добродетели, тем не менее разделили между собой, словно взя­
тую на войне добычу, дома и поместья». Там же. С. 231; напомним, что
Нерон преподнес Сенеке в подарок поместье, принадлежавшее... Бри-
танику, который погиб при сомнительных обстоятельствах. О доходах
Сенеки см. заявления Диона Кассия (LXI, 10,3) и современное освеше-

ние темы у П. Вейиа, который говорит об «одном из самых больших состояний в том веке» («Preface» a Seneque, Entretiens, Lettres a Luci­lius, op. cit., p. XV—XVI). Весь трактат «О блаженной жизни» — ре­шительная и ловкая попытка Сенеки отвести от себя упреки, адресованные богачу-философу, который говорит о презрении к богат­ству.

28 Lettres a Lucilius, t. I, livrc I, lettre 8 (p. 23—24 (Нравственные
письма.., с. 13—15)).

29 «Так вот, если ты хочешь не быть гневливым, не давай пищу это­
му своему устойчивому внутреннему состоянию, не подбрасывай ему
ничего способствующего его усилению. Сохраняй спокойствие и счи­
тай дни, в которые ты не гневался: Обычно я гневался каждый день, те­
перь— через день, потом через два, потом через три. А если дойдешь и
до тридцати, соверши жертвоприношение богу». (Epictete. Entretiens,
II, 18, 12—13, p. 76 (Беседы... С. 130)).

30 Plutarque. Du conrtole de la colere, 464c / trad. J. Dumortier & Dc-
fradas, ed. citee, 15, p. 84—85.

31 Plularque. Le DЈmon de Socrate, 585a—с / trad. J. Hani, ed. citee,
p. 95.

32 «Сегодня, увидев красавца или красавицу, я не сказал себе; „Ес­
ли бы можно было поспать с ней" и „Блажен муж се". Ведь сказавший
это „блажен" — тоже прелюбодей. И я не рисую в своем воображе­
нии (anazographo) картину за картиной, как она появляется, как разде­
вается, как ложится ко мне в постель...» (Entretiens, II, 18, 15—16,
р. 76—77 (Беседы... С. 130—131)).

33 Entretiens, III, 24, 84—85 (p. 106—107 (Беседы... С. 207)).

34 «Если ты целуешь свое дитя, если брата, если друга, никогда не
давай своему представлению полную/волю (diakhusin) и не позволяй
радости доходить до чего ей угодно» (id., 85, р. 107 (С. 207)).

35 Id., 88 (р. 107 (С. 207)).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 136 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...