Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1 «Приобретение книг—сколько бы ни мог ты пробрести — разумно лишь в определенных пределах. К чему иметь несчетное количество книг и библиотек, если владельцу за всю жизнь едва удастся прочесть названия? Множество прочитанных книг загромождает, а не обогащает дух, и гораздо лучше прилепиться к малому числу авторов, чем блуждать повсюду». (Seneque. De la tranquillite dc Tame, IX, 4 / trad. R.Waltz, ed. citee, p. 89—90).
2 С'м. лекцию от 24 февраля, второй час.
3 Это размышление о смерти разобрано в лекции от 24 марта, вто-рой час.
4 Эйдетическая вариация — это метод, с помощью которого в чем-то данном выделяют инвариантное смысловое ядро, конститутивное для данного сущего и называемое иначе его эйдосом. Вариация предполагает ряд воображаемых трансформаций этого сущего, выявляющих границы, переступая которые мы имеем дело уже с иным сущим и, таким образом, позволяет очертить его инвариантный смысл (сущность). «Эйдетическая», стало быть, относится не столько в самой вариации, сколько к ее результату.
5 Надо заметить, что в ответе Дсррида (1972) Фуко уже вывел смысл картезианского «размышления» за рамки установления чистых правил метода, рассматривая его в контексте необратимых процессов субъективации; «Напротив, „медитация", как и прочие мыслительные операции, производи! новые содержания, которые влекут за собой целый ряд изменений в высказывающем их субъекте [...]. В размышлении субъект непрестанно изменяется в результате собственного движения; его речь производит последствия, в которые он вовлечен, она подвергает его риску, заставляет пройти через испытания и искушения, приводит в то или иное состояние, она придаст ему статус, которым он изначально вовсе не обладал. Короче говоря, размышление подразумевает изменчивого субъекта, который меняется под воздействием самих происходящих с ним дискурсивных событий» (Oils et Ecrits, op. cit., II, N 102, p. 257).
6 Фуко собирался опубликовать сборник статей, посвященных
практике себя. Одна из них была посвящена как раз «написанию себя»
(«Ге~спшге de soi») в первые века нашей эры (см. версию этого текста,
опубликованную в Corps ecrit в феврале 1983; переизд.: Dits et Ecrits,
IV, N329, p. 415-^30).
7 Нельзя только писать или только читать; одно из этих дел удруча-
ег и отнимает силы (я имею в виду перо), второе рассеивает и расслаб
ляет. Нужно в свой черед переходить от одного к другому и одно
другим умерять, чтобы собранное за чтением (quicquid lectione collec-
tum est) наше перо превращало в нечто существенное (stilus redigat in
corpus). (Senequc. Lettrcs a Lucilius, t. Ill, livre XI, lettre 84, 2, ed. citee,
p. 121—122 (Сенека. Нравственные письма... Цит., с. 174)).
8 «Вот к чему следовало бы приучать себя занимающимся филосо
фией, вот о чем писать каждый день, вот в чем упражняться (tauta cdei
meletan tous philpsophountas, tauta kauYhemcran grophcin, en toutois
gummarcsthai)» (Epictete. Entretiens, I, I, 25, ed. citee, p. 8 (Эпнктет. Бе
седы, цит., с. 42)).
9 Entretiens, HI. 5, 11 (p. 23 (Эпиктет. цит.. с. 163)).
10 Id., 24. 103 (p. 109 (Там же, с. 209)).
11 Id., 24. 104 ((Там же, с. 209)).
12 См. лекцию от 24 марта, первый час.
13 Насчет hupomnemata см. пояснения Фуко в «Ecriturc de soi» // Dits
ct Ecrits, IV, N 329, p. 418-^123.
14 На самом деле смысл hupomnemata в греческом — более широ
кий, чем просто собирание цитат или высказываний на память. В более
широком смысле это понятие означает любой комментарий или запис
ку на память (см. статью Commentarium (commcntarius — латинский
перевод hupomnemata): Dictionnaire des antiquites grecques ct romaines,
s. dir. E.Saglio, t. 1—2, cd. citee, p. 1404—1408). Но оно также может
означать собственные ежедневные заметки и размышления, необязате
льно с цитатами (см.: Hadot P. La Citadelle interieure, op. cit., p. 38 et
45—49).
15 Cicero. Letters to Atticus, ed. et trad. D. R. Shackleton Bailey. Har
vard University Press, Loeb Classical Library, 1999, 4 tomes.
1(1 Речь о 99-м письме (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Цит. С. 247—251), где Сенека переписал для Луцилия письмо, отосланное им Маруллу.
17 «Я слишком поздно получил твое письмо, в котором ты просишь меня написать о спокойствии души [...]. У меня совсем нет свободного времени, чтобы заняться тем, о чем ты просишь, но для меня еще более непереносима мысль, что человек, через которого мы общаемся, придет к тебе с пустыми руками. Посылаю тебе выписки (hupomn-ematon), сделанные мной для себя» (De la tranquillite dc fame, 464e—f,
§ I, p. 98).
1S Обо всем этом см. лекции в Коллеж де Франс с 6 февраля по 26 марта 1980 года, в которых Фуко (в рамках общетеоретического подхода, определенного им как изучение обязательств по отношению к истине) рассматривает взаимосвязь между явлением истины и прощением ошибок, отталкиваясь от проблем крещения, канонического покаяния и руководства сознанием. Также надо обратиться к лекциям от 19 и 26 февраля 1975 года, в которых Фуко разбирает историю пасторства (Les Anormaux. Cours аи College de France, 1974—1975, ed. s. dir. F. Ewald & A. Fontana, par V. Marchctti & A. Salomoni. Paris, Galli-
mard/Seuil, 1999).
1д В связи с этим переходом от техники признания, ограниченного монастырской средой, к общеобязательной практике исповеди см.: La Volonic dc savoir. Paris, Gallimard, 1976, p. 28—29 et 84—86.
20 Фуко занялся анализом процедур признания в судебной системе после первых лекций в Коллеж де Франс (1970—1971 гг., о «Воле к знанию»; резюме этого курса в: Dits et Ecrits, II, N 101, p. 240—244), начав с изучения эволюции феческого права с VII по V век до н. э. В качестве образца был взят «Царь Эдип» Софокла.
21 Об испытании сознания (Гсхатеп de conscience) в стоицизме, и в
частности у Сенеки, см. лекцию от 24 марта, второй час,
22 См. точное определение термина «признание» в неизданной лек
ции Фуко «Поступать плохо, говорить правду. Функции признания»
(Лувен, 198L): «Признание — это словесный акт, посредством которо
го субъект, формулируя о себе некое утверждение, связывает себя с
этой истиной, ставит себя в зависимое положение от другого и в то же
время меняет свое собственное отношение к себе».
23 Записи Арриана не содержат первой, собственно технической и
логической, части курса Эпиктета (посвященной изложению и объяс
нению основных положений учения), они отражают только их приме
нение в свободной беседе с учениками.
24 Письмо Арриана Геллию. Эпиктет. Беседы. С. 39.
25 См. лекцию от 27 января, первый час.
26 См. данную лекцию, первый час.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!