Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. 2 Лекции Фуко продолжались с января по апрель



1 Вопрос из зала.

2 Лекции Фуко продолжались с января по апрель.

3 Жак Лаграиж, занимающийся историей психиатрии и филосо­
фией медицины, был одним из самых ревностных слушателей Фуко,
лекции которого он посещал уже на рю д'Ульм в начале пятидесятых
годов. Именно его записи (а также записи Г.Бюрле, относящиеся к се­
мидесятым годам) используются сегодня как основа для транскриби­
рования.

4 Издатели выбирают один из двух заголовков: «Трактат о страстях
души и се заблуждениях» (следуя Marquardt) и «Диагностика и лече­
ние страстей души» (следуя Кюну (Kuhn)). По этому поводу см. преди­
словие к последнему изданию Галена — L'Amc ct ses passions. Paris,
Les Belles Lettres, 1995, par V.Barras, T.Birchler, A.-F. Morand.

5 См.: «... страдаем от любви к себе... (amore nostri)» из предисло­
вия к четвертой книге «Изысканий о природе», о котором шла речь до
перерыва.

6 На самом деле Фуко резюмирует II главу «Трактата о страстях ду­
ши и ее заблуждениях» (trad. R.Van der Elst, ed. citee, p. 71—72).

7 Здесь Фуко переходит к III главе (id., p. 72—76).

8 См. лекцию от 19 марта в Коллеж де Франс (вместе со ссылками
на «О постановлениях киновий» и «Собеседования» Кассиана), а так­
же ссылки на те же тексты, хотя и в иной теоретической перспективе в
лекции от 22 февраля 1978 года в Коллеж де Франс о христианском
пастырстве (техника индивидуализации, не сводимая к управлению
полисом).

9 Начало III главы «Трактата о страстях души.,.» (ed. citee, p. 71).

10 Ис., 64, ст. 6 в Вульгате и 5 в Еврейской Библии.

11 См. описание христианского наставничества (в противопостав­
лении эллинистическому) в лекции от 19 марта 1980 года в Коллеж дс
Франс.

12 «[Предпочитайте] тех, кто отягощен годами и прожил жизнь хо­
роню» («О страстях души», гл. III, р. 7).

13 Для общего знакомства с движением проповедничества см. гла­
ву «La predication populaire» II Andre J.-M. La Philosophie a Rome, op. cit.
Отметим, что один из наиболее ранних его представителей, Секс-
тий-отец, был учителем Согиола, который давал первые уроки фило­
софии молодому Сенеке. Но из писавших по-гречески прежде всего
надо указать имена Мусония Руфа и Диона Хризостома.

14 «В речах перед народом нет ни слова истины: их цель — взбудо­
ражить толпу, мгновенно увлечь неискушенный слух...» (Seneque. Let-
tres a Lucilius, t. I. livrc IV, letlre 40, 4, cd. citee, p. 162—163 (Сенека.
Нравственные письма.., с. 68)).

15 «Подумай и о том, что речь, цель которой — истина, должна
быть простой и безыскусной (audice nunc, quod quae veritati operam dat
oratio, ct composite esse debet et simplex)» (там же).

16 «Неужто речь, произнесенная ради излечения души, не должна в
нас проникнуть (descendere in nos debet)?» (там же).

17 Насчет учения о семенах логоса см. у Цицерона: «Есть в наших
душах врожденные семена добродетелей (semina innata virtutum)»
(Tusculanes, t. II, III, 1,2/ trad. J. Humbert, ed. citee, p. 3 (Цицерон. Из­
бранные сочинения. М., 1975. С. 270 / перевод М.Л.Гаспарова)) и Се­
неки: «Нетрудно пробудить у слушателя жажду жить правильно:
природа во всех заложила основанья добра и семена добродетели (se-
menquc virtutum)» (Lettres a Lucilius, t. IV, livre XVII—XVIII, lettre
108,8, p. 179 (Нравственные письма.., с. 272)). Об этом учении пи­
сал Диоген Лаэршш, давая общую характеристику стоицизму (Vies et
Doctrines... ed. citee, p. 881).

18 «Больше пользы приносит речь, которая малыми дозами прокра­
дывается в душу [...]. Давать советы во всеуслышанье никто не станет
[...] нужны слова не такие громкие. Они легче проникают вглубь и

удерживаются: ведь слов нужно немного, но зато убедительных. Сеять их следует, как семена, каждое из которых, при всей его малости, по­пав на подходящую почву, обнаруживает свои силы...» (Lettres a Luci­lius, 1.1, livre IV, lettre 38, 1—2, p. 157 (Нравственные письма.., с. 66)).

19 «...Незачем разговаривать с тем, кто не станет слушать [правду].
Потому-то нередко и сомневаются насчет Диогена и прочих киников,
которые со всеми чувствовали себя так вольно и увещевали каждого
встречного: следовало ли им делать так? Что толку выговаривать глу­
хому или немому от рождения либо от болезни?» (id., lettre 29,1,
p. 124—125 (Нравственные письма.., с. 53)).

20 Lettres a Lucilius, t. Ill, livre IX, lettre 75, 1—7 (p. 50—51 (Нравст­
венные письма.., с. 143)).

-1 См., например: «Пошлю я тебе и книги [...] Но больше пользы, чем слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними» (Lettres a Lucilius, 1.1, livre I, letter 6,5* p. 17 (Нравственные пись­ма.., с. 11)).

22 Lettrcs a Lucilius, t. Ill, livre IX, lettre 75,7 (p. 52 (Нравственные
письма.., с. 143)).

23 См. лекцию от 17 февраля, первый час.

24 Данная лекция, до перерыва. О судовождении, врачевании и
управлении как сферах приложения рассчитывающего (stochastique)
ума см.: VernantJ.-P. & DetienneM. Les Ruses de 1'intelligence. La metis
des Grecs, op. cit., surtout p. 201—241 concernant 1*Athena Maritime, et
p. 295—302.

25 Lettres a Lucilius, t. Ill, livre IX, lettre 75,2 (p. 50 (Нравственные
письма.., с. 143)).

26 Id., lettre 75,3 (p.50 (С. 143)).

27 Данная лекция, до перерыва.

28 В лекции от 12 января 1983 года (посвященной изучению parrhcsia
в классической Греции — речам Перикла, «Иону» Эврипида, диалогам
Платона и т. д.) Фуко вернется к этой ангажированности субъекта собст­
венной речью как главному условию parrhesia, но он также введет тему
риска: откровенность может стоить свободы или жизни.

29 Намек на память об Эпикуре, передаваемую его учениками, ви­
девшими учителя живым и потому пользовавшимися несравненным
авторитетом, о чем шла речь на первом часе.

30 Фуко только начнет разработку понятия parrhcsia в христианстве
в своем последнем курсе, прочитанном в Коллеж де Франс в 1984 году.
Он напомнит об употреблении этого термина Филоном Александрий­
ским (parrhesia как наиболее полная и позитивная форма обращения к
Богу), а также в новозаветной литературе (parrhesia как самоудостове­
рение христианина, делающее возможной молитву).

31 Об этом понятии (на основе огрывка из Эпикура) см. лекцию от
10 февраля, второй час.

32 Историю признания Фуко излагал в 1980 году (ср. резюме курса
в Dits et Ecrits, op. cit., IV, N 289, p. 125—129). Надо отметить, что тог­
дашним намерением Фуко было показать, что первоначально в хрис­
тианстве прошение ошибок не связывалось с вербализацией истины о
себе самом, что сцепление этих актов обретает смысл в перспективе
субьективизации субъекта (assujettissement), открытой монашескими
установлениями примерно в V—VI веках (см. в лекции от 26 марта
1980 г. подробный разбор «О постановлениях киновий» Кассиаиа).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...