Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечания. 1 Легенду о Фаусте Фуко подробно рассмотрит в лекции от 24 фев­ раля, второй час



1 Легенду о Фаусте Фуко подробно рассмотрит в лекции от 24 фев­
раля, второй час.

2 Spinoza В. Tractatus de intellcctus emcndationc // Benedicti de Spino­
za. Opera quotquot reperta sunt, ed. J. Van Vloten & J. P. N. Land, La Haye,
1882—1884 (Traite de la reformc de Tentendemcnt // Oeuvres de Spinoza /
trad. C. Appuhn. Paris, 1904).

3 Husserl E. Die Krisis der europaischen Wisscnschaften und die trans-
zendentale Phanomenologic. Belgrade, Philosophia, 1936 (La Crise dcs sci­
ences europcenncs ct la Phenomcnologie transcendantalc / trad. G.Granel.
Paris, Gallimard, 1976). См.: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и

трансцендентальная феноменология / Пер с нем. Д. В. Скляднева.

СПб., 2004.

4 Именно эту традицию Фуко признавал в то же время «современ­ной» в философии и считал себя се продолжателем (см.: Dits et Ecrits, op. oil., IV, N 351, p. 687—688; N 364, p. 813—814).

5 Hegel G. W.F. Phanomenologie des Gcistes. Wurtzburg, Anton Goeb-
hardt. 1807 (Phcnomcnologie de rEsprit / trad. J. Hyppolite. Paris, Aubi-
er-Montaignc, 1941). См.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Пер.
Г. ШпстаГсПб.: Наука, 1992.

6 О повой постановке вопроса о субъекте у Лакана см.: Dils et Ecrits, 111. N 235, p. 590; IV, N 299, p. 204—205 и N 330, p. 435. Из работ Лакана на эту тему: «Fonction et champ de la parole et du langage en psycha-nalyse» (1953) II Ecrits. Paris, Le Seuil, 1966, p. 237—322; «Subversion du sujet ct dialectique du desir dans Tinconscient freudien» (1960), ibid., p. 793—827; «La Science el la verite» (1965), ibid., p. 855—877; «Du sujet cnfin la question» (1966), ibid., p. 229—236; Le Seminaire I: Les Ecrits techniques de Freud (1953—1954), Paris, Le Seuil, 1975, p. 287—299; Le Seminaire П: Le Moi dans la theorie dc Freud ct dans la technique de la psychanalysc (1954—1955), Paris, Le seuil, 1978; Le Seminaire XI; Les Quatre concepts fondamentaux de la psychanalysc (1964), Paris, Lc Seuil, 1973, p. 31—41, 125—135; «Reponse a des etudiants en philosophic sur 1'objet de la psychanalyse», Cahiers pour Tanalysc, 3, 1966, p. 5—13; «La Mcprise du sujet suppose savoir», Scilicet, I, Paris, Le Seuil, 1968, p. 31—41; Le Seminaire XX: Encore (1973), Paris, Le Seuil, 1975, p. 83- 91; «Le Symptome», Scilicet, 6/7, Paris, Le Seuil, 1976, p. 42—52 (этим примечанием я обязан Ж. Ла1ранжу и М. Бертани).

До разработки этого третьего момента дело не дойдет ни в этом, ни в следующем году.

8 «Когда кто-то спросил, почему спартанцы передают свои поля
илотам, а не заботятся о них сами (kai ouk autoi epimelountai), Анак-
сандрид ответил: „Ведь мы приобретали наши земли, тоже заботясь
не о земледелии, а о самих себе (ou teuton epimelomenoi allriautdn)».
(Apophicgmes laconiens, 217 a // Plutarque. Oeuvres morales, t. Ill / trad.
F. Fuhrmann. Paris, Les Belles Lcttres, 1988, p. 171 — 172 (Плутарх. За­
стольные беседы. Л.: Наука, 1990, с. 299)); ср. тот же пример в Le Souci
desoi, op. cit.,p. 58.

y Эти вопросы буду! рассмотрены в лекции от 13 января, второй

час.

10 Об этом речь в начале текста, в ЮЗа—105с (Alcibiade // Platan, Oeuvres completes, t. I / trad. M Croiset. Pans, Les Belles Lettres, 1920 же ссылки на эю издание), р. 60—63). См.: П:штоп. Соч. В 4 т. Т. 1.: Мысль, 1990. С. 220—222.

11 Фуко имеет в виду судьбу Ахилла: «Моя мать говорила мне час­
то, среброногая богиня Фетида; две дороги ведут тебя к смерти, всепо­
глощающей. Если здесь я останусь сражаться под Троей, домой не
вернусь я, но ждет меня слава неувядаемая. Если, напротив, вернусь я в
отчие земли, не будет мне славы, долгая жизнь суждсна мне, и смерти
всепоглощающей ждать меня долго придется» (lliade, chant IX, vers
410—416 / Had. P.Mazon. Paris, Les Belles Lettres, 1937, p. 67. (Илиада,
песнь IX, стихи 410—416, перевод Гнсдича)).

12 Alcibiadc, 104а (р. 60 (Платой. Соч. В 4 т. Т. 1, М., 1990, с. 220)).

13 По своему отцу, Клипию, Алкивиад происходил из рода «Евпат-
ридов» («благородных»), семьи аристократов и крупных собственни­
ков, которым принадлежала политическая власть в Афинах после
периода архаики. Что касается жены Клиния (дочери Мсгакла, подвер­
гнутого остракизму), то она была из семьи Алкмеонидов, сыгравших
определяющую роль в политической истории Афин классического пе­
риода.

14 Alcibiade, 104b (p. 61 (Платон. Т. 1, с. 220)).

15 Вопроса о критическом возрасте мальчиков Фуко, в частности,
касается в лекции от 28 января 1981 г., посвященной формированию
этического восприятия афродисий (принцип социо-сексуального изо­
морфизма и принцип деятельности), а также проблемам, возникаю­
щим в связи с любовью к мальчикам из хороших семей. i

l6Xenophon. Memorables, III, VII, ed. citee, p. 363—365. (См.: Ксено-фонт. Воспоминания о Сократе / Пер. С. И. Соболевского. М,: Наука, 1993, с. 92—94).

17 Точнее в греческом тексте сказано: «alia diateinou mallon pros to
seauto prosekhein» (Xenophon. Memorabilia, VII, 9, ed. E. C, Mackant,
Londres, Loeb Classical Library, 1923, p. 216).

18 Весь этот пассаж из «Алкивиада», 119а— 124Ь (р, 86—93 (Пла­
тон, с. 242—248)).

19 «Послушай же, милый, меня и того, что начертано в Дельфах:
„Познай самого себя"» (Alcibiadc, 124b, p. 92 (Там же, с. 248)). '

20 Alcibiade, 125d (p. 95 (Платон, с. 251)). I
2' Alcibiade, 126с (р. 97 (с. 252)).

22 Alcibiade, 127d (p. 99 (с. 254)).

23 Alcibiade, 127e (p. 99 (с. 254)).

24 Apologie de Socratc, ЗОа / trad. M.Croiset, ed. citce, p. 157. (См.:
Платон. Т, I. С. 84).

25 Согласно Диогену Лаэрцию (Vies et Doctrines des philosophies il-
lustres, III, 57—62 / trad. s. dir. M.-O. Goulet-Gaze. Paris, Le Livre de Po-
che, 1999, p. 430—433 (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и
изречениях знаменитых философов/ Пер. М. Л. Гаснарова. М.: Мысль,

1979 С. 166—169)), в каталоге Фрасила (астролог Тиберия и философ при дворе Нерона, I в. н. э.) диалоги Платона разбиты на четыре груп­пы и в качестве заголовка для каждого чаще всего фигурирует имя главного собеседника Сократа, хотя возможно, что такой способ оза­главливать диалоги восходит к самому Платону, в подзаголовке же указывается основная тема.

26 Так в «Алкивиаде», 129Ь (р. 102 (с. 256)).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...