Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. 1 Ср., например, что говорится у Стобея: «Подобно тому, как телес­ ная сипа являет собой некое напряжение (tonos) в нервах



1 Ср., например, что говорится у Стобея: «Подобно тому, как телес­
ная сипа являет собой некое напряжение (tonos) в нервах, так и сила ду­
ши есть напряжение в суждении или действовании» (Florilegium, II,
564). По проблематике напряжения (tonos) в стоицизме и его роли в
монистических представлениях о мире («tonos — это внутреннее на­
пряжение, обеспечивающее целостность сущего», р. 90) главной оста­
ется работа А. Ж. Бельке (A. J. Voelke) «L'ldee de volonte dans le
stoi'cisme» (op. cit.), после классического исследования Э.Брейе (Вгё-
hier E. Chrisippe et 1'ancien stoicisme. Paris, PUF, 1910 (1950 2)).

2 По поводу 55, 57 и 58 писем Фуко замечает; «Письма Сенеки яв­
ляют собой пример повышенного внимания к вопросам здоровья, дие­
ты, недомоганиям и ко всем расстройствам, которые могут затронуть
как тело, так и душу». (Le Souci dc soi, op. cit., p. 73).

3 Марк Корнелий Фронтон (100—166), родом из Ну мидии, консул
в 143 г., известен прежде всего тем, что был учителем риторики у Мар­
ка Аврелия. Вероятно, он был хорошим оратором, но судить об этом
мы можем только по сохранившейся переписке с будущим императо­
ром. Эта переписка продолжалась с 139 по 166 год (год смерти Фрон­
тона). См. разбор этой переписки у Фуко в лекции от 27 января, второй

час.

4 Элий Аристид является автором шести «Священных речей», по­
священных этим болезням и их лечению (trad. A.-J. Fcstugiere, Paris,
Macula, 1986). См. об этом: Le Souci de soi, p. 73.

5 Ссылка на начало «Государства» Платона, к тому моменту, когда
Кефал, спрошенный насчет связанных со старостью тягот, отвечает:

«Я не раз встречал стариков, у которых все это не так; например, поэту Софоклу был при мне задан такой вопрос: „Как ты, Софокл, насчет лю­бовных утех? Можешь ли ты еще иметь дело с женщиной?" — „Что ты такое говоришь, право, — отвечал тот. — Да я с величайшей радостью избавился от этого, как убегает раб от необузданного и лютого госпо­дина"». (La Republique, livre I, 329 b—с // Platon. Oeuvres completes, t. IV / trad. E. Chambry, ed. citee, p. 6 (Платон. Государство. 1, 329 b—с. Соч. В 4т. Т. 3. С. 81)).

6 Во всем последующем описании Фуко на самом деле путает два текста Сенеки: отрывок из беседы «О спокойствии души»: «Добавь сюда тех, кто, подобно страдающим бессонницей, поворачиваются так и сяк, пытаясь найти удобное положение, пока их не настигнет уста­лость; сто раз ощутив себя не в своей тарелке, они, наконец, останавли­ваются не там, куда их привела тяга к переменам, но там, где их настигла старость» (II, 6, trad. R.Waltz, ed. citee, p. 76) и 32 письмо: «Жизнь наша коротка, и сами мы еще больше сокращаем ее своим не­постоянством, каждый раз начиная жить наново. Мы дробим ее на мел­кие части и рвем в клочки» (Lettrcs a Luciiius, 1.1, livre IV, lettre 32, ed. citee, p. 142 (Сенека. Нравственные письма к Луцилию. ук. соч. Пись­мо 32, с. 60)). Ср. также: «Ты поймешь, до чего противно легкомыслие тех, кто ежедневно закладывает основания новой жизни» (Id., livre II, lettre 13, 16, p. 51 (там же, письмо 13, 16, с. 25)) и 23 письмо, 9.

7 «Спеши же, дорогой Луцилий, подумай, как бы ты ускорил шаг, если бы по пятам за тобою шли враги, если бы ты опасался, что вот-вот появится конный и пустится вдогонку убегающим. Так оно и есть: по­гоня настигает, беги быстрее» (Id., 32, 3, р. 142 (там же, письмо 32, 3, с. 60)).

8 Id. 32, 4 (p. 143) (там же, письмо 32, 4, с. 60).

9 Ср.: лекция от 24 марта, второй час.

10 В связи с вопросом о смертной или бессмертной природе души у
стоиков, в частности у Сенеки, см. лекцию от 17 марта, второй час.

" Ср. разбор этого изречения в лекции от 6 января, второй час.

12 См.: Andre J.-M. L'Otium dans la vie morale et intellectuelle romai-
ne, des origines a Pepoque augusteenne. Paris, PUF, 1966.

13 Египетская богиня Исида известна прежде всего тем, что она, со­
гласно популярному мифу, полный рассказ о котором имеется у Плу­
тарха (Isis et Osiris // Plutarque. Oeuvres morales, t. V-2 / trad.
C. Froidetbnt. Paris, Les Belles Lettres, 1988), собрала куски тела Осири­
са. В первые века нашей эры ее культ (одновременно вероломной жен­
щины, преданной супруги и заботливой матери) получил широкое
распространение и популярность его росла, так что в конце концов он
нашел признание у римских императоров (к примеру. Калигула велел

возвести в Риме храм Исиды) и получил философско-мистическое ис­толкование у гностиков. По поводу воздержания и исповеди в этих ри­туалах см.: Cumont F. Lcs Religions orientates dans le paganisme romain. Paris, E. Leroux, 1929, p. 36—37 et 218 N. 40, а также Turcan R. Lcs Cul-tes orientaux dans le monde romain. Paris, Les Belles Lettres, 1989, p. 113 (этими ссылками я обязан П.Вейну (P. Veyne)).

14 Ср.: Le Souci de soi, p. 68.

15 Ср.: id., p. 69.

16 О жизни и социальном составе античных философских школ см.:
Carlo Natali. «Lieuxct Ecole de savoir» // Le Savoir grcc, s. dir. J. Brunsch-
\vig & G.Lloyd. Paris, Flammarion, 1996, p. 229—248. Общие указания
можно также найти у П. Адо: Hadot P. Qu'est-ce quc la philosophic anti­
que?, op. cit., p. 154—158.

17 Об организации кружка Мецената (в который входили Вирги-
лий, Гораций, Проперций и др.) при дворе Августа в конце 30-х годов
до Р. X. см.: Andre J.-M. Мёсёпе. Essai de biographic spirituelle. Paris, Les
Belles Lettrcs, 1967.

18 О римском эпикуреизме в Кампании и, в особенности, о Филодеме
из Гадары и Луции Кальпурнии Писо Кесонии см. фундаментальный
труд специалиста по этой теме М. Джиганте: Gigante М. La Bibliotheque
de Philodeme et 1'epicursme romain. Paris, Les Belles Lettres, 1987.

19 Обычно выделяют (см.: предисловие Ф.Дома (F.Daumas) к его
переводу «De Vita contemplative» Филона, ed. citee, а также обширную
библиографию Р. Радиче (R. Radice): Filone di Alessandria, Naples, Bib-
liopolis, 1983) три «периода» критики: древний (от Евссвия Кесарий-
ского в III веке до Б. де Монфокона (В. de Montfaucon) в XVIII веке),
терапевтов рассматривают как одну из христианских сект; девятнад­
цатый век (Ренан и П. Лагранж), считается, что Филоп описал некую
идеальную общину; и, наконец, современная критика путем провер­
ки и сопоставления фактов свидетельствует реальное существование
группы терапевтов, сближая их с Ессеями (Esseniens) (см.: М. Delcor
и др.).

20 Как раз в лекции от 19 марта 1980г. Фуко разрабатывает важный
тезис о возобновлении Кассианом в христианстве языческих философ­
ских техник управления и испытания в связи с возникшей задачей под­
готовки отшельника до его ухода в пустыню.

21 «Руки под одеянием, правая на груди под подбородком, левая
выпрямлена вдоль тела» (Philon. De Vita contemplative, 476M / trad.
P. Miquel, e"d. citee, § 30, p. 99—101).

22ld.47IM, §2 (p. 81).

23 «На фундаменте самоконтроля (egkrateian) они возводят здание других добродетелей» (id., 476M, § 34, р. 103).

24 «Полагая седьмой день особо священным, они воздают ему ред­
костные почести; в этот день, завершив заботы о душе (ten tes psukhes
epimeleian), они натирают маслом тело» (id., 477М, § 36, р. 105).

25 «Род терапевтов, неустанно прилагающих усилия к тому, чтобы
научиться видеть ясно, стремится к созерцанию Бытия» (id., 473M,
§10, р. 85).

24d.,476M, §35 (р. 103—104). 27 Id., 475M, § 28 (р. 97).» Id, § 26 (р. 97).

29 См. лекцию от 12 января, первый час, и лекцию от 24 марта, вто­
рой час.

30 О политической организации пифагорейской общины и аристо­
кратических тенденциях в ней см. классическое описание А.Делатта
(A.Delatie) в главе «Organisation politique de la societe pythagoricienne»
// Essai sur la politique pythagoricienne (1922). Geneve, Slatkine Reprints,
1979, p. 3—34.

31 См. имеющие решающее значение тексты Эпиктета из «Бесед»
(вся первая глава IV книги, и прежде всего книга вторая, I, 22—28, по­
казывающая, что получить свободу в присутствии претора еще не зна­
чит перестать быть рабом) и «Руководство» (XIV), а также о свободе
мудреца (67 и 77) из Ватиканских изречений Эпикура.

32 «И почему это Аполлон? Почему он прорицает? Почему он вы­
брал такое место, которое делает его прорицателем и источником ис­
тины, и куда стекаются все обитатели ойкумены? Зачем выбито на стене
храма „Познай самого себя", если никто не понимает этих слов? Уда­
лось ли Сократу убедить всех приходивших к нему позаботиться о себе?
Вряд ли и одного из тысячи». (Entretiens, III, I, 18—19, ed. citee, p. 8).

33 Намек на знаменитую орфическую формулу инициации, говоря­
щую о малочисленности избранных; ср.: «много тирсоносцев, да мало
вакхантов» (Platon. Phedon, 69с / trad. L.Robin, ed. citee, p. 23 (Платон.
Федон. 69 с. II Платон. Соч. В 4 т. Т. 2. М, 1993. С. 21)).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...