Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Профессионально-этические нормы в журналистском освещении музыкальной проблематики



Аннотация. Целью статьи является анализ профессионально-этических норм, регламентирующих журналистскую деятельность в процессе освещения музыкальной проблематики. Предлагаются пути решения проблем, связанных с подготовкой профессиональных музыкальных журналистов.

Ключевые слова: СМИ, корпоративные нормы для музыкальных журналистов; музыкальная журналистика; профессиональная подготовка кадров.

В огромном потоке материалов СМИ, ежедневно потребляемых современным обществом, события музыкальной культуры занимают скромное место. В свете последних исторических событий приоритетными становятся публикации о политике, экономике и спорте. Тем не менее, желающих публиковать материалы о музыке становится больше. Однако связано это не столько с большим желанием и, главное, потребностью в создании публикаций о музыкальных событиях, сколько с заблуждением о том, что писать об этом проще, чем о чем-либо. Развеять этот миф мы постараемся, прибегнув к анализу профессионально-этических норм, регламентирующих журналистскую деятельность в процессе освещения музыкальной проблематики.

Музыкальная культура давно является объектом осмысления сразу двух направлений – музыкально-прикладного и журналистского. Эта двоякая природа существования отражается как на характере изложения материала, так и на компетентности высказываний относительно процессов, происходящих в современной музыкальной культуре. В контексте рассматриваемой проблемы нас интересует журналистская деятельность, конкретнее – область музыкальной журналистики, к коей и относятся публикации о музыке. Долгое время в музыкознании для определения деятельности, направленной на процесс освещения музыкальной проблематики, вместо понятия «музыкальная журналистика» использовалось «музыкальная критика». Однако, как по праву было отмечено музыковедом Т.А. Курышевой, «музыкальная журналистика – более широкое понятие, охватывающее все направления музыковедческой деятельности данного рода» [2, с. 3]. Остается только добавить, что на сегодняшний день и журналистской деятельности в том числе.

Таким образом, деятельность музыкальных журналистов в силу специфичности предмета освещения регламентируется как профессионально-этическими нормами, общими для журналистской профессии, так и корпоративными нормами музыковедческого сообщества, носящими устный характер.

В процессе освещения событий музыкальной культуры журналист сталкивается с несколькими видами отношений, главными из которых являются: журналист – источник информации и журналист – аудитория. Помимо общих для журналистской профессии типов взаимоотношений, существует еще один тип, характерный исключительно для художественной журналистики, куда включена и музыкальная журналистика в том числе: журналист – объект музыкального искусства. Сюда следует отнести и творчество исполнителей, и концертные программы, и сочинения, и личности музыкантов – словом, все то, что становится объектом интереса журналиста. Главный принцип, часто нарушаемый в отношении объекта музыкального искусства, можно охарактеризовать Библейской заповедью, гласящей: «Не навреди!». Навредить в данном случае очень просто. Стоит только попытаться журналисту блеснуть своими «знаниями» в области музыкальной культуры, как оказывается, что их либо недостаточно, либо вовсе нет. Некомпетентность, основание суждений на таких характеристиках, как «нравится» или «не нравится», – явление для современных журналистских публикаций постоянное. Между тем, от подобного непрофессионализма страдает как, например, исполнитель, чье произведение подверглось такому анализу, так и аудитория, которая мало того, что не получила полного и объективного представления о предмете, но еще и была введена в заблуждение нерадивым журналистом относительно качества объекта музыкальной культуры. Более того, журналист в данном случае полностью игнорирует просветительскую и воспитательную функции, формируя при этом ошибочное мнение – нарушение профессионально-этических принципов, регламентирующих отношения журналист – аудитория. Между тем, как по праву отмечает Т.А. Курышева в своих исследованиях, публикации о музыки – «документ ушедших воззрений» [2, с. 4] – могут стать объектом журналистской или музыковедческой мысли, что может вылиться в новую волну ошибочных суждений.

Нарушением пункта 3-го «Кодекса профессиональной этики российского журналиста» о «распространении заведомо ложной информации» [3]можно считать сведения, публикуемые в большом количестве преимущественно в желтой прессе. Сенсационность материалов подобных изданий, в погоне за которой авторы выпускают в свет искаженные или непроверенные факты, касающиеся личной жизни представителей шоу-бизнеса, не является условием, освобождающим от ответственности перед соблюдением кодекса профессиональной этики. Не говоря уже о том, что в подобного типа изданиях публикации о музыкальной культуре, ее отдельном сегменте – популярной музыке и ее представителях – становятся инструментом к получению прибыли, что в условиях рыночных отношений, означает различное, в том числе и неправомерное получение фактов.

Кроме вышеперечисленных нарушений, в условиях музыкальной журналистики, сложно говорить об объективности изложения материала, поскольку слишком сильно влияния оценочного суждения в отношении того или иного музыкального явления. Для того чтобы создать объективную картину, необходимо не просто быть компетентным в том или ином вопросе, но еще и уметь обращаться с фактами, ранее опубликованными коллегами. А обращаться к ним приходится в силу того, что каждое музыкальное явление не возникает на пустом месте. Музыкальная культура современности есть результат творчества музыкантов целых поколений. Важно не просто суметь рассмотреть закономерности явлений и провести исторические параллели между предшествующими событиями, в чем, кстати, и помогают публикации коллег, но и провести самостоятельный анализ, результатом которого станут свои собственные суждения, основанные на тщательной работе над публикациями. В этом и заключается профессионализм и мастерство музыкального журналиста.

Избежать части проблем, связанных с профессиональной подготовкой журналистских кадров, возможно при переосмыслении журналистского образования. Для формирования нового понимания можно предложить следующие варианты действий: введение спецкурса по подготовке кадров в области музыкальной журналистики, введение курса лекций по истории музыкальной культуры в рамках учебной программы по предмету «Культурология» и курса лекций по «Литературной критике». Естественно, что подобные меры не решат всех проблем. Во всяком случае, они помогут избежать ошибок при подготовке материалов о музыкальной культуре.

Музыковедческое образование уже шагнуло навстречу решению ряда проблем в области подготовки кадров для музыкальной журналистики. К примеру, в Казанской консерватории три года назад был открыт факультет «Музыкально-прикладных технологий», на котором готовят музыкальных журналистов. Однако в силу молодости факультета программа подготовки кадров находится в постоянном совершенствовании. В перспективе, мы считаем, необходимо выработать корпоративные нормы для музыкальных журналистов, а также ввести курс профессиональной этики для музыкальных журналистов, обучающихся в консерватории.

Культура общества, частью которой является музыка, ее состояние, есть показатель духовного развития этого общества. Слово о ней – ее летопись. Журналист в данном случае выступает не только в качестве просветителя и воспитателя аудитории, регулятора общественного сознания, но и историка, фиксирующего музыкальные явления для будущих потомков.

Следование профессионально-этическим нормам означает проявление уважение к своей собственной профессии, к аудитории, для которой ведется эта работа. Любое отклонение от норм должно восприниматься как нечто недопустимое. На сегодняшний день, в связи с огромными темпами глобализации и информатизации медиапространства, с одной стороны, мы имеем возможность получать доступ к абсолютно разной информации, что открывает совершенно новые возможности в поиске необходимых материалов, с другой – появляется большое количество некачественной информации. В таких условиях важно следовать профессионально-этическим нормам с еще большей тщательностью, чтобы сохранить лицо профессии.

Литература

1. Бронфин Е. Ф. О современной музыкальной критике: пособие для семинаров / Е. Ф. Бронфин. – М.: Музыка, 1977. – 320 с.

2. Курышева Т. А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Музыковедение» / Т. А. Курышева. – М.: Владос Пресс, 2007. – 295 с.

3. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие / Г. В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 224 с.

A. Semyonova

PROFESSIONAL ETHICS In journalistic coverage
of MUSIC problems

Abstract. The aim of the article is to analyze the professional ethical rules governing journalistic activities in the light of musical perspective. Offered are solutions to problems related to the preparation of professional music journalists.

Key words: media, corporate standards for music journalists; music journalism; professional training.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...